Реклама
Ядагири (из цикла «Легенды индийских храмов») Художественный фильм «Святой Гьянешвар»

Бхадрачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Бхадрачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Бхадрачалам – знаменитый храм, посвященный Господу Шри Рамачандре и расположенный на берегу священной реки Годавари.

История Шри Рамачандры, воспетая в бессмертном творении Вальмики, которое впоследствии породило множество подражаний, известна очень хорошо. Говорится, что там, где стоит храм Бхадрачалам, некоторое время – до того, как Равана похитил Ситу – жил Сам Шри Рамачандра. Народное предание гласит, что во времена изгнания Шри Рамы в этом месте жил мудрец по имени Бхадра, и Шри Рама, довольный интенсивным тапасом и бхакти этого мудреца, специально пришел к нему и даровал Свой даршан и освобождение. Поэтому в память о святом Бхадре место получило название «Бхадрачалам». |||||

На земле Андхры поклонение Шри Раме является столь же древним, сколь и храмовое поклонение. Великая итихаса Рамаяна, написанная святым Вальмики, имеет у индуистов статус священного писания. Эту же самую историю пересказали и популяризовали Тулсидас на хинди в своей «Рама-чарита-манасе» и Камбан на тамильском языке. Также главной темой «Рагху-вамши» Калидасы является история рода Икшваку, в котором родился Шри Рамачандра.

Имеются две Упанишады, относимые к Атхарваведе, которые посвящены Шри Раме. Первая из них называется «Рама-тапани-упанишада» и прославляет имя Шри Рамы, вторая называется «Рама-рахасья-упанишада», и в ней впервые появляются некоторые Рама-мантры.

Величие жизни Шри Рамы заключается в том, что это очень человеческая история, в которой Господь принимает человеческий облик и показывает нам путь добродетели. Мы должны встать на этот путь и следовать по нему в своей повседневной жизни. Помимо Своей духовной привлекательности, Шри Рама обладает непревзойденной привлекательностью в Своем человеческом проявлении. В нем Он являет пример бескомпромиссной приверженности кодексу праведного поведения, чего бы это ни стоило в жизни. В таком качестве Шри Рама служит для нас путеводной звездой. Реакции Шри Рамы на любые обстоятельства, будь то благоприятные или враждебные, сами по себе служат для нас руководствм к поведению в наших человеческих взаимоотношениях. По мере развертывания повествования о Шри Раме перед нами все ярче раскрывается величие Его характера. Братские чувства Лакшмана к Раме; верность Ситы Раме; верность Рамы слову, данному Им отцу, даже ценой Собственного царства; приверженность Рамы дхарме истинного воина, когда Он не убил Своего врага Равану, когда тот был безоружен, а сказал ему идти и приходить на следующий день вооруженным и полностью подготовленным; Его следование требованим социальной системы, так что даже Сите пришлось доказывать Свою верность с помощью таких ужасных испытаний, как испытание огнем; Его стойкая приверженность этическим правилам и т. д., – все это показывает глубоко человеческий подход к проблемам жизни, который и по сей день трогает нас своим истинно человеческим измерением. В дополнение ко всему этому, Шри Рамачандра вместе с Ситой, Лакшманом и Хануманом служат источниками вдохновения для бесчисленных поэтов и объектами почитания и преданности тысяч верующих. Бесчисленные бхакты Рамы, такие как Кабир, Рамдас, Тьягараджа, Рамагопанна, Пурандара даса и т. д., были настолько преисполнены сильнейшей преданностью Господу, что совершенно растворялись в самозабвенном восторге и выражали свое мистическое блаженство в восхитительных стихах и музыке.

Виграхи (скульптурные изображения) Рамы, Лакшмана и Ситы в храме Шри Рамы в Бхадрачалам представляют собой прекрасные образцы скульптуры и пленяют своей подлинной красотой и мастерством исполнения. Шри Рама представлен как привлекательный мужчина, обладающий изысканной красотой и хорошо сложенный. В двух Своих руках Он держит лук и стрелу и стоит в позе «трибханга» (изогнутый в трех местах), противоположной «самабханге» (прямая поза). Рядом с Ним, тоже в позе «трибханга», стоит Сита. В одной руке Она держит цветок лотоса, а другая Ее рука изображена в позе «катьяваламбита» (пальцы покоятся на бедре и большой палец расположен почти параллельно талии). Если есть храм, где верующих пленяет поистине волшебная красота образа Господа, то это храм в Бхадрачалам.

В Индии существуют тысячи храмов, посвященных Господу Шри Раме – от Айодхьи, места Его рождения в Уттар-Прадеш, до Рамешварама на самой южной оконечности страны. Среди всех этих храмов Бхадрачалам знаменит чарующей красотой образа Господа. Подобно большинству храмов в стране, Бхадрачалам не претендует на обладание стхала-пураной, входящей в состав какой-нибудь из великих пуран, равно как на легендарное основание каким-нибудь божеством или риши. Фактически, этот храм имеет самое обычное человеческое происхождение, и его называют «манушья-пратиштха» (основанный человеком), поскольку местные легенды связывают его начало с неким вайраги, или странствующим подвижником, который пришел сюда из Айодхьи. Он устроил себе обитель на маленьком холме, откуда открывается величественный вид на Годавари. Именно он изваял изображение Шри Рамы и построил для него маленький храм. Сегодня этот храм знаменит не только в Андхре, но и по всей Индии, и, несмотря на его труднодоступность, магическое очарование его божества привлекает в него тысячи паломников каждый год.

Храм Рамасвами в Бхадрачалам также стал знаменит благодаря своей связи с великим бхактой Рамы, святым Рамадасом. Святой Рамадас, которому при рождении дали имя Гопанна, был племянником Акканны и Маданны, чиновников-индуистов в правление Танашаха, последнего царя династии Кутб-Шахи. Рамадас служил чиновником в талуке, куда был послан собирать налоги для своих господ. Он собирал налоги, но вместо того, чтобы отдавать их своим господам, тратил их на строительство храма Шри Рамы. Не думая о последствиях, он потратил все деньги на расширение маленького храма и провел в нем несколько празднеств. Он был признан виновным в растрате и помещен Танашахом в тюрьму. Предание утверждает, что он провел в тюрьме около 12 лет.

Рамадас был бхактой и мистиком высочайшего уровня и полностью растворился в созерцании божественого Рамачандры. Он стал един с Господом и по существу пребывал в Господе. Поэтому он не обращал внимания на тюремное заключение своего смертного тела и проводил время в экстатическом созерцании и молитвах Господу.

Шри Рама был так доволен преданностью этого великого бхакты, что Сам появился перед Танашахом, правителем из династии Кутб-Шахи, в образе Гопанны, т. е. святого Рамадаса, и, по Своей милости, высыпал перед ним лакхи (лакх = 100 тыс.) рупий, равные той сумме, которую потратил Рамадас. Танашах был ошеломлен этим божественным чудом. Он был великим царем. Несмотря на то, что он был мусульманином, его отличал универсалистский подход в вопросах религии. Он осознал величие Рамадаса, освободил его и сказал ему и дальше продолжать свои благочестивые труды. Он также позволил святому Рамадасу чеканить золотые монеты, известные в народе как «раматанги», которые имели точно такую же форму, что те, что высыпал перед Танашахом Господь Рамачандра. Святой Рамадас сочинил ряд прекрасных крити (произведений) на телугу, прославляющих Шри Рамачандру. В знаменитом стихе на Ананда-Бхайрави-рагам он говорит, что не смог бы забыть Шри Раму, даже если бы захотел:

палуке бангарамае палачина палукавеми

калало ни нама-смарана марувану чаккани тандри

ента вединану нику сунтьяна дая раду

пантаму чея не нентативадану тандри

Таким образом, он был мистиком, который полностью проникся именем Господа и растворился в созерцании Господа.

Помимо того, что Рамадас расширил храм и построил мандапы и гопуры, он также установил на должном уровне празднование различных торжеств в честь Господа, прежде всего Шри Рама-навами-утсавам, который с большой пышностью отмечается и по сей день.

Святой Рамадас передал попечение о храме Тиму Лакшми-Нарасимхе Рао, который часть местных сборов отсылал в государственную казну, а часть тратил на завершение работ, начатых великим святым. Он также начал строительство другого храма – храма Шри Ранганатхи Свами, который существует и по сей день. В то время купец по имени Варадарама Дас пожертвовал Бхадрачалам два лакха рупий и таким образом помог Тиму Лакшми-Нарасимхе Рао завершить работы. Территория, на которой расположен Бхадрачалам, столь тесно связанный с Танашахом, последним навабом Голконды, оказалась под властью династии Асаф Джахи, правившей из Хайдарабада. Вплоть до недавнего времени храм получал на поддержание служения Шри Раме пожертвование в 20 тыс. рупий из казны низама. Это само по себе служит доказательством популярности храма среди последователей разных религий.

Храм расположен на правом берегу Годавари, на холмике высотой примерно 40 шагов. Можно сказать, что он стит практически на самом берегу Годавари. Главный вход в храм венчает высокая, впечатляющая гопура, через которую мы попадаем во внутреннюю пракару храма. В главном святилище находится изображение Господа Шри Рамы, рядом с которым находится утсава-виграха (меньшее изображение, которое выносят из храма во время праздничных процессий) с Ситой и Лакшманом с двух сторон. Это последнее изображение Шри Рамы единственно в своем роде и отличается от обычных божеств Шри Рамы, которые можно встретить везде. Обычно Шри Рама изображается в позе «трибханга» или «самабханга» и только с двумя руками, в которых он держит лук и стрелы. У Шри Рамы в Бхадрачалам четыре руки (поэтому Его называют «Чатурбхуджа-Рама» (четырехрукий Рама)). В передних двух руках Господь держит Свою обычную шарнгу (лук Коданда) и стрелу, а в двух задних руках – шанкху (раковину) и чакру (боевой диск), которые характерны для изображений Господа Вишну. Подобные образы Шри Рамы редки и очень значимы для ритуального поклонения.

В архитектуре храма нет ничего особенного, и строители зданий заботились скорее о прочности, чем об элегантности. Однако изображения Господа Рамы, Ситы и Лакшмана приковывают взор своей божественной красотой, и каждый, кто предается созерцанию перед божеством, почувствует, что это изображение – не просто скульптура, но творение некого великого мистика, созданное в минуту полного экстатического единения с Господом. Скульптуры, обладающей столь же завораживающей красотой, не найти больше нигде.

Таким образом, Бхадрачалам – самый знаменитый храм Шри Рамачандры не только в Андхре, но и во всей Индии. Во всей Андхре есть еще только два других храма Шри Рамачандры, а именно Коданда-Рамасвами-алаям в Тирупати и Рама-мандирам в Вонтимитте в округе Кадапа, где получил вдохновение бхакта Потана.

Бхадрачалам – это также знаменитое место паломничества на реке Годавари (другое подобное – Панчавати у ее истоков). Вся река Годавари, протянувшаяся на 900 миль от холмов в районе Насика вниз до моря около Раджамандри, для индуистов священна, будучи тесно связанной с жизнью Шри Рамы. Именно в Бхадрачалам Шри Рама потерял Ситу, и именно здесь Он явился, чтобы спасти Своего преданного почитателя Рамадаса. Пураническая традиция, исторические факты и местные легенды настолько переплелись, что святость этого места не только не уменьшается, но скорее увеличивается. Поток паломников, который устремляется в Бхадрачалам на Шри Рама-навами, почти столь же велик, как тот, что направляется к месту слияния Ганга и Ямуны на севере.

Существуют интересные и популярные местные легенды об основании и строительстве этого храма. Вот одна из них. Когда в Голконде правил Аб-уль Хасан Танашах, последний правитель из династии Кутб-Шахи, в хижине у холма Бхадрачалам жила неграмотная женщина по имени Даммакка. У нее было видение, что в безлюдном месте на вершине холма, вдали от любопытных глаз, лежат божества Шри Рамы, Ситы и Лакшмана. На следующий день она вместе с дочерью поднялась на холм и на том самом месте, которое видела во сне, нашла божества. Даммакка построила на вершине холма небольшую мандапу, где установила божества. В то время в соседней деревне под названием Нелакондапалли жил некий Гопанна, племянник и зять царского министра Акканны. Этот Гопанна позже получил известность как святой Рамадас. Однажды Гопанна присоединился к маленькой группе паломников, поднимавшихся на холм, и познакомился с Кабир дасом, мусульманином-преданным почитателем Шри Рамы, который также шел поклониться божествам. Индуистские служители храма не пустили мусульманского преданного почитателя Шри Рамы внутрь, и, не получив даршан Господа, святой Кабир был опечален и расстроен. Поскольку ему не позволили увидеть Господа, божества также скрылись из виду. Гопанна понял, что Господь не придает никакого значения внешней форме поклонения и религии, к которой человек принадлежит – важны лишь внутренняя искренность и сила преданности. Тогда Гопанна попросил арчаков (служителей) пустить Кабира в храм, и сразу после этого божества вновь сделались видимы. Затем Гопанна получил от Кабира упадешам (наставления) и взял себе имя «Рамадас» (слуга Рамы).

Итак, Бхадрачалам обладает уникальным своеобразием, и святость этого места увеличивается смесью преданий и истории. Это, возможно, единичный и уникальный пример мусульманского попечительства над индуистским храмом, которое длилось так долго – вплоть до совсем недавнего времени. При низаме техсилдар, чья резиденция находилась в Бургампаду, был ответствен за содержание храма и сохранность его казны. Хайдарабадское правительство тратило на поддержание храма 20 000 рупий из государственных средств. Таким образом, Бхадрачалам представляет благодетельную и единственную в своем роде традицию мусульманского попечительства над индуистским храмом. То, что с храмом в Бхадрачалам связаны жизнь и деятельность святого Рамадаса, придает этому месту особую святость. Итак, Бхадрачалам – один из знаменитейших и священнейших храмов Андхры, и он в высшей степени достоин посещения.

 

 

 

 


Ядагири (из цикла «Легенды индийских храмов») Художественный фильм «Святой Гьянешвар»
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту