Реклама
О Творении (из Брихадараньяка-упанишады) Шанти-мантры (мантры умиротворения)

Шрикурмам (из цикла очерков «Легенды индийских храмов»)

Шрикурмам (из цикла очерков «Легенды индийских храмов»)

Шрикурмам – знаменитый храм, расположенный примерно в двенадцати милях к востоку от Шрикакулам на крайнем юге талуки очень близко к побережью.

Деревня Шрикурмам получила свое название от храма, который посвящен Господу Вишну в Его образе Курмы, т. е. черепахи, и потому само божество называется «Шри Курманатха». Храм окружен прекрасными украшенными колоннами мандапами, и некотрые храмовые скульптуры из гранита представляют собой шедевры прикладного искусства. Вимана храма выполнена в характерном стиле Чолов, хотя внешние ворота перед пракарой появились намного позже. |||||

Утверждается, что первоначально храм был шиваитским, и был превращен в вишнуитский Шри Рамануджачарьей. Упоминания об этом можно найти в санскритском труде «Прапаннамрита». В этой работе содержится много интересных историй и легенд о дебатах между Рамануджей и другими мыслителями того времени. Шри Рамануджа легко выигрывал дебаты. Храм в Шрикурмам обладает большой святостью, будучи единственным значительным храмом Господа Вишну в Его образе Курмы во всей Индии.

В храме имеется ряд надписей, которые проливают свет на политическую и социальную историю этих мест. Храмовые легенды рассказывают о жизни Нарахари Тиртхи из Калинги, знаменитого ученика Мадхвачарьи, который возродил религиозное рвение в народе. Шри Нарахари Тиртха был учеником Ананды Тиртхи (Мадхвы), который в свою очередь был учеником Пурушоттамы Махатиртхи. В своей домонашеской жизни Нарахари Тиртха был известен как Шьяма Шастри, и он был сыном одного из министров в Калинге. Существует стотра, «Нарахари-яти-стотра», которая входит в санскритский сборник под названием «Стотра-маходадхи», где описывается жизнь Нарахари Тиртхи, тесно связанная с храмом в Шрикурмам. Согласно этому тексту, он получил посвящение у Пурнапраджны (т. е. Мадхвы), который приказал ему идти ко двору царя Гаджапати и стать там правителем. Нарахари Тиртха, который постиг у своего учителя истинный смысл комментариев к священным текстам и Упанишад, хотел стать санньясином и потому возразил своему наставнику, что его попытка получить царство не принесет никакой пользы. На это наставник ответил, что в царстве Гаджапати есть изображения Рамы и Ситы, и Нарахари должен получить их, чтобы можно было восстановить поклонение этим божествам. Соответственно, Нарахари отправился в страну Калингу и там был с огромным воодушевлением принят местными жителями как достойный правитель. Он правил Калингой двенадцать лет как регент при юном принце. Когда принц достиг совершеннолетия, Нарахари передал ему бразды правления и взял в качестве гуру-дакшины (пожертвования гуру за обучение) божества Рамы и Ситы, которые были его подлинным богатством, и передал их своему учителю Ананде Тиртхе. Последний поклонялся этим изображениям восемьдесят дней и передал их своему ученику Падманабхе Тиртхе. Тот в свою очередь поклонялся им шесть лет и вновь возвратил их Нарахари Тиртхе.

Получив таким образом божества, Нарахари Тиртха отправился в проповедническое путешествие. Однажды во время этого путешествия он увидел ночью во сне, что на дне пруда около города, где он остановился, находится изображение Господа Вишну. Он организовал народ, с его помощью достал изображение и сделал все необходимое для должного поклонения ему. После этого он удалился на реку Тунгабхадру, где и провел остаток жизни.

Эта легендарная биография Нарахари Тиртхи полностью содержится в надписях, которые можно видеть в храме в Шрикурмам.

Господа Вишну, которому посвящен храм, называют здесь Шри Курманатха. На территории храма имеется ряд священных тиртх. Народная легенда гласит, что Господь впервые появился здесь, чтобы благословить царя Шветамахипатхи. Говорится, что кости умерших, брошенные в пруд Швета-пушкарани, превращаются в черепах, или курм, а потому ритуально нечистым людям запрещено прикасаться к воде этого пруда.

В Шрикурмам имеется одна важная надпись, которая привела к спорам по поводу подлинности и авторства Телугу-Бхараты, приписываемой великому поэту-телугу Наннайе, придворному поэту великого царя из династии Восточных Чалукьев Раджараджи Нарендры. В 1273 г. принц из той же самой династии по имени Виджаядитья оставил в Шрикурмам следующую загадочную надпись:

шрираджараджанрипатих правишалакиртих

ях сурибхисмаха кила смритиджаласарам

андхричакара варабхаратавамшавриттам

Если понимать надпись буквально, то она означает, что царь Раджендра перевел великую Махабхарату на андхри, или телугу, хотя она также может означать, что царь поручил перевести ее на андхри. Ясно, однако, что Раджараджа Нарендра был великим покровителем искусств, а Наннайя Бхатта, знаменитый поэт-телугу, – его придворным поэтом. Были ли взаимоотншения между Раджараджей Нарендрой и Наннайей Бхаттой подобны таковым между Харшей и Баной – неизвестно, но несомненно, что это был один из наиболее блистательных периодов в истории литературы телугу.

У этого храма имеется знаменитая кшетра-махатмья (текст, посвященный прославлению определенного святого места), рассказанная, по преданию, риши Даттирой Вьясе. Стхала-пурана говорит, что подробности о величии Шрикурмам мудрец услышал во сне от Самого Господа Хари. Согласно этой стхала-пуране, была гора под названием «Шветачала», на которой правил царь Сута. Жена царя была благочестивой женщиной, и однажды царь собирался войти к ней в день шуддха-экадаши, который она посвятила молитве и созерцанию. Царица взмолилась Господу, чтобы Он не позволил ее врате (религиозному обету) прерваться, и Господь Курманатха приказал Ганга-тиртхе протечь между царем и царицей, с тем чтобы царица могла исполнить свою врату. Разделенный таким образом с царицей, царь жил на берегу реки Вамшадхары, где его однажды встретил риши Нарада, который сказал ему, что он, царь, может получить благословения Шри Хари, если исполнит должные аскезы. После этого царь пошел туда, где река Вамшадхара впадала в океан, и молился Господу, чтобы Он даровал ему благословенный даршан Своих святых стоп. Риши Нарада научил царя Курма-мантре и велел ему оставаться в тапас-самадхи (состоянии глубокого созерцания, вызванном интенсивной практикой аскезы), повторяя в уме вышеуказанную мантру. Царь предавался интенсивной тапасье, повторяя имя Господа в форме Курма-мантры, и Господь Шри Хари в облике Курмаватары, украшенный шанкхой (раковиной), чакрой (боевым диском), гадой (булавой) и падмой (цветком лотоса), даровал царю Свой даршан. Риши Нарада, царь Сута и Шри Курманатха проследовали на близлежащий холм, где жил риши по имени Вакранга-махарши. По пути Господь, увидев священное место, решил, что было бы хорошо создать посредством Своей чакры прекрасный пруд под названием Кшира-самудрам. Маха-Лакшми также пришла в это святое место и сказала, что хочет здесь жить. Говорится, что Шрикурмам, или Курмагундам и есть это священное место.

По милости Господа омовением в Кшира-самудрам в этом священном месте люди могут избавиться от всякой нечистоты и несовершенства. Однажды туда пришла женщина из народа бхилов, которая испытывала голод и жажду. Она омылась в пруду и испытала возвышенный духовный опыт. Она рассказала об этом своему мужу. Муж также пришел туда и получил благословение Господа. Будучи человеком благочестивым и видя там Господа Курманатху с шанкхой, чакрой, гадой и падмой, он построил для Господа храм. Царь Сута также построил храм с золотыми стенами и, посоветовавшись с Нарадой и Брахмой, сначала освятил божество Шри Курманатхи Сударшана-мантрой. После этого Господь стал проявлять Свои различные гневные аспекты, и чтобы умиротворить Его, была использована также Гопала-мантра. Это умиротворило Шри Курманатху, и Он принял Свой прежний милостивый облик.

Стхала-пурана также содержит некоторые легендарные сведения о храме, относящиеся ко времени через несколько веков после того, как он впервые появился на этом месте.

Вот одна из этих легенд. Принц Анандапури преследовал златоликого оленя и пришел в Судхагундам около Шрикурмам. Он пошел в храм Шри Курманатхи Свами и там увидел апсару Тилоттаму, которая танцевала перед Господом. Принц влюбился в нее, но Тилоттама, которая посвятила себя исключительно служению Господу, разгневалась на него и прокляла его. До того времени принц не видел Господа, и когда Тилоттама исцелила его, он остался там совершать тапасью в течение трехсот лет. В конце концов, благодаря своей тапасье, он полностью исцелился, и он остался там насовсем, чтобы служить Господу.

Вокруг Шрикурмам находится много важных кшетр. К западу, в деревне Пиппала, находится шиваитский храм Сундарешвары. К востоку, там, где река Вамшадхара впадает в океан, находится знаменитый храм Карпурешвары, а еще к западу, на берегу Лангульи, – храм Котишвары. Кроме того, вблизи Шрикурмам находятся многочисленные тиртхи, такие как Вакра-тиртха, в которой, как предполагается, жил риши Джабали, Чакра-тиртха, Судхагунда, Ашта-тиртха и т. д.

Стхала-пурана также утверждает, что поклонение Господу в этом месте дарует следующие благословения. Верующий очистится от своих грехов и не будет больше перерождаться. Он получит то же самое благо, что дает паломичество в Матхуру, Бенарес, Амаравати и Айодхью. Он обретет мукти и достигнет небес. Он поможет своим питри-деватам (усопшим предкам), омывшись в Судхакундам недалеко от Шрикурмам. Такое омовение полностью сотрет всю их прошлую карму. Омовения в священных водах этих тиртх, служение каждому из богов и посещение святилищ на холме облагородит и очистит человека, удовлетворит его законные желания и поможет достичь освобождения.

Шрикурмам – важное и священное место, которое продолжает привлекать большое количество паломников. Храм знаменит красотой своей архитектуры, а еще более количеством надписей, которые дают нам практически полную картину жизни династии Восточных Гангов, правившей в Калинге с четвертого по четырнадцатый век.

 

 

 

 


О Творении (из Брихадараньяка-упанишады) Шанти-мантры (мантры умиротворения)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту