Реклама

 






Художественный фильм «Богиня» («Devi»), Индия, 1960, ч/б, русские субтитры Котипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Аннаварам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Аннаварам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Аннаварам в округе Восточный Годавари штата Андхра-Прадеш знаменит своим храмом, посвященным Господу Шри Вира Венката Сатьянараянасвамивару. Богиню в храме почитают под именем Ананта-Лакшми Сатьявати Аммавару.

 

В народном мнении храмы и тиртхи, имеющие репутацию древних, пользуются намного бо́льшим почтением, чем места недавнего происхождения. Тем не менее, благодать Господа может проявиться когда и где угодно, и ее силу нельзя измерить просто возрастом храма. Как представляется, у храма, как и у любого другого сооружения, есть свой собственный цикл. Существуют очень древние храмы, которые ныне забыты, в то время как многие храмы сравнительно недавнего происхождения приобрели большое значение и репутацию чрезвычайно святых мест. Храм в Аннаварам относится ко второму типу, являя собой пример храма, который не может похвастаться особой древностью, но тем не менее пользуется очень большим влиянием. |||||

 

Этот храм появился недавно. Нет даже стхала-махатмьи1, посвященной ему. Не примечателен он и с точки зрения эпиграфики. Короче говоря, нет ничего, что делало бы этот храм заслуживающим особого упоминания. И тем не менее, этот храм пользуется славой в земле Андхры и привлекает очень большое число паломников, потому что в нем очень проявлена сила Господа.

 

Недалеко от храма, у подножия холма, на котором стоит храм, протекает река Пампа, считающаяся священной. Обычно, перед тем как идти в храм, паломники принимают омовение в этой реке. На территории храма нет пушкарини (храмового водоема).

 

Популярность и значение этого храма стремительно возрастали в последние годы, и Аннаварам приобрел у верующих в Андхре репутацию второго Тирупати.

 

В храме отмечается много важных праздников, таких как праздник Кальянам (день свадьбы Бога и Богини) в мае, Деви-наваратри, который приходится на сентябрь, Сваямвара-вардхани на экадаши светлой половины месяца шравана, Шри Рама-кальяна, Канака-Дурга-ятра, Прабха-утсавам, Теппа-утсавам и Джалаторанам. Кроме того, отмечаются дхарма-севалу и экадаши-севалу.

 

Особенно священен и важен для этого святилища Бхишма-экадаши – день, когда Бхишма, знаменитый герой Махабхараты, ушел из жизни (по своей воле выбрав время оставления тела) на поле битвы на Курукшетре. Именно непосредственно перед этим он посвятил Юдхиштхиру в самую сильную и действенную из всех мантр, а именно «Вишну-сахасранаму». Эта мантра столь свята и могущественна, что Ади-Шанкара, великий учитель адвайты, счел уместным написать к ней комментарий, как он написал комментарии к другим важнейшим текстам, таким как произведения, составляющие прастхана-траю. Существует вратам (обет) под названием «Сатьянараяна-вратам», во время которого читается эта мантра. Этот вратам является одним из самых популярных и действенных из всех вратамов, соблюдаемых в храме Аннаварам. Поэтому Сатьянараяна-вратам, который особо посвящен «Вишну-сахасранаме», должен исполняться на Бхишма-экадаши, и в храме Аннаварам, посвященном Господу Сатьянараянасвами, этот вратам исполняется с особой торжественностью. Поэтому на день Бхишма-экадаши в храм стекаются буквально тысячи паломников и исполняют Сатьянараяна-вратам в непосредственном присутствии Господа.

 

Холм, на котором построен храм, называется Ратнагири, а небольшая речка, опоясывающая холм, называется Пампа, по знаменитому озеру из Рамаяны. Махатмья храма написана недавно одним большим поэтом-телугу. Там он обращается к Пампе как к реке Вирадже Голоки, которая расплавилась в божественном экстазе преданности и превратилась в эту речку, чтобы всегда оставаться в присутствии Господа, и посвятила себя служению Господу, постоянно омывая Его стопы своими святыми водами.

 

Существует интересное народное предание о том, как было обретено главное божество храма. Легенда гласит, что Господь явился местным жителям во сне и сказал им, что его виграха (скульптурное изображение) пребывает в забвении на холме, и местные жители должны найти и переосвятить ее. После этого все местные жители, а затем и заминдар начали поиски и у подножия дерева нашли божество. Было совершено поклонение, и божество установили немного выше – там, где оно стоит теперь. Священную землю, где находится дерево, под которым было найдено божество, теперь занимает Шри Рамалая (святилище Рамы), расположенная немного северо-восточнее основного храма.

 

В храме Аннаварам находится знаменитая и уникальная янтра, подобной которой нет больше нигде в Индии. Эта янтра основана на «Трипадвибхути-Нараяна-упанишаде», которая входит в Деварши-шакху Атхарваведы. Храм имеет два этажа, на нижнем находится янтра, а на верхнем – виграхи Господа. В гарбха-гриху Господа ведут четыре входа. В центре последней, подобно панаваттам под Шива-лингамом, сооружены три питхи (основания), и на вершине колонны в центре находится изображение Господа, справа – изображение Богини и слева – Шива-лингам. Изображения отличаются исключительным изяществом и красотой и помещены в золотые кавачи2.

 

Каждый день совершается трикала-арчана (поклонение, совершаемое три раза в день), и янтре, и божествам. Вместе с основными божествами поклоняются также шалаграмам огромной ценности и силы и хрустальной Шри-чакре. На первом этаже гарбхалаи (гарбха-грихи) в четырех углах установлены изображения Адитьи (бога солнца), Амбики, Гананатхи (Ганеши) и Махешвары, и вместе с главным божеством Господа Сатьянараянасвами в центре они составляют Вишну-панчаятану (пять образов Вишну).

 

Главный храм сооружен в форме колесницы с четырьмя колесами – по одному на каждом из четырех углов. Перед главным храмом находится кальяна-мантапам (зал для праздничных торжеств), построенный и украшенный с использованием современных архитектурных приемов. Если мы спустимся ниже, то пройдем мимо Рамалаи, а затем святилищ Вана-Дурги и Канака-Дурги. Богиня Вана-Дурга очень почитается окрестными жителями, и говорится, что даже в наши дни по ночам богиня обходит границы святого места, безустанно охраняя покой Господа.

 

Согласно «Агни-пуране», акрити (внешняя форма) любого храма является проявлением Пракрити. Эта идея получает дальнейшее развитие в древних текстах, и вся шильпа-шастра основана на принципе, что стены и вимана храма должны сооружаться так, чтобы напоминать верующим Вселенную, а Господь внутри храма представляет Высший Дух, сердцевину и саму жизнь всей Вселенной. Храм в Аннаварам построен так, чтобы наглядно демонстрировать эту идею. Фасад храма представляет колесницу. Меру на полу с колонной в центре и божества на вершине последней призваны донести идею, что Господь не только пребывает в глубине сердца, но и пронизывает всю Вселенную. Колеса, представляющие солнце и луну, призваны напоминать нам, что Господь движется на колесах времени, и это движение никогда не прекращается. Таким образом, храм Аннаварам удовлетворяет потребности как в обрядовой, так и в духовной стороне религии.

 

1 Текста, прославляющего определенное святое место.

2 Кавача (зд.) – металлическая защитная ампула.   

 

 

 

 

 

 


Художественный фильм «Богиня» («Devi»), Индия, 1960, ч/б, русские субтитры Котипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту