Реклама

 






Документальный фильм «Индия-призрак» (1-ая серия) Бхадрачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Ядагири (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Ядагири (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Современный штат Андхра-Прадеш включает не только всю территорию бывшего штата Андхра, но и девять округов бывшего штата Хайдарабад1. Эти девять округов известны как «область Телингана». В этой области имеется 641 храм, самое большое число храмов приходится на округ Махбубнагар, самое маленькое – на округ Хайдарабад.

Ядагири, или, как он известен в народе, «Ядагири-гутта», – одно из важных и святых мест округа Налгонда. Ядагири находится в талуке Бхонгир этого округа. В древности Бхонгир был известен как Бхуванагири. Ядагири-гутта находится примерно в 40 милях от Хайдарабада. Храм в Ядагири посвящен Господу Вишну в образе Нарасимхи и расположен на вершине холма высотой 300 футов. Храмовое божество известно как Лакшми-Нарасимхасвами. |||||

Подобно храму в Аннаварам в округе Восточный Годавари, этот храм пользуется огромной популярностью несмотря на то, что не может похвастаться особой древностью. В нашем распоряжении нет надписей и других письменных материалов, из которых можно было бы узнать его историю. Однако существуют пуранические рассказы и народные предания об этом храме, которые очень популярны среди верующих. О возникновении этого храма говорится в «Сканда-пуране», одной из знаменитых 18 пуран. Вот эта легенда:

В Трета-югу был риши по имени Вибхандака. Его сыном был знаменитый Ришьяшринга, у которого был сын по имени Ядава. С самого детства Ядава был предан Господу Вишну и жаждал получить непосредственный даршан Господа Вишну в Его образе Нарасимхи. Чтобы осуществить свое заветное желание, Ядава удалился на уединенный холм, на котором сейчас стоит храм, для практики аскезы. В Индии считается, что уединенные безлюдные места особенно способствуют внутреннему покою и сосредоточению, так как свободны от вибраций умов мирских людей. Ядагири-гутта – одно из таких мест, и Ядава предавался своей аскезе, или тапасье, с полной однонаправленностью ума в стремлении получить даршан Господа Вишну в образе Нарасимхи. Господь Вишну был доволен силой, упорством и совершенством его аскезы и явился перед ним, чтобы даровать Свое благословение. Тогда Ядава попросил Господа показать ему три Его божественных образа, которые пленили его сердце, а именно Господа Вишну как Джвала-Нарасимхи, Гандабхеранда-Нарасимхи и Йогананда-Нарасимхи. Соответственно, Господь даровал Ядаве благословение и даршан этих трех образов Нарасимха-аватары. Но Ядаве было недостаточно этого мимолетного явления Господа – он жаждал оставаться в присутствии Господа непрерывно. Поэтому он попросил Господа навсегда остаться на холме в этих трех образах. Господь, довольный преданностью Ядавы, согласился и навсегда поселился на холме в трех вышеупомянутых образах Господа Нарасимхи. Так холм получил название «Ядава-гири», искаженной формой которого является название Ядагири.

Три образа Господа Нарасимхи можно увидеть в трех местах на территории современного храма при условии, что мы ищем их искренне и с преданностью.

Со временем эти места оказались заброшены и покрылись густым лесом. Как-то раз Господь явился во сне местному сельскому чиновнику и раскрыл ему Свое присутствие на вершине холма и приказал восстановить регулярное поклонение божеству. Соответственно, сельский чиновник вместе с несколькими односельчанами пошел на вершину холма в поисках Господа. Там, под массивной каменной глыбой, они нашли изображения Бога. Люди «оживили» божества и переосвятили их для поклонения. Они также назначили священника, чтобы совершать ежедневную пуджу.

Существует еще одна легенда о храме, которая также получила широкое хождение. Согласно ей, сначала Господь проявился в двух милях от этого холма. Это место сейчас известно как «место старого храма Нарасимхасвами». После вышеупомянутого сна и т. д. (эти эпизоды присутствуют в обеих легендах) Бог покинул то место и пришел на теперешнее место на холме, поскольку оно лучше подходит для сосредоточения и созерцания.

Храм расположен на вершине холма высотой около 300 футов. У подножия холма имеются ворота с гопурамом, которые известны как «Вайкунтха-дварам» (врата Вайкунтхи). Пройдя полпути вверх, мы увидим здания постоялых дворов для паломников, которые образуют целый городок на холме. Там имеется около 150 таких зданий, построенных многими преданными почитателями Господа для удобства паломников, которые посещают храм.

Миновав «львиные врата» храма, мы увидим справа храм Ханумана. Прямо под изображением Ханумана находится горизонтальный пролом в породе примерно 10 дюймов в ширину и площадью около 60 квадратных футов. Говорится, что в этой узкой горизонтальной пещере Господь проявился в Своей сварупе Господа Нарасимхи как Гандабхеранды – одного из трех Нарасимх, которые явились Ядаве. Масляная лампада, которая всегда была здесь, до сих пор горит, что указывает на важность этого места.

Затем, повернув налево, мы войдем в большой зал, где все верующие обычно сидят. Еще левее находится сам храм. Передняя часть храма представляет собой постройку, украшенную скульптурами, в то время как задняя часть, где расположено собственно святилище Господа, т. е. гарбха-гуди, представляет собой естественную пещеру примерно 30 футов в длину и 12 в ширину, образовавшуюся в холме. Пещера образовалась под огромной каменной плитой, которая образует покатую крышу высотой всего 5 футов в середине прохода, ведущего внутрь. Проходя через этот тесный проход, приходится слегка наклонять голову. Таким образом, само естественное устройство пещеры заставляет нас невольно склонять голову перед Господом.

Слева от этого прохода находится питха (возвышение), у которой проводятся особые пуджи. В конце пещеры находятся явленные изображения Господа. Мы видим там два куска породы, прикрепленных друг к другу и образующих между собой вертикальную чашу площадью около одного фута. На другой стороне каменной плиты мы можем видеть изображение в форме змеиной головы с задней частью, напоминающей хвост. Говорится, что это аспект Господа, известный как Джвала-Нарасимха, второе из проявлений Господа Вишну, явленных Ядаве. Народное предание гласит, что божественный змей до сих пор ползает по изображению.

На противоположной каменной плите находится другое изображение – фигуры, сидящей в созерцании, и говорится, что это изображение Йогананда-Нарасимхи, третье проявление Господа Вишну, явленное Ядаве.

Эти каменные плиты составляют неотъемлемую часть пещеры, и потому нет возможности соорудить что-либо между ними, не нарушив созданную природой структуру. Так как эти два изображения Господа ясно не видны поклоняющимся, около первоначальной виграхи для даршана и поклонения установлены серебряные образы богини Лакшми и Нарасимхи. Надстройка храма стоит на огромной скале, в которой находится пещера. Слева от передней части основного храма находится храм, посвященный Богине, известный как «храм Андаламмы».

Городок на холме всегда полон паломников. Это место обладает огромной важностью и привлекает верующих круглый год. Говорится, что здесь сила Господа настолько проявлена, что все неизлечимые болезни излечиваются, если верующий с полным доверием и верой в Господне всемогущество и искренней преданностью в сердце поклоняется Господу в течение недели, двух недель или сорока дней. Благодаря чудесным исцелениям за последние 40 – 50 лет храм приобрел огромную известность. Также говорится, что ни один верующий, который приходит в этот храм и молится Господу о чем бы то ни было, не уходит с пустыми руками. В «Гите» Господь утверждает, что есть четыре вида людей, которые поклоняются Ему:

арто джигьясур-артхартхи гьяни ча бхаратаршабха

1. Арта, т. е. страдающие; 2. джигьясу, т. е. любознательные; 3. артхартхи, т. е. жаждущие богатства; и 4. гьяни, т. е. люди, обладающие духовным знанием и свободные от мирских желаний.

Таким образом, сама «Гита» признает, что страдающий человек должен обязательно обратиться за помощью к Господу и что помощь немедленно придет, если верующий остро ощущает собственную беспомощность, равно как то, что ему не найти опору в мире людей. Верующий этого типа, если только его вера подлинна, находит полное удовлетворение в этом святилище.

На холме также есть храм Шивы, как бы доказывая утверждение, что Хара и Хари суть два аспекта одного и того же Господа. На холме при храме имеется санскритская патхашала (школа).

Помимо всех обычных вишнуитских празднеств, в этом месте отмечаются особые торжества. Каждый день в течение десяти дней (со второго по двенадцатый день светлой половины) месяца пхальгуна празднуется кальяна (свадьба) Господа. В эти дни паломники тянутся в Ядагири непрерывным потоком, и иногда бывает, что им приходится располагаться на ночлег прямо в полях под деревьями, потому что мест в гостиницах и постоялых дворах не хватает. Все религиозные обряды и празднества проводятся согласно системе панчаратра, изложенной в соответствующих агамах. Сейчас управление храмом, осуществляемое главным исполнительным директором и советом попечителей, находится в ведении правительства Андхра-Прадеш2.

Помимо своей святости, Ядагири также знаменит прекрасными видами, которые открываются с вершины холма. Ядагири также превратился в излюбленное место для пикников верующих из Хайдарабада.

Это место, которое приятно и гармонично сочетает в себе древность и современность, в высшей степени достойно посещения.

 

 

1 В настоящее время на базе этих округов создан новый штат Телингана.

 


Документальный фильм «Индия-призрак» (1-ая серия) Бхадрачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту