Реклама
Аннаварам (из цикла «Легенды индийских храмов») Художественный фильм «Мира» («Meera”), Индия, 1945, ч/б, русские субтитры

Котипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Котипалли (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Котипалли в талуке Рамачандрапурам округа Восточный Годавари знаменит своим древним храмом, где Господу Шиве поклоняются как Шри Сомешварасвами. Богиню почитают здесь под именем Шри Раджараджешвари Аммавару. Раджи Виджаянагара вместе с правителями Симхачалама являются наследственными попечителями храма.

 

Котипалли расположен на берегу священной Годавари, в том месте, где она впадает в океан. Благодаря последнему обстоятельству, Котипалли считается очень святым местом. Храм посещает большое число паломников, особенно на день Маха-Шива-ратри, который приходится на амавасью (новолуние) месяца магха (февраль-март). В этот день в храм стекаются тысячи паломников, которые омываются в священных водах Годавари.

 

Котипалли, иначе известный как «Котитиртхам», – древнее место, где Господу Шиве поклоняются как Сомешваре. Согласно народному преданию, всякий, кто примет «пунья-снану» (омовение) в этой тиртхе, немедленно достигнет освобождения. Существует ряд народных легенд и стхала-пуран, связанных с этим знаменитым храмом и тиртхой. Вот некоторые из этих преданий. |||||

 

Некогда в благодатной Кашмирской долине в городе Кальянапура жил старик по имени Шубхарита. У него была молодая жена по имени Дурмадхани, и у них родился сын, которого они назвали Сумитра. Шубхарита умер, когда его жена была совсем молодой. Юная вдова была сладострастна. Она не могла сопротивляться позывам плоти и вела распутную жизнь. Это стало известно ее односельчанам, и отношение общины к ней стало настолько невыносимым, что ей пришлось покинуть родную деревню. Она поселилась в другой деревне под названием Сомапрабха, которая находилась далеко от ее прежнего места жительства. Так юный Сумитра остался и без отца, и без матери. Он получил образование за счет общины и отправился в путешествие по всей стране. По ходу своих странствий он пришел в деревню Сомапрабха. Однажды Дурмадхани, его мать, проходя по улице, увидела его. Они полюбили друг друга, не зная, что они мать и сын. На следующее утро Сумитра, как только встал с постели, увидел, что его тело покрылось язвами проказы. В смятении он, закрыв язвы, отправился к реке Годавари и принял там омовение. Когда он вышел из реки, то, к своему удивлению, увидел, что язвы полностью сошли. Он снова был полностью здоров. Тогда Сумитра не понял, что язвы проказы появились у него вследствие кровосмесительной связи с собственной матерью, хотя он и не знал, кем ему приходится Дурмадхани. Он просто решил, что вода Годавари обладает некими целительными свойствами. Поэтому он провел еще некоторое время с Дурмадхани, и каждое утро его поражала проказа, а потом он шел на Годавари, принимал омовение, и болезнь проходила.

 

Это заметил риши по имени Ромасу, который также имел обыкновение приходить на священную Годавари примерно в то же время, когда там принимал омовение Сумитра. Видя юношу, который каждый день приходил, пораженный проказой, риши как-то спросил его, что происходит и какой грех он совершил. Юноша ответил, что он сирота и что во время своих странствий он встретил красивую женщину, и теперь после каждой близости с ней у него появляются язвы проказы. Тогда риши посоветовал юноше узнать у женщины, из какого рода и какой страны она происходит и каково ее прошлое.

 

Сумитра так и сделал, и Дурмадхани открыла ему все свое прошлое. Тогда Сумитра понял, что перед ним его мать, и, пораженный великим горем, пал на пол, громко вопия и рыдая. Дурмадхани не могла понять причину его горя и, пораженная, спросила его об этом. Тогда Сумитра сказал ей, что она не кто иная, как его мать, и он раскаивается в своем ужасном грехе и испытывает безмерный стыд и сделает все, что в его силах, чтобы искупить своей грех, если это вообще возможно. Дурмадхани также преисполнилась стыда, и всю ночь они истово молились. Наутро они вместе пошли к риши Ромасу, исповедались ему в своих грехах и попросили указать способ, которым они смогут очиститься от грехов. Риши Ромасу сказал им, что омовение в священных водах Годавари очистит их от всех грехов и поможет восстановить добродетель, потому что очищающая сила этих вод чрезвычайно велика. В связи с этим риши Ромасу рассказал им о случае, который произошел в прошлом. Однажды бог луны совершил ужасный грех и вследствие этого утратил свое естественное сияние. Он пал на землю и причитал из-за своих грехов. Он пришел в место под названием Сиддхалингам, один вид которого обеспечивает успех во всех начинаниях и уничтожает всю нечистоту. Он принял омовение в Котитиртхам, в результате чего вновь обрел совершенство и восстановил свое сияние. К югу от Котитиртхам и недалеко от Сиддхалингама он установил лингам под названием «Сомешваралинга» (владыка бога луны) и, избавившись от всех грехов, возвратился в свою небесную обитель. Вследствие этого Котитиртхам стал знаменит. Подобного места не существует больше нигде на земле. Ведь лишь приняв омовение в этом святом месте и совершив там поклонение Господу, можно очиститься от самых ужасных и отвратительных грехов.

 

Поэтому риши Ромасу посоветовал Дурмадхани и Сумитре принять омовение в Котитиртхам и вознести там молитвы и совершить поклонение спасителю всех душ, Господу Сомешваре, чтобы таким образом очиститься от своего ужасного греха. Все люди, которые посещают это святое место паломничества, принимают там омовение и поклоняются Господу, обретают плод многих жертвоприношений, строительства храмов и т. п. Сказав так, риши сделался невидим. Мать и сын тщательно следовали наставлениям риши Ромасу и получили полное благо от омовения в Котитиртхам. Так они освободились от своих грехов.

 

Существуют и другие легенды об этом храме и величии Господа, также известного как Котишвара-Сиддха-Джанардана. Однажды Шаунака и другие риши пришли к ученому Суте и попросили его рассказать о чудесной силе Котишвары и величии Сиддхешвары. Тогда Сута рассказал Шаунаке и другим риши следующую историю.

 

Однажды риши Нарада поднялся на небеса, пришел к Господу Брахме и с почтением попросил его рассеять некоторые его сомнения и рассказать ему, как Гаутами и Котитиртхам достигли такой святости, что Сам Господь Сомешвара избрал их как Свои постоянные обители. Брахма ответил ему, что область размером три на четыре мили к югу от Котитиртхам и около Муктешварам обладает чрезвычайной святостью, а в Гаутами и Котитиртхам все эти святые места соединяются в святых Вишнутиртхам, Брахматиртхам, Махешваратиртхам и Раматиртхам.

 

Некогда благодетель деват (богов), Пундарикакша (Вишну) подумал, что это место хорошо подходит для безмолвного созерцания, и предавался там тапасье в течение многих эпох. Царь Бали, сын Вирочаны, владыка ракшасов, победил Индру и других богов, захватил небеса и правил всеми тремя мирами. Тогда Агни, Индра и другие боги пришли к Господу, погруженному в созерцание в Котитиртхам, и сообщили Ему, что царь Бали совершает великое жертвоприношение, и, чтобы дхарма не была окончательно изгнана из этих мест, нужно что-то предпринять, чтобы не допустить успешного завершения жертвоприношения. Царь Бали неизменно дарил каждому все, что бы у него ни попросили, и потому боги сказали, что Господу нужно Самому пойти на жертвоприношение Бали, получить от него дары и так спасти богов. В числе прочих к Нараяне, погруженному в суровую тапасью, пришел и молил спасти богов Кашьяпа. Господь Нараяна сказал Кашьяпе, что очень доволен его молитвами и что тот может просить любое благословение, которое Он с радостью дарует. Тогда Кашьяпа попросил Господа прервать тапасью, родиться у него как его сын и брат Махендры (Индры) и таким образом помочь богам в час их скорби. Господь согласился, родился у Адити и Кашьяпы, в образе Ваманы пришел на жертвенную площадку царя Бали и попросил у него земли, достаточной для того, чтобы сделать три шага. Двумя первыми шагами Он покрыл всю Вселенную, а третьим ступил Бали на голову и низверг его в нижние миры. Достигнув таким образом своей цели, Он вернулся в Котитиртхам и продолжил тапасью.

 

Боги выразили свою благодарность Господу многими молитвами, а Кашьяпа для блага всех верующих основал храм во имя Джанарданы-Сиддхешвары. С тех пор Господь стал известен как «Сиддхешвара», или «даритель благославений», а священный Котитиртхам, или Сиддхакшетрам стал святым местом паломничества.

 

Существует много других народных преданий, в которых так или иначе говорится о святости и величии этого места. Согласно одной из легенд, однажды Индра проникся страстью к Ахалье, жене риши Гаутамы, которую высоко чтили все боги. Поскольку Ахалья была известна своей безупречной нравственностью, Индре пришлось прибегнуть к уловке. Он обратился в петуха и глубокой ночью прокукарекал. Риши Гаутама подумал, что уже рассвет, встал со своего ложа и отправился на реку Годавари принимать омовение. Тогда Индра принял облик риши Гаутамы, вошел в хижину и наслаждался контактом с Ахальей в облике ее мужа. Тем временем Гаутама на берегу понял, что еще глубокая ночь, не стал принимать омовение и возвратился домой. Он окликнул Ахалью, чтобы она открыла ему дверь. Ахалья была ошеломлена трюком, который сыграл с ней Индра, и от горя потеряла дар речи. Тогда Индра обратился котом и попытался ускользнуть через окно. Гаутама заметил это и приказал ему остановиться и объяснить, что́ происходит. Индра, прекрасно зная огромную йогическую силу риши, встал перед ним, дрожа. Риши, который благодаря своей духовной силе знал, что́ произошло, проклял Ахалью, чтобы она превратилась в камень. Он также проклял Индру, который должен был претерпеть различные телесные страдания. Ахалья взмолилась своему мужу, говоря, что она согрешила не намеренно, а стала жертвой трюка. Риши Гаутама успокоил ее, сказав, что Сам Господь Нараяна родится у царя Дашаратхи в Айодхье как Шри Рамачандра и во время Своих странствий по лесу Шри Рама придет к ней и одним лишь прикосновением Своей стопы вернет ей прежний облик. Индра также распростерся перед риши Гаутамой и умолял его избавить его от проклятия. В ответ Гаутама-риши сказал ему идти на священную реку Годавари, предаваться аскезе, молиться и совершать поклонение в Котитиртхам. Непрерывно поклоняясь великому Господу Сиддхешваре, Индре следовало со всеми необходимыми обрядами установить божество Господа Шивы по имени Котишвара. Так Индра избавится от пагубных последствий проклятия. Индра добросовестно выполнял все, что ему велел риши Гаутама, и понял, какие благословения даруют омовение в Котитиртхам и поклонение Господу Сиддхешваре. Тогда Брахма сказал Нараде, что Котитиртхам будет даровать все виды благословений, давать благие результаты каждому верующему, очищать каждого грешника и устранять его грехи. Поэтому-то это святое место посещают даже боги, и оно известно как «Рудра-Котитиртхам», став обителью Котишвары.

 

Существуют также различные легенды о величии Господа Сомешвары. Стхала-пурана говорит, что некогда жил царь по имени Судхакара. В месяц ашваюджа его жены поклонялись богине Маха-Лакшми. На церемонии поклонения присутствовали все известные женщины царства, и царь преподнес им много ценных даров, таких как слоны и лошади. Судхакара проникся страстью к жене своего собственного гуру, женщине строгой и благочестивой, которая тоже присутствовала там, и пытался ухаживать за ней. Поскольку он нарушил строгие правила поведения и бросал похотливые взгляды на гуру-патни (жену гуру), его поразила болезнь. Тогда царь раскаялся в своем недостойном поведении и, неспособный перенести страдания, вызванные его болезнью, молился Господу об избавлении от своего недуга. Господь Нараяна смилостивился над ним, появился перед ним и спросил, что́ он желает. Царь ответил, что желает освободиться от страданий, вызванных болезнью. Тогда Господь велел Судхакаре пойти в Котитиртхам и там совершить омовение и помолиться Господу Сиддхешваре. Тогда, сказал Господь, царь избавится от болезни и вновь будет совершенно здоров. Соответственно, Судхакара пошел в Котитиртхам, принял там омовение и после поклонения Господу Сиддхешваре и Котишваре исцелился от своего недуга. С тех пор эта тиртха известна как «Соматиртхам», и там постоянно пребывает Господь Сомешвара.

 

В ночь Маха-Шива-ратри в Котитиртхам проводятся огромные священные торжества, когда тысячи паломников и прихожан очищаются от грехов. Те, кто в этот день омываются в реке и поклоняются богине Парвати в Котитиртхам, получают бесчисленные блага. Люди, которые омываются в реке, поклоняются Господу и раздают дары, освободятся от всех своих грехов и получат благословения Господа Шивы. Те, кто в этот день дарят шалаграмы, достигнут освобождения (мукти). Совершение поминальных обрядов и кормление бедных в этом месте, соответственно, принесет благо ушедшим предкам. Искреннее и исполненное преданности поклонение Ишваре в этой кшетре дарует нам чистоту и праведность. Если в день Маха-Шива-ратри за два часа до рассвета принять омовение в реке в Котитиртхам, мы избавимся от всех бед и грехов, и нам будет сопутствовать успех во всех делах. Омовение в реке – самое действенное и благотворное из всех видов служения Господу, которым можно посвятить себя даже в обычные дни. Особенно большое благо приносит омовение в месяцы вайшакха и магха. Омовения в месяц карттика также приносят разнообразные блага.

 

Итак, Котипалли с его древними храмами почитается как место огромной святости и привлекает большое количество паломников. Кроме того, он расположен среди живописной природы, и его стоит посетить как ради его святости, так и ради чарующих пейзажей вокруг.

 

 


Аннаварам (из цикла «Легенды индийских храмов») Художественный фильм «Мира» («Meera”), Индия, 1945, ч/б, русские субтитры
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту