Реклама
Индийский художественный фильм о Шри Раманудже Шри Хануман-аштак (Восемь стихов во славу Господа Ханумана)

Симхачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Симхачалам (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Симхачалам, также известный как Симхагири, находится примерно в десяти милях к северу от Вишакхапатнама, окружного центра штата Андхра-Прадеш.

 

Храм, посвященный Господу Нарасимхе, или Вишну в образе получеловека-полульва, построен на холме высотой около 800 футов над уровнем моря. Неподалеку от подножия холма находится священный пушкарани (храмовый водоем), в котором паломники, направляющиеся в храм, принимают омовение. По обеим сторонам дороги, ведущей на вершину холма, высажены прекрасные деревья. На северной стороне холма, недалеко от вершины, в лесистой впадине, окруженной широким кольцом приподнятой земли, напоминающим амфитеатр, находится храм Господа Нарасимхи. Это один из самых знаменитых и богатых храмов в Северных Циркарах. |||||

 

Пураническая легенда, связанная с этим храмом, переносит нас во времена Хираньякашипу и Прахлады, известных фигур индийской мифологии. Говорится, что Хираньякашипу, царь ракшасов, чтобы наказать своего сына Прахладу, который был тверд в своей преданности Господу, бросил его в море, а затем, чтобы полностью уничтожить его, поставил ему на голову холм Симхачалам. Прахлада был великим бхактой Господа Нараяны. Господь Нараяна в Своем аспекте Нарасимхи, Который пришел, чтобы спасти Прахладу, встал рядом с холмом и немного наклонил его, с тем чтобы Прахлада мог выбраться из под основания холма. Позже, в память об этом эпизоде, Прахлада, как утверждается, построил это святилище.

 

Одна из колонн в мукха-мандапе (главном зале собраний) храма называется каппам-стамбхам, или «колонна подношения». Она привлекает большое количество паломников, поскольку, согласно народному поверью, эта колонна обладает способностью исцелять болезни крупного рогатого скота, а также женское бесплодие.

 

Божество в святилище покрыто толстым слоем сандаловой пасты, которая, говорится, уняла ярость Господа после того, как Он уничтожил Хираньякашипу. Этот слой убирают только один раз в году, в месяц вайшакха (апрель-май). Этот день считается особенно священным, и люди приходят в святилище со всей страны, чтобы получить даршан Господа.

 

Господь Нараяна низошел как Господь Нарасимха, чтобы убить Хираньякашипу, не нарушив ни одного из обещаний, данных последнему другими богами вследствие его суровой тапасьи. Даже после того, как Господь убил Хираньякашипу, Его ярость не проходила, и это вызвало страх и беспокойство у всех богов. Тогда Господь Шива принял образ Шарабхи и успокоил Господа Нарасимху. Говорится, что освящение божества Господа Нарасимхи уничтожает демонов, дарует победу в битвах, исцеляет все болезни и обеспечивает всевозможные блага.

 

Храм включает в себя квадратное святилище, увенчанное высокой башней, или гопурой, и мукха-мандапу с небольшой круглой башней над ней. Имеется также квадратная шестнадцатиколонная мандапа под названием «натья-мандапа» (танцевальный зал) и каменная колесница, запряженная двумя каменными конями, к которой примыкает веранда, украшенная скульптурными изображениями на сюжеты из «Вишну-пураны». За пределами храмовой ограды, чуть севернее храма находится кальяна-мандапа (зал для праздничных торжеств) с девяносто шестью изысканными колоннами, украшенными различными орнаментами. В этом зале отмечается Кальяна-утсава (день свадьбы) Господа, которая приходится на одиннадцатый день светлой половины месяца чайтра. Здесь имеются скульптуры Господа Вишну в Его образах Матсьи и Дханвантари, а также Варуны. Здесь также можно видеть многочисленные мурти Нарасимхи.

 

На холме есть не пересыхающий летом источник, известный в этих местах как «Гангадхара», который, как утверждается, обладает целебными свойствами. В храме имеются изделия из золота и драгоценных камней, оцениваемые в огромные суммы денег. Самыми важными и интересными из них являются золотая декоративная кавача (зд. – ампула, в которую помещают свернутый листок с текстом защитной мантры) и инкрустированные жемчугом изумрудные падаккам (символическое изображение стоп Господа), поднесенные Господу знаменитым виджаянагарским царем Кришнадевараей в память о его победе над царем Калинги (зд. – Ориссы).

 

Существует стхала-пурана, посвященная этому храму, которая состоит из тридцати двух глав. Говорится, что первоначально она входила в «Сканда-пурану» и была передана Шри Веда-Вьясой Бхаттаракой через Джаймини-махарши. Стхала-пурана включает рассказ об основании храма и рассказывает хорошо известную историю о Хираньякашипу и Прахладе. В последующие эпохи этот храм, который был излюбленным местом богов, оказался заброшен и пришел в упадок.

 

Затем стхала-пурана рассказывает, как пришедший в упадок храм был восстановлен. Ниже дается пересказ этой легенды.

 

Был царь Чандра-вамши (Лунной династии) по имени Пуруравас. Благодаря своей преданности и поклонению Господу Брахме, он получил в качестве дара от последнего пушпака-виману (небесную колесницу из цветов), на которой странствовал по всему миру. Во время своих странствий он прилетел на гору Кайласу, обитель Господа Шивы, с ее чарующими садами, потоками свежей воды и прекрасными деревьями. Очарованный красотой этого места, царь Пуруравас приземлился там, вышел из колесницы и сел на большой камень. Пурураваса увидела Урваши, одна из апсар, которая в это время направлялась в храм Господа Шивы, и влюбилась в царя. Царь также полюбил ее, и они прожили там много лет. Затем Пуруравас и Урваши сели в пушпака-виману и полетели на юг, где царь показал Урваши прекрасный холм Симхадри с его чарующими деревьями и полями. Холм пленил их обоих, и они приземлились там. Поскольку красота этого места настолько покорила Урваши и Пурураваса, они решили провести на холме остаток своей жизни.

 

Затем Урваши, которая была божественной апсарой, вспомнила свое прошлое и поведала Пуруравасу, что она уже посещала этот холм прежде, когда Господь Нараяна низошел в образе Нарасимхи, чтобы спасти Прахладу. Поэтому она предположила, что где-то здесь спрятано божество Господа, Чей храм со временем пришел в упадок и был заброшен, и что если они восстановят храм и поклонение Господу в нем, то окажут неоценимую услугу всем людям. После этого Урваши и Пуруравас отправились на поиски Господа и нашли речку Гангадхару, текущую на запад через чудесную рощу из чарующих деревьев. Они были настолько очарованы красотой природы вокруг, что вошли в речку и освежились в ней.

 

В это время Пуруравасу пришла в голову мысль, что для того чтобы найти божество Господа, он должен предаться аскезе. Поэтому он расстелил на плоском камне дарбхасану (подстилку из травы дарбха) и вместе со своей возлюбленной Урваши погрузился в непрерывное мысленное созерцание Господа. Он все время молил Господа о даршане и выполнял тапасью без пищи и воды. Царь пребывал в глубоком созерцании три дня и в конце концов увидел Господа во сне. Господь сказал Пуруравасу, что прямо перед ним есть муравейник, под которым закопано изображение Господа, и что царь должен поднести Господу все священные предметы поклонения, такие как цветы, сандаловое дерево, звуки музыки, зажженные светильники, дым курящихся благовоний и т. п. Царь вышел из самадхи, нашел муравейник, восстановил храм и торжественно возобновил в нем поклонение. Но несмотря на все свои усилия, он никак не мог найти стопы Господа для поклонения. Тогда акаша-вани (голос с небес) сказал царю, что стопы Господа не будут видны никому из смертных, и что они скрыты глубоко в земле, так как один лишь вид Господа дарует освобождение. Господа Нарасимху Свами не должны видеть в Его первоначальном образе, но лишь покрытым сандаловой пастой. Исключение составляет один день в году, а именно акшая-трития, когда один лишь вид Господа в Его первоначальном образе будет даровать освобождение.

 

Поэтому по сей день праздник Чандана-ятра отмечается на третий день шукла-пакши (светлой половины) месяца вайшакха, что соответствует дню акшая-трития. В этот день снимают сандаловую пасту, которая покрывает изображение Господа, и преданные почитатели могут получить даршан Его ниджа-сварупы (Личного образа). Поскольку один лишь даршан Господа в Его первоначальном образе дарует людям освобождение, на этот праздник в храм стекаются тысячи паломников.

 

Надписи на стенах и колоннах святилища дают нам море информации о событиях в жизни храма в различные исторические периоды. Существует надпись 1099 г. великого царя Кулоттунги Чолы, который завоевал страну Калинга (Ориссу). Один из вождей из рода Веланати, Гонка III, в надписи, датируемой 1137 г., говорит, что покрыл изображение Господа золотом. Имеется ряд надписей царей Калинги из династии Восточных Гангов. Говорится, что в 1267 г. царь этой династии Нарасимха I построил центральное святилище, мукха-мандапу, натья-мандапу и т. д. В украшение храма внесли свой вклад царь Раджамандри из династии Редди, Вишну-вардхана Чакравартины из Панчадарлы и другие правители. Кришнадеварая, знаменитый виджаянагарский царь, дважды (в 1515 и 1519 г.) посещал этот храм и преподнес Господу драгоценности, которые можно видеть до сих пор.

 

Храм содержит ряд благотворительных учреждений, таких как агама-патхашала (школа), больница, богадельня и т. д.

 

Главный храмовый праздник в Симхачалам – Чандана-ятра, которая выпадает на начало мая и отмечается исключительно в этом храме. Из других важных праздников можно упомянуть Вьяса-пурниму, или Ашадха-пурниму и Кальянотсаву (день свадьбы Бога и Богини) в первую неделю апреля. Этот храм, наследственными попечителями которого являются раджи Виджаянагара, по сей день играет важную роль в духовной жизни Андхры и привлекает большое количество паломников.

 

 

 


Индийский художественный фильм о Шри Раманудже Шри Хануман-аштак (Восемь стихов во славу Господа Ханумана)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту