Новостная лента проекта

11 января 2018г.

Праздник Лори (Lohri), который празднуется 13 января и отмечается, в основном, в Северной Индии, знаменует кульминацию, высшую точку зимы и вступление Солнца на «Северный путь», Уттарайяна, упоминаемый, между прочим, в «Гите» Господом Кришной (стих 8.24: "… шесть месяцев, когда Солнце идет на север, тогда ушедшие [из земной жизни] люди, познавшие Брахму, достигают Брахмы").

В этот день люди собираются вокруг костров (огонь символизирует при этом бога огня, Агни) и предлагают поклонение (пуджу) пламени, обходя вокруг костра «по ходу Солнца» (по часовой стрелке), поют народные песни, обмениваются приветствиями и подносят в пламя сладости и воздушный рис. Всем собравшимся раздается традиционная освященная пища, предложенная божеству (прасад). 

Еще одной особенностью этого праздника являются песни, исполняемые детьми, обходящими с утра дома и просящими взамен деньги или сладости. Собранные таким образом общие продукты и деньги будут использованы на исходе этого дня, вечером, когда зажгутся праздничные костры. Исследователи отмечают, что этот обычай напоминает славянские рождественские колядки. 

14 января будет отмечаться Макар Санкранти, который является одним из самых значимых событий индуистского календаря, и с великим благоговением, пышностью и весельем празднуется по всей Индии в неисчислимом множестве форм, в зависимости от особенностей вероисповедания, культуры или истории того или иного народа, населяющего конкретный район страны. Выделяя общее среди этих форм, можно сказать, что Макар Санкранти – день, когда великий бог Солнца начинает свой путь в Северное полушарие, как бы напоминая всем нам, своим детям, древнее санскритское изречение «тамасо ма джьйотир гамайя» - «веди меня из темноты к свету». Согласно очень древнему учению, Макар Санкранти это начало той благоприятной половины года, которая известна как «день богов». 

Важная составляющая этого особенного дня – его особое значение для отношений между родителями и детьми: мы видим, что в этот день даже бог Солнца, Сурья, в обычное время не очень-то ладящий со своим сыном Шани (Сатурном) приходит в дом своего сына (в созвездие Макара, Козерога). Этот праздник практически всегда отмечается в один и тот же день (порой с очень небольшими колебаниями от 13-го до 15-го января): таких праздников в индуистском календаре крайне мало. 

Праздник Понгал (14 января) можно назвать южным аналогом фестиваля Макар Санкранти – Понгал распространен, главным образом, в штатах Тамил Наду и Андхра Прадеш. С одной стороны, этот праздник считается праздником урожая, а с другой стороны, Понгал можно назвать празднеством во славу Солнца, столь способствующего в этих районах Индии обильной жатве. Таким образом, в целом Понгал является сельским, крестьянским праздником.

Понгал празднуется в течение трех дней и начинается с очистки и приведения в порядок жилищ. В первый день праздника, «Бхоги», люди поднимаются рано утром и, после специального омовения, складывают и сжигают перед домом накопившийся мусор и старые ненужные вещи, отмечая так время расставания со старым, отжившим, и сосредоточения на новом, несущем перемены к лучшему. На стенах и напротив дверей домов создаются цветные изображенияранголи (различные виды сложных орнаментов, дошедших до нас, порой, из глубокой древности). 

Во второй день, с использованием риса нового урожая, готовится специальное праздничное кушанье «понгал», которое в ходе особого поклонения, предлагают богу Солнца, перед нарисованным изображением колесницы с Солнцем в ее центре (как известно, бог Солнца передвигается в колеснице, в которую запряжены семь коней). По завершении пуджи некоторая часть этого кушанья приносится в каждый дом, чтобы привлечь, таким образом, благословение бога Солнца. 

Третий день праздника посвящен почитанию коров – заботливо украшенных коров подводят к каждому жилищу селения.

05 января 2018г.

Индийская традиция составления комментариев и трактовок к текстам священных писаний насчитывает много веков. Комментарии, составленные основателями философских школ, служат фундаментом для теории и практики будущих последователей, а также приобретают, в свою очередь, последующие комментарии. В качестве примера мы публикуем в разделе "Заметки" четырнадцать прочтений первого стиха "Саундарья Лахари", приведенные Субрахманьей Шастри и Т.Р. Шринивасом Айенгаром в издании начала 20-го века. Полностью с текстом книги можно ознакомиться в библиотеке нашего сайта. 

03 января 2018г.

Благоприятный четвертый день убывающей Луны (кришна-пакша) месяца Магха широко известен в Северных штатах Индии как день поклонения Шри Ганеше и богу Луны Чандре. Собственно, название этого дня связано с богиней Сакат Чаутх Матой, храм которой находится в селении Сакат в Раджастане, и которой поклоняются издревле в этот день замужние женщины. Однако в народе этот день известен как Ганеша Чаутх или Тилкута Чаутх (тилкут – традиционная индийская сладость из кунжута с пальмовым сахаром; слово тил на хинди обозначает и растение, и семена, и масло семян кунжута). 

В этот день замужние женщины, соблюдающие пост, после раннего подъема, омовения и облачения в новые одежды, очищают место поклонения и 108 раз декламируют мантру «Ом Ганешайя намах». Замужние женщины молятся в этот день о здоровье и благополучии своих детей. Преданные приверженцы бога Ганеши в течение всего дня соблюдают пост, хотя дозволяется вкушать молоко, чай и фрукты. Пост в этот день считается очень благоприятным. Вечером на декорированную платформу устанавливается изображение Шри Ганеши. После украшения его цветами и травой дурва, Шри Ганеше предлагаются сладости из кунжута с сахаром, пирожные модака, а в конце пуджи исполняется арати. Нередко люди хранят прасад с этой пуджи напротив изображения божества всю ночь, а на следующее утро делятся им с членами семьи и с друзьями. 

В этот же день почитается и бог Луны, Чандра. Вечером, после восхода Луны, ему предлагается аргхья, и после прочтения Сакат Чаутх катхи, пост заканчивается пиром. 

С днем Сакат Чаутх связано предание (его сюжет напоминают некоторые русские сказки). В этом предании говорится о двух братьях, со своими женами живших по соседству друг с другом. Супруга старшего брата отличалась жадностью и сварливым нравом, в то время как жена младшего была предана богу Ганеше. Собравшись однажды, на Сакат Чаутх, совершить пуджу Ганеше, она попросила жену старшего брата дать ей пищи, которую можно было бы предложить слоновоголовому богу. Встретив ее грубый отказ, она в печали удалилась к себе домой, однако ночью сам Господь Ганеша пришел в ее дом и принес ей в подарок множество золотых украшений. Жадная жена старшего брата постаралась повторить ее поступок, однако явившийся ей Ганеша был недоволен и жестко осудил ее. Она смогла вернуть себе его расположение только после поклонения ему с глубокой преданностью в этот же день, Сакат Чаутх.

24 декабря 2017г.

19 декабря 2017г.

Продолжая серию очерков и видеороликов об индийских искусствах, предлагаем вниманию наших подписчиков клип исполнительницы классического танцевального стиля бхаратанатьям Субхалакшми Кумар. У танцовщицы дома живут два попугая, и она очень любит их. Субхалакшми захотела рассказать о дружбе попугая и человека, используя выразительный язык танца и песню на стихи тамильского поэта. В клипе снялись ее домашние друзья-птицы. 

 

18 декабря 2017г.

ТИЛЛАНА (или тхиллана) — композиция в классической южноиндийской музыке карнатик, обычно исполняемая в завершении концерта. Тиллана широко используется в индийском классическом танце. Ознакомиться с вокальным, инструментальным и танцевальным исполнением тилланы на примере Тиланы Дханашри, сочиненный легендарным Свати Тируналом, можно в нашем новом очерке в разделе "Заметки...". 

 

16 декабря 2017г.

Дхану Санкранти – буквально «переход (санкранти) в созвездие Стрельца (дхану)» , это время вступления Солнца в астрологический знак Стрельца (Дхану-раши), знаменующего собой начало девятого месяца индийского солнечного календаря. 

В этот день повсеместно распространено почитание «всевидящего ока богов» - бога Солнца, Сурьи. Весьма благоприятным в этот день считается ритуальный прием воды священных рек – Ганги, Ямуны, Годавари, Тунгабхадры, Кришны, Кавери, Маханади и других. С особой пышностью этот день отмечается в штате Орисса, где проводится большое поклонение Господу Джаганнатхе (девятый месяц солнечного календаря вообще весьма популярен среди вайшнавов). В различного рода театральных постановках здесь разыгрываются эпизоды из жизни Кришны, в частности – история убиения Кришной своего дяди по матери, демонического царя Камсы (как известно, царь Камса пригласил Кришну в свою столицу, Матхуру, как раз по случаю праздника Дхану-ятра, проводимого в это время ).

15 декабря 2017г.

В разделе заметок опубликована вторая часть очерка "Мантра Гайятри и ее значение"; также выложены несколько видеороликов с демонстрацией классической декламации и современным музыкальным исполнением. 

15 декабря 2017г.

В нашей группе В Контакте можно послушать концертный альбом известной классической исполнительницы карнатик М.С. Суббулакшми, выпущенный на пластинке в 1970 году. 

09 декабря 2017г.

"Дхаммапада" — знаменитый буддийский сборник изречений. В переводе с пали, с введением и комментариями В.Н.Топорова, русское издание "Дхаммапады" было отредактировано Юрием Николаевичем Рерихом и вышло в свет в Москве в 1960 году. Продолжая серию "Памятники литературы народов Востока", книга стала очередным (XXXI) томом серии Bibliotheca Buddhica, прерванной в годы репрессий. 

Книга доступна в библиотеке нашего сайта. 

 

Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту