Реклама

 






Гандаберунда -- легендарная двуглавая птица Деви Атхарва Ширша (перевод с санскрита: Д.М. Рагоза)

Вемулавада (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Вемулавада (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Вемулавада находится в округе Каримнагар штата Андхра-Прадеш1 и расположена примерно в 20 милях от Каримнагара на дороге из Каримнагара в Камаредди. Деревня очень древняя, и существует со времен Западных Чалукьев, как о том свидетельствуют надписи, в изобилии встречающиеся в этих местах. Вемулавада знаменита как место, где находится храм времен Западных Чалукьев, известный как храм Раджешварасвами. Там есть еще один храм, под названием храм Ваддегешварасвами, который также хорошо сохранился. К северу от храма Раджешвары находится большой водоем, известный как Дхармагундам. Его питает большой ручей, текущий рядом с деревней. |||||

Что касается происхождения этого знаменитого и древнего храма, то оно очень хорошо задокументировано. Надпись на храме гласит, что Раджадитья, вассал царя из династии Западных Чалукьев Трибхуванамаллы, установил божество и построил этот храм в 9-й год эры Чалукьи-Викрамы. В другой надписи утверждается, что царь Арикесари, лев среди Чалукьев из Вемулавады, носил почетный эпитет «Раджадитья». Эти вассальные цари жили примерно в IX – X вв., а потому храму около 1000 лет.

Помимо множества Шива-лингамов на территории храма находятся несколько буддийских и джайнских изображений. Но, как представляется, все эти изображения появились там позже. Подобным же образом на том же огороженном участке, прямо за храмом Раджешвары, находится храм Шешашаи (Вишну, возлежащего на змее Шеше). Кроме того, в этой же самой деревне существуют еще два храма – храм Бхимешвары и храм Кедарешвары. Эти два храма очень древние и обладают огромным значением. Они были знамениты еще до того, как был построен храм Раджешвары.

В книге «Раджешвара-махатмьям» говорится, что с тех пор как царь по имени Нарендра построил последний, Сам Бхимешвара принял образ Раджешвары. Утверждается, что Вемулавада Бхимакави, известный поэт-телугу, всеми своими талантами обязан милости Господа Вемулавады.

Современный уровень наших знаний не позволяет нам точно определить хронологическую последовательность правителей, которых называли «Чалукьями из Вемулавады». Настоящая теория основана на надписи в храме Вемулавады и сведениях, которые содержатся в «Викрамарджуна-виджае» Пампы. Согласно этим источником, начало династии положил Винаядитья I, которому наследовали Арикесари I и Нарасимха Варма Раджадитья. Взаимоотношения между этими царми также не вполне ясны. Поэтому мы можем прийти лишь к общему заключению, что этот храм был построен Нарасимхавармой Раджадитьей I, третьим царем в вышеуказанной линии. Очевидно, что храм Раджешвары получил такое название, потому что был построен Раджадитьей (почетный эпитет Нарасимхи I). Или же храм был назван в честь него.

Существует стхала-пурана, посвященная этому храму, которая известна как «Вемулавада-Раджешвара-махатмьям». Говоря о происхождении божества храма, она ссылается на «Бхавишьоттара-пурану» (одну из упа-пуран). Легенда, связанная с храмом, такова:

Некогда был великий царь по имени Нарендра, внук Арджуны, знаменитого героя Махабхараты. Однажды Нарендра пошел в лес на охоту и по ошибке убил стрелой риши, когда тот шел на пруд за водой. Царь глубоко раскаялся за совершенное им невольно преступление. Но брахмахатья-доша (грех убийства брахмана) все еще тяготел над ним. Он обошел множество святых мест, но все без толку. В конце концов он пришел в Вемулаваду и случайно выпил три пригоршни воды из пруда Дхармагундам. Он тут же избавился от великого греха убийства брахмана. Тогда же ночью ему во сне явился Господь и сказал, что на дне Дхармагундам находится святилище Господа Шивы по имени Раджешвара и что царь должен поднять его и освятить на берегу пруда, чтобы сделать доступным для поклонения. Соответственно, царь начал поиски, нашел на дне пруда лингам, достал его и освятил на берегу. С тех пор Господь известен здесь как Раджешварасвами.

В этой связи также говорится, что Индра, который, из-за убийства им демона Вритрасуры, тоже страдал от последствий греха брахмахатьи, также избавился от своего великого греха только после того, как, по указанию Брихаспати, принял омовение в Дхармагундам.

Существует еще одна легенда о величии Дхармагундам. Однажды Дакша-праджапати совершал великое жертвоприношение под названием «яджнаджита» с целью превзойти всех других богов. Естественно, эта яджна Дакши-праджапати вызвала глубокое беспокойство у богов, и, чтобы лишить его полных плодов жертвоприношения, бог Солнца внезапно появился на жертвенной площадке и попытался украсть жертвенные подношения. Но как только он прикоснулся к ним, его руки были отрублены и он стал безруким. Тогда он обратился за помощью к другим богам. Другие боги посоветовали ему отправляться на Дхармагундам и совершать аскезу в течение ста лет. Бог Солнца поступил соответственно и получил назад свои сияющие руки. Говорится, что Дхармагундам существовал еще до того, как был построен храм Раджешвары. Величие этого храма раскрывается в следующей шлоке:

шришайле даршананмуктих кашьянту маранаддхрувам

аньятра тапаса кшетре дхарма-кундасья наматах

Шрисайлам освобождение достигается даршаном, в Каши – оставлением тела. В других местах [освобождение достигается только] аскезой, [но одно лишь] имя Дхармакунды [дарует освобождение].)

Храм Раджешвары в Вемулаваде – один из самых знаменитых храмов Шивы в Андхра-Прадеш. Тысячи паломников со всех концов штата стекаются сюда, чтобы получить даршан Господа. В месяцы магха и пхальгуна поток верующих становится поистине бесконечным. Максимума число паломников достигает на Маха-Шива-ратри. Кальянотсава (день свадьбы) Господа празднуется здесь в день пурнимы (полнолуния) месяца пхальгуна. Существуют дни, когда выразить свое почтение и сделать подношения Господу приходят тысячи верующих. Фактически, большую часть своих доходов храм получает в течение этих нескольких дней.

Помимо обычных обрядов, подобных тем, что совершаются в других храмах, храм Раджешвары известен одним особым, только ему свойственным ритуалом. Этот ритуал называется «сахасра-суварна-абхишека» и состоит в поклонении Господу тысячью кусочков золота. Господу также поклоняются дарением быков, и во исполнение обета верующие приносят здесь в дар Господу2 тысячи быков.

В настоящее время управление храмом находится в руках штата Андхра-Прадеш, которое содержит при храме странноприимные дома, а также санскритскую патхашалу (школу). В этом месте живет около 120 ученых семей, которые каждый год получают грант от правительства, и их обязанность состоит в участии в ежедневных пуджах и абхишеках Господа.

Зрелище всех этих верующих, собравшихся у стоп Господа и подносящих Ему свою пуджу, необычайно радостно и возвышает душу. Итак, Вемулавада – место огромной исторической значимости, которое, благодаря святости своего храма, по сей день привлекает тысячи паломников.

 

1 В настоящее время входит во вновь образованный штат Телингана.

2 Т. е. храму. 


Гандаберунда -- легендарная двуглавая птица Деви Атхарва Ширша (перевод с санскрита: Д.М. Рагоза)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту