Реклама

 






Новостная лента проекта

15 мая 2016г.

В день Сита Навами (также известный как Сита Джаянти) отмечается День рождения Шри Ситы, божественной супруги Шри Рамы. Сита считается воплощением богини Лакшми, которая сопровождала своего супруга Вишну, родившегося как Рама во время их земных игр.

Она родилась в царстве Митхилы, на территории современного Непала, и обстоятельства ее рождения были очень необычными: царь Джанака, совершавший особый вид жертвоприношения и вспахивавший плугом землю, обнаружил девочку, лежащую в золотой корзине посредине борозды. Он принял ее как собственную дочь. По этой причине богиня Земли считается матерью Ситы. В различных ритуалах и знаках этого праздника можно видеть символическое изображение плуга. 

Некоторые источники также указывают на то, что Сита в своем предыдущем рождении была известна как праведная Ведавати, совершавшая поклонение Вишну. Равана похитил Ведавати и осквернил ее чистоту; из-за этого она вошла в огонь по собственной воле, чтобы при ее следующей жизни Равана понес заслуженное наказание. 

Поскольку Сита считается идеалом супруги, многие девушки и женщины совершают в этот день различные обряды и молятся ей для счастливой семейной жизни.

 

 

14 мая 2016г.

На нашем сайте размещены несколько стихов святого тамильского поэта Наммальвара, жившего в 9 веке. Стихи из сборника "Тируваймоли" переведены с тамильского А.М. Пятигорским (из книги: А.М. Пятигорский. "Материалы по истории индийской философии". Москва, 1962). Также приведена небольшая заметка о самом Наммальваре. 

13 мая 2016г.

В разделе "Заметки. Блоги. Ссылки" опубликован очерк А.П. Ольшевского "Дэвата-бхава". Благодарим Дмитрия Никанорова за предоставленные материалы. 

12 мая 2016г.

Праздник Ганга-саптами, известный также как Ганга-пуджан и Ганга-джаянти, отмечается на седьмой день светлой половины лунного месяца Вайсакха. Ганга – наиболее священная среди рек Индии, и в этот день приветствуют ее нисхождение с небес на землю, случившееся в древности, предлагая ей различные знаки почитания, молитвы и празднества в ее честь. 
 

История нисхождения Богини Ганги следующая: 

Некогда жил царь по имени Сагара, принадлежавший Солнечной династии и правивший царством Кошала. Он собрался совершить сотню ашвамедха-ягьий (жертвоприношений коня), и для завершения последнего сотого жертвоприношения ему требовалось стать царем небес (Сваргалоки). Естественно, такое не могло понравиться Индре, бывшему царем небесных миров в то время, и поэтому он похитил коня, необходимого для сотой ягьи, и укрыл его в ашраме мудреца Капилы. Сыновья царя Сагары, числом шестьдесят тысяч, отправились на поиски коня и через некоторое время обнаружили его в обители Капилы. Они ложно обвинили мудреца в краже и развязали против него битву. Мудрец разгневался и испепелил всех сыновей Сагары. 

Шло время, сменялись цари в династии Солнца. Одним из них стал Бхагиратха. Взойдя на престол, он увидел признаки упадка, грозящие царству, и понял, что причиной этого являются грехи, совершенные предками. Решив избавиться от последствий грехов, Бхагиратха понял, что только небесная река Ганга способна очистить их. С этой целью он отправился в Гималаи и в течение тысячи лет совершал аскезу, чтобы удовлетворить Господа Брахму. 

Господь Брахма появился перед царем Бхагиратхой и обещал ему, что Богиня Ганга спустится с небес на Землю, исполнив желание царя. Однако падение небесной реки на землю могло быть слишком сильным и разрушить земной мир. Поэтому Господь Брахма посоветовал царю обратиться к Господу Шиве, который мог контролировать силу Ганги. После завершения аскезы царя Господь Шива согласился помочь царю: он распустил свои волосы и связал ими бурное течение Ганги, когда она стала ниспадать с небес. Этот день и стал праздноваться как Ганга-саптами

Затем Господь Шива позволил только части могучего потока упасть в Гималаях. Ганга, которая низошла на землю благодаря усилиям царя Бхагиратхи, получила имя Бхагиратхи.

Ганга, которая продолжила свое течение по земле, смыла своим потоком обитель мудреца Джахну. Рассерженный мудрец полностью выпил реку. Затем, по просьбе царя Бхагиратхи, он выпустил ее из своего уха. Этот день стал известен как Джахну-саптами, а сама Ганга стала известной впоследствии как Джахнави – дочь мудреца Джахну. Продолжив свое течение из Гималаев, Ганга достигла ашрама мудреца Капилы, где омыла прах шестидесяти тысяч принцев, очистив от греха и даровав им освобождение (мокшу). Этот день отмечается как Ганга-дуссера.

 

11 мая 2016г.

Святой Рамануджа-ачарья родился в 1017 году в Южной Индии (Шриперумбудур, Тамил Наду) и прожил, как считается, 120 лет. Шри Рамануджа является основателем одной из вайшнавских традиционных школ (Шри-сампрадайя) и учителем философии вишишта-адвайты. 

Предлагаем вниманию наших подписчиков замечательный индийский фильм об этом знаменитом философе и религиозном реформаторе. В фильме много традиционной южно-индийской музыки, классической декламации санскритских и тамильских гимнов. Фильм снабжен закадровым переводом на русский язык.

 

 

 

26 апреля 2016г.

Продолжением нашего цикла очерков "Легенды индийских храмов" служит рассказ о Симхачалам -- священном месте, где некогда разворачивались известные события, связанные с Господом Нрисимхой и бхактой Прахладой. 

25 апреля 2016г.

Дорогие друзья, мы рады предложить вниманию посетителей сайта новую книгу в нашей библиотеке -- это "Авадхута Гита" ("Песнь Вечно-свободного"), авторство которой принадлежит легендарному индийскому мудрецу Даттатрейе. Различные писания рассматривают Даттатрейю как одновременное воплощение Брахмы, Вишну и Шивы (поэтому традиционно его изображают с тремя головами и атрибутами Тримурти), либо же как воплощение только Вишну. "Авадхута Гита" является своего рода манифестом классической философии Адвайта Веданты, и самого мудреца часто изображают в окружении четырех собак, которые символизируют четыре Веды. Перевод с санскрита выполнен А.М. Дмитриевым в 2004 году; в Сети данный перевод публикуется впервые. В предисловии приводится небольшой очерк Свами Харшананды. 

 

21 апреля 2016г.

Этот праздник отмечается в полнолуние месяца Чайтра, и в 2016 году он приходится на 22 апреля. По этому случаю предлагаем вниманию наших читателей один знаменитый гимн, посвященный Шри Хануману. 

 

Шри Хануман-аштак

 

(Восемь стихов во славу Господа Ханумана)

 

1) О Господь Хануман! Однажды в детстве Ты проголодался и, увидев восходящее темно-красное солнце, принял его за спелый красный фрукт и проглотил его. Тогда все три мира погрузились во тьму, и обитателей Вселенной объял ужас. Никто не знал, как избавиться от внезапно обрушившейся беды, и тогда боги попросили Тебя сжалиться над миром. Ты охотно внял мольбам богов и выплюнул солнце, вернув всем счастье.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

2) В страхе перед Бали, предводитель обезьян Сугрива тайно жил на горе Ришьямукха, куда для Бали, вследствие проклятия мудреца Матанги, вход был закрыт. Однажды, увидев Великого Господа Раму и Лакшмана, которые приближались к горе, Сугрива очень встревожился и отправил Тебя, Господь Хануман, разузнать, кто они такие. Приняв облик брахмана, Ты подошел к ним. Познакомившись с ними, Ты привел их к Сугриве, и, благодаря Тебе, Великий Господь Рама избавил его от беды.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

3) Отправляя отряд обезьян во главе с Ангадой на поиски Ситы, обезьяний предводитель Сугрива предупредил их, что если они возвратятся без единой новости о Сите, то всех их лишат жизни. Усталые и измученные, они достигли берега океана, так ничего и не узнав о том, где может находиться Сита. Жизни Ангады и других оказались под угрозой. И тогда, о Господь, именно Ты отправился на Ланку и принес вести о Сите. Так Ты спас жизнь Ангаде и всем остальным.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

4) Когда демоницы, по приказу Раваны, мучили Ситу, заточенную в саду ашоковых деревьев, именно Ты вызвал у демоницы по имени Триджата сон, из которого она узнала о скором конце Раваны. В результате, она, рассказав о своем сне другим демоницам, посоветовала им оставить Ситу в покое. Когда Сита, одолеваемая невыносимой мукой, умоляла ашоковое дерево дать Ей огня, чтобы Она могла сжечь себя, именно Ты, о Господь, принес Ей кольцо, данное Тебе Господом Рамой, и тем рассеял Ее скорбь. Затем Ты убил множество демонов.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

5) О Господь Хануман! Когда во время битвы за Ланку Лакшман был ранен смертоносной стрелой, выпущенной Мегханадой, сыном Раваны, и лежал без сознания, на грани смерти, именно Ты привел прямо из вражеского лагеря врача Сушену и принес целебное растение сандживани-бути вместе с горой Дрона, на которой оно росло. Так жизнь Лакшмана была спасена.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

6) Равана, повелитель демонов, по своему невежеству, вызвал Господа Раму, воплощение Верховного Сущего, на битву и, с помощью магической змеи, сумел связать Господа Раму и все Его войско. О Господь Хануман! Именно Ты, видя, что Твоего Господа и Его войско постигло такое несчастье, призвал Гаруду, царя птиц и величайшего врага змей, который освободил всех из смертоносных пут. Таким образом, и здесь Ты оказался единственным, кто предотвратил беду: ведь лишь благодаря Тебе воинство Господа Рамы избежало гибели.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

7) Когда Ахиравана похитил Господа Раму и Его брата Лакшмана и унес их в Паталу (нижний мир), он, посоветовавшись со своими приспешниками, решил принести божественных братьев в жертву своей почитаемой богине в ходе соответствующей церемнии. Но, о Господь Хануман, именно Ты, спустившись в Паталу, уничтожил Ахиравану и его войско и спас Господа Раму и Его брата.

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

8) О герой, о Великий Господь! Ты много раз спасал даже богов и разрешал их затруднения! Только помысли об этом! Может ли существовать на свете такая трудность или беда, от которой Ты не смог бы меня избавить, если Ты приходил на помощь даже богам? О Великий Господь, молю Тебя, положи скорее конец всем моим несчастьям!

 

О Великая Обезьяна, кто в этом мире не знает, что для того, чтобы рассеять все невзгоды, достаточно просто призывать Твое имя и воспевать Твою славу!

 

 

Слава, слава, слава отважной Обезьяне-воителю, чье красное тело покрыто густым слоем темно-красной киновари, у кого красный тяжелый хвост, и чье тело крепостью своей подобно громовой стреле; слава Тебе, о сокрушитель демонов!

 

 

 

18 апреля 2016г.

Каждый год в это время сообщество джайнов отмечает годовщину рождения на Земле выдающегося духовного учителя Вардхамана Махавиры, почитаемого в джайнизме в качестве последнего, двадцать четвертого, тиртханкара («создателя брода», «пророка, ведущего за собой через бурный поток мирского бытия»).

 

Будущий основатель джайнизма появился на свет около 599 года до нашей эры в княжеской семье и принадлежал, таким образом, к касте кшатриев. Согласно сохранившимся преданиям, уже в детстве он проявлял несвойственное обычным людям бесстрашие, вследствие чего получил имя Махавира – «Великий герой». В возрасте 30 лет, с благословения старшего брата, Махавира отказывается от мирской жизни и становится странствующим монахом, следующим весьма суровым монашеским обетам ради просветления – поиска всеведения и пути избавления человеческих существ от страданий.

 

В сорок два года Махавира достигает просветления, получает имя Джина («Победитель») и приступает к широкой проповеди своего учения о спасении. Его многочисленные последователи получили наименование «учеников, соратников победителя» – «джайнов».

 

Главным, коренным основанием проповеди Махавиры служило учение о Пути к освобождению, предполагавшим открытие «трех драгоценностей»: (1) – совершенного мировоззрения (безмятежного, бесстрастного мировосприятия); (2) – совершенного знания (избавления от неведения, постижения подлинной сущности мира и собственной души); (3) – совершенного поведения. Для домохозяев это поведение включает в себя пять основных принципов – ахимса (ненасилие, ненанесение физического или психического вреда другим живым созданиям); астейя (неприсвоения чужого); сатья (праведность и правдивость); брахмачарья (целомудрие, ненасильственное воздержание от сексуальных наслаждений); апариграха (непривязанность к собственности и мирской суете).

 

Махавира закончил свой земной путь в 72 года на день Дивали, добровольно и полностью отказавшись от пищи. Мы желаем, чтобы светильник знания, зажженный этим великим учителем, всегда нес духовное благо всем посетителям сайта «Индосфера» -- так же, как этот светильник освещал жизнь миллионов людей на протяжении многих столетий.  

 

18 апреля 2016г.

На наш сайт добавлен гимн, описывающий и прославляющий 12 Имен Господа Рамы

 

 

Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту