Реклама
Насколько ведична «ведическая культура»? Акирипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Дракшарама (из серии «Легенды индийских храмов»)

Дракшарама (из серии «Легенды индийских храмов»)

Ом намо уграя ча бхимая ча намах

 

Дракшарама расположена в четырех милях от Рамачандрапурама, центра талуки в округе Восточный Годавари штата Андхра-Прадеш. Это деревня очень знаменита, потому что в ней находится храм Бхимешварасвами. Этот храм известен не только красотой архитектуры и богатой историей, но и своей святостью. Каждый год его посещают тысячи паломников. |||||

 

Архитектура храма являет собой совершенный образец гармоничного сочетания стилей Чалукьев и Чолов. По количеству надписей на своих стенах храм не имеет себе равных. С точки зрения эпиграфики он, возможно, является богатейшим во всей Андхре. В храме Бхимешварасвами имеется 381 надпись, самая ранняя из которых относится к 1002 г. эры Шака (1080 г. н. э.), а самая поздняя – к 1356 г. эры Шака (1434 г. н. э.). Здесь есть надписи царей из династий Восточных Чалукьев, Западных Чалукьев, Чолов, царей и цариц Калинги, не говоря о бесчисленных подношениях их министров и военачальников. Это обилие надписей помогает нам разрешить многие узловые проблемы, связанные с политической историей округа Годавари в XIXII вв.

 

Утверждается, что название «Дракшарама» происходит от искаженной формы имени «Дакша» и слова «арама» (сад). Таким образом, «Дракшарама» = «сад Дакши-праджапати». Говорится, что именно в Дракшараме развернулись события, описанные в хорошо известной пуранической легенде о ягье Дакши-праджапати. Согласно этой легенде, дочь Дакши-праджапати Дакшаяни вышла замуж за Господа Шиву, хотя ее отец не испытывал восторга по этому поводу. Однажды Дакша-праджапати совершал великую ягью, на которую пригласил всех богов, кроме Господа Шивы. Дакшаяни очень хотела прийти на ягью своего отца, но в то же время не могла открыто присутствовать на ней, поскольку ее владыка – Господь Шива – был намеренно отстранен от жертвоприношения. Таким образом, она разрывалась между двумя могучими желаниями. В конце концов она решила пойти на жертвоприношение, несмотря на то, что она, как супруга Господа Шивы, также не была приглашена на него. Благодаря приходу Дакшаяни гордыня Дакши-праджапати возросла до предела, так как он думал, что супруга Господа Шивы пришла к нему даже без приглашения потому, что его (Дакши) слава очень велика, а ягья очень знаменита. В ослеплении своей гордыней, он не принял свою дочь должным образом и не выразил ей подобающего почтения. Такое поведение отца глубоко ранило Дакшаяни, и, неспособная вынести оскорблений, нанесенных не только ей, но и ее возлюбленному Владыке, она бросилась в огонь и таким образом рассталась с жизнью. Когда новость об этом дошла до Господа Шивы, Он пришел в неописуемую ярость и сильно вспотел. Из Его пота родился Вирабхадра, который убил Дакшу-праджапати и таким образом отомстил за оскорбление, нанесенное Господу Шиве. Утверждается, что Дакша-арама, или современная Дракшарама является местом знаменитого жертвоприношения Дакши-праджапати, и в память об этом вплоть до наших дней ортодоксальные брахманы не совершают на территории Дракшарамы никаких жертвоприношений и т. п. церемоний.

 

Существует и другое народное предание о происхождении этого храма. В этом храме Господу Шиве поклоняются в образе лингама. Это образ, под названием Мула-Вират, представляет собой длинную цилиндрическую колонну высотой 20 – 25 футов. Легенда гласит, что это часть первоначального лингама, который раскололся на пять кусков. Эти куски упали на землю в пяти местах, или арамах, а именно: Бхимараме, или Бхимавараме в Какинаде; Кширараме, или Палаколлу в Западном Годавари; Амарараме, или Амаравати в Гунтуре; Дакшараме, или Дракшараме в Восточном Годавари; и Кумарараме в Котипалли в Восточном Годавари. Говорится, что первоначальный лингам, который раскололся на пять частей, был воздвигнут самим богом солнца, и этому лингаму поклонялись семь мудрецов, которые, как утверждается, до сих пор присутствуют в этих местах как семь рукавов Годавари на ее пути к океану. Эти риши суть Кашьяпа, или Тулья, Атри, Гаутама, Бхарадваджа, Вишвамитра, или Каушика, Джамадагни и Васиштха. Бхарадваджа-, Вишвамитра- и Джамадагни-Годавари больше не существуют, но другие рукава сохранились. Говорится, что каждый из семи мудрецов принес воду из своей соответствующей реки в тиртху в Дракшараме, которая называется Сапта-Годавари-тиртха. Паломники и благочестивые местные жители традиционно принимают омовение в этих семи Годавари (это называется «сапта-сагара-ятра»), которое, как утверждается, дарует освобождение.

 

Третья легенда гласит, что первоначально этот храм был буддийской чайтьей, и в ходе возрождения индуизма был превращен в индуистский храм. Утверждается, что Мула-Вират, или лингам является одной из аяка-стамб первоначальной буддийской чайтьи. В буддизме чайтьи и ступы возводятся над мощами Господа Будды или какого-нибудь великого ачарьи. Буддийские ступы и чайтьи можно встретить по всей Индии, но чайтьи и ступы андхрского типа отличаются от остальных прежде всего наличием пяти вертикальных колонн, называемых «аяка-стамбами», которые ставились по четырем главным сторонам света, т. е. на востоке, юге, западе и севере. Это особая характерная черта присуща всем чайтьям Андхры. Говорится, что эти пять аяка-стамб представляют пять главных событий в жизни Господа Будды: джанану, или рождение; махабхинишкраману, или великое отречение; самьяк-самбодхи, или совершенное осознание; дхарма-чакра-правартану, или поворот колеса Дхармы; и махапаринирвану, или конечное погружение Господа Будды в Бесконечное. Обычно аяка-стамбы представляют собой вертикальные колонны из белого мрамора. Некогда Андхра-деша, и особенно бассейн реки Кришна были оплотом буддизма, и в этой долине находится множество ступ. В качестве примеров можно привести Амаравати, Голи, Джаггайяпету, Гхантасалу и т. д., не говоря о махачайтье в Нагарджунаконде. Во время возрождения индуизма некоторые из этих сооружений были превращены в индуистские храмы и приспособлены для индуистского поклонения. Например, в гарбха-грихе храма Амарешвары в Амаравати, округ Гунтур, имеется типично буддийский белый мраморный медальон в виде лотоса. Кроме того, этот храм сложен из кирпичей специфически буддийского типа. Поэтому возможно, что буддийская чайтья и аяка-стамбы были превращены в индуистский храм и приспособлены для поклонения лингаму. В этом нет ничего неправильного, поскольку какому бы образу Господа мы ни поклонялись, место сохраняет свое величие.

 

Дракшараму также называют «Дакшина-Каши», или «Южным Бенаресом». Говорится, что храм в Дракшараме основал Веда-Вьяса. Он же, по преданию, посадил дерево рави (фикус священный) и установил лингам, которые существуют до сих пор. На территории храма есть любопытный колодец, отверстие которого имеет форму натянутого лука. Он называется «Рудра-тиртха», а лингам со стороны западных ворот, как утверждается, каждый день совершает паломничество в Бенарес.

 

Существует много народных легенд и стхала-пуран, повествующих о святости этого места. Говорится, что в Сапта-Годавари Господь Шива проявился в образе лингама, носящего имя «Бхимешвара Свами». Видя это нерукотворное (сваямбху) проявление Господа, сапта-риши отправились к Годавари, чтобы взять из нее воды для совершения абхишеки Господа до восхода солнца. Но на обратном пути в Дракшараму, около реки Сапта-Годавари, их остановил Тулья-махарши, который совершал ягью и опасался, что его ашрам и вся его ягья будут смыты водами Годавари. Так сапта-риши и Тулья-махарши спорили между собой, пока не вмешался Веда-Вьяса, сам великий мудрец. Он сказал им, что воды Сапта-Годавари придут в Дракшараму как антар-вахини, т. е. текущие под землей, и перед Господом Бхимешварой Свами превратятся в пушкарини-тиртху (священный пруд) под названием «Сапта-Годавари», чтобы можно было совершать абхишеку. Тем временем взошло солнце, и так как сапта-риши опоздали и не смогли прийти в Дракшараму до рассвета, бог солнца сам пришел и совершил первую арчану Господу Бхимешваре, Который чудесно проявился там. Так появился пушкарини Сапта-Годавари, и вода из него используется для абхишеки Господа по сей день.

 

К западу от Сапта-Годавари находится храм под названием «Пакасасаналая». Легенда гласит, что когда Бхимешвара Свами проявился в образе лингама и сапта-риши совершали арчану Господу, раздался голос с небес: «Всякий, кто в этот благой час установит лингам в любом месте около Сапта-Годавари-пушкарини, получит вечное блаженство». Тогда все тридцать три крора деват (богов) пришли, чтобы получить даршан Господа. Господь Индра установил лингам, над которым был построен храм под названием «Пакасасана-девалая». Другие деваты также установили в нем бесчисленные лингамы.

 

На пути к восточной гопуре есть храм Шри Шанкара-Нараяны Свами. Прямо перед дхваджа-стамбхой (храмовым флагштоком) растут два больших дерева, одно рави, другое ним, чьи ветви переплелись. У корней деревьев установлены Шива-лингам и Вишну-виграха (скульптурный образ Вишну). Вместе они называются «Шанкара-Нараяна Свами». Говорится, что они символизируют единство Господа Шивы и Господа Вишну. В народе считается, что если люди, страдающие бесплодием, предписанным способом совершат прадакшину вокруг этого божества, то будут благословлены детьми.

 

Прямо у главного входа в храм есть изображение Ганапати, которое, как утверждают его преданные почитатели, исполняет желания своих бхакт. Здесь также имеется святилище наваграх (семи планет традиционной индийской астрономии и астрологии), а в восточной мукха-мантапе (главном зале собраний) есть храм ашта-дикпалак.

 

В храмовый комплекс входит также храм Шри Лакшми-Нараяны Свами. Говорится, что божества в храме установил Сам Шри Рамачандра, и они являются хранителями этого святого места. Обычно считается, что дивья-стхала (святое место) становится пунья-стхалой (местом, посещение которого дарует благую заслугу), только если в Шивалае (храме Шивы) есть изображение Вишну, а в Вишнвалае (храме Вишну) – изображение Шивы. Поэтому указанное условие очень важно.

 

Что касается архитектуры, то храм в Дракшараме представляет собой прекрасный и гармоничный синтез стилей Чолов и Чалукьев и демонстрирует универсалистский подход, что стало возможным лишь благодаря десятилетиям тесного взаимодействия двух стилей. Виманы над главной гарбха-грихой, с их горизонтальным мотивом и восьмиугольной формой, представляют собой хороший пример дравидского типа храмовой архитектуры. Южная гопура – впечатляющее семиэтажное здание – определенно появилась в эпоху Чолов и напоминает многие храмы времен этой династии, разбросанные по Югу. Со всех сторон от святилища находятся прекрасные украшенные колоннами мантапы, и они определенно были построены позже. В мукха-мантапе имеются украшенные скульптурой колонны, которые могли появится только во времена Чалукьев. У этого храма есть одна очень важная и интересная особенность: он, возможно, является единственным сохранившимся примером того, как создавали свои постройки мастера прошлого. Существует маленький «храм-модель» – точная копия большого – сделанный из одного-единственного камня. Ясно, что сначала, когда большой храм только проектировался, была сделана маленькая модель, а затем, используя ее, с соблюдением всех пропорций построили основной храм.

 

Обилие надписей и эпиграфических подробностей, которые можно найти на стенах Дракшарамы, делает храм настоящим раем для эпиграфиста и историка. В храме есть надписи Западных Чалукьев, Восточных Чалукьев, поздних Чолов, поздних Гангов. Тщательное изучение этих надписей позволяет разрешить многие нерешенные проблемы истории Андхры.

 

Дракшарама является святым местом не только для индуистов, но и для мусульман. В Дракшараме находится гробница мусульманского святого Саид-шаха Бхаджи Аулии с примыкающей к ней мечетью. Говорится, что этот святой был современником Миры-сахиба из Нагора, который, как утверждается, жил 500 лет назад. Согласно преданию, Саид-шах родился в Гардезе около Медины в Аравии и по ходу своих странствий пришел с учениками в Дракшараму. Будучи голодны, они забили храмового быка из шиваитского мутта в Дракшараме и съели его. В споре, который последовал за этим, был поставлен вопрос: кто обладает большей святостью, Саид-шах или глава местного шиваитского мутта. Чтобы разрешить этот вопрос, в пруд под названием «Лингала-черуву» бросили Шива-лингам, а затем обоих – мусульманского святого и шиваитского матхадхипати – попросили вернуть лингам силой своего поклонения. Мусульманский святой молился бесконечному Господу, единому для всех, независимо от любых различий, и Господь, довольный его преданностью, исполнил его просьбу. После этого мусульманского святого, который выиграл спор, пустили жить в мутт, и он превратил его в мечеть. Утверждается, что потомки этого святого до сих пор живут в Дракшараме.

 

В деревне также имеются две голландские могилы. Они находятся на холме, который носит название «Олланд дибба» (Голландский холм). Могилы датированы 1675 и 1728 гг. и покрыты каменными плитами, украшенными скульптурой, характерными для голландских захоронений.

 

В храме отмечается много важных праздников, таких как Деви-наваратри, Кальянам (День свадьбы Бога и Богини) и Маха-Шива-ратри. Самый важный праздник отмечается в месяц магха и продолжается пять дней начиная с 11-го дня после амавасьи (полнолуния). Он проводится в честь основания этого святого места, которое раньше называлось Такша-тапованам, или Такша-ватика, Веда-Вьясой.

 

Благодаря смешению многих стилей храмовой архитектуры, обилию средневековых надписей и святости места, Дракшарама является, возможно, самым важным религиозным центром региона. 

 

 

 

 

 

 


Насколько ведична «ведическая культура»? Акирипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту