Реклама
Деви-кавача (Защитный гимн Великой Богини) Из поэзии Самбандара (Тируньянасамбандара)

Дхармапури (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Дхармапури (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Дхармапури – одна из старейших деревень Андхра-Прадеш (в настоящее время входит в штат Телингана), расположенная в округе Каримнагар. Она расположена на западном (правом) берегу священной реки Годавари, которая течет здесь на юг, служа естественной границей между округами Каримнагар и Адилабад. Дхармапури относится к талуке Джагтиял округа Каримнагар и находится примерно в 30 милях от города Джагтиял. |||||

Дхармапури – не только одна из старейших деревень в Андхра-Прадеш, но и относительно большая, особенно учитывая ее труднодоступность. В ней около 2 тыс. домов, постороенных в старинном стиле. Деревня знаменита как центр ведического образования, и в прошлом в течение ряда столетий из нее произошло много санскритских пандитов. Традиции и атмосфера этого места доказывают, что в прошлом оно служило великим средоточием изучения Вед и санскритской учености.

Самый важный храм Дхармапури – храм, посвященный Господу Вишну в образе Нарасимхасвами. Это святое место и его покровительствующее божество упоминаются в «Брахманда-пуране». Существует неопубликованная санскритская рукопись на пальмовых листьях под названием «Дхармапури-кшетра-махатмья», в которой излагается пураническая история и подробнейшим образом говорится о величии Господа Дхармапури.

Аватара Господа Вишну в образе Господа Нарасимхасвами известна и важна. Чтобы спасти Прахладу, Своего великого преданного почитателя, Господь нисшел как Нарасимхасвами и убил Хираньякашипу. Сражаясь с Нарасимхадевой, Хираньякашипу, который был великим преданным почитателем Господа Шивы, в последние мгновение взмолился Господу Шиве о спасении. По Своему характеру Господь Шива не может не ответить немедленно на мольбу Своего искреннего преданного почитателя в беде. Поэтому Господь Шива сразу же поспешил на помощь Хираньякашипу и принял облик Шарабхи. Шарабха сражался с Господом Вишну и умер от Его руки. Поскольку Шарабха был не кем иным, как Самим Господом Шивой, прежде чем убить его, Господу Вишну пришлось напрячь все Свои силы. Чтобы победить Шарабху, Господь Вишну вошел в состояние таких гнева и ярости, на которые только был способен. Поэтому даже после убиения Шарабхи гнев Господа оставался столь велик, что Он не мог контролировать Себя и бродил в этом ужасающем аспекте по лесу Дандакаранья. Все боги были чрезвычайно напуганы этим страшным аспектом Господа Вишну и обратились к Господу Брахме за советом, как успокоить угра-сварупу (ужасное проявление) Господа Вишну.

Господь Брахма в течение долгого времени предавался аскезе в лесу Дандакаранья. Однажды царь по имени Дхарма Варма, который правил этой частью страны, очень захотел узнать о самой важной из четырех пурушартх. С этой целью он пришел к благочестивому человеку по имени Вишну Шарма, и тот сказал ему, что в этом мире нет освобождения ни для кого, кто не поклоняется Господу Вишну. Соответственно, Дхарма Варма с сильной верой и решимостью приступил к аскезе. Вишну Шарма посоветовал ему сначала умилостивить Господа Брахму, так как только через него можно обратиться к Господу Вишну в образе Нарасимхи. Поэтому Дхарма Варма сначала умилостивил своей аскезой Господа Брахму. Брахма появился перед ним и призвал на жертвоприношение Господа Нарасимху. Сейчас это место называется «Брахма-пушкарини».

Господь Вишну был доволен Брахмой и Дхарма Вармой и появился перед ними в образе Нарасимхи. Тогда Брахма попросил Его навсегда остаться там в Своей саумья-рупе (милостивом образе), а не в угра-рупе, и восстановить поклонение и т. п. ему (Брахме), которое прекратилось вследствие проклятия риши Бхригу.Нарасимха даровал обоим благословение и соответственно проявился в этом месте в Своей саумья-рупе. Это произошло там, где теперь находится деревня Дхармапури.

Дхрувабера (основное божество для поклонения) Господа в этом храме сидит в падмасане (позе лотоса) с ладонями на коленях. Это йогический облик, а не угра-рупа. С тех пор в честь Дхармы Вармы, который по-настоящему стремился увидеть Господа, кшетра называется Дхармапури. В этом храме также почитают Брахму, поскольку вначале Дхарма Варма предавался аскезе в честь Брахмы. Поэтому в храме Дхармапури стоит изображение Брахмы, что очень редко можно встретить в храмах.

Другими важными божествами храма являются большая статуя Ямы у ворот и статуи Мурали-Кришны (Кришны, играющего на флейте) и Баларамы – две последние фигуры находятся у внутренних ворот. Вокруг храма также находится восемь статуй Господа Ханумана. Статуя Брахмы большая – около 6 футов в высоту, и у нее четыре лица.

Согласно приведенному выше пураническому рассказу, божество Господа Нарасимхи существовало здесь еще до появления самой реки Годавари. К настоящему времени очень многие пуранические кунды (священные пруды) поглотила река, дно которой изобилует камнями. Существует небольшой ручей под названием Бхадра, который впадает в реку Годавари. В цитировавшейся выше пуране сказано, что этот ручей символизирует женщину, которая некогда предавалась аскезе, чтобы выйти замуж за Господа Вишну. В конце концов она превратилась в этот ручей, чтобы вечно оставаться рядом с Господом Нарасимхасвами. Со многими другими местами на реке также связано много историй из пуран.

В Дхармапури есть еще четыре храма, которые обладают не меньшей важностью, чем храм Нарасимхасвами. Совсем рядом с последним находится храм Рамалингешвары. Говорится, что возвращаясь с Ланки после победы над Раваной, Господь Рама посетил это место (которое является частью Дандакараньи) и освятил здесь божество Шивы, как Он сделал в Рамешвараме. Лингам, как утверждается, представляет собой песчаник, и храм Шивы, который обладает не менее древней историей, сейчас находится в хорошем состоянии. В нем также совершается ежедневное поклонение Господу.

В Дхармапури есть еще один храм Нарасимхи под названием «храм Нутана-Нарасимхасвами». Он также расположен совсем рядом с главным храмом Нарасимхасвами. Утверждается, что божество Нутана-Нарасимхи нашел местный брахман в пещере примерно в 20 милях от деревни, принес его сюда и освятил. Храм Нутана-Нарасимхи также влиятелен и чрезвычайно популярен среди паломников. Третий храм Дхармапури – храм Гоматешвары. Он посвящен Шиве, и говорится, что он был освящен риши Гаутамой, когда тот привел в эту кшетру Годавари. Наконец, в Дхармапури есть еще храм Даттатреи и храм Рамы. Они находятся на берегу Годавари и считаются не очень древними. Ни тот ни другой не упоминаются в пуранах.

Кальянотсава (день свадьбы божества) отмечается в этом храме в месяце пхальгуна. В это время в Дхармапури стекаются тысячи паломников.

Среди девяти аспектов Нарасимхасвами, известных по словам, стоящим перед именем, – Джвала-Нарасимхасвами, Угра-Нарасимхасвами, Лакшми-Нарасимхасвами и т. д., есть и Йога-Нарасимхасвами. Этому аспекту Нарасимхи поклоняются главным образом ради достижения мокши, тогда как другим аспектам поклоняются ради мирских благ. Поэтому ясно, что в древности святые мудрецы выбрали это место – рядом со священной рекой Годавари, посреди густого леса, вдали от людских поселений и проторенных дорог, именно для поклонения Йога-Нарасимхе. Именно здесь были все условия для того, чтобы предаваться созерцанию Божественного в тишине и покое. Итак, Дхармапури, обладающая древней историей и представляющая собой важный культурный центр, в высшей степени достойна посещения.

 

 


Деви-кавача (Защитный гимн Великой Богини) Из поэзии Самбандара (Тируньянасамбандара)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту