Реклама
Глава I. РОЖДЕНИЕ УМЫ Глава III. СОЖЖЕНИЕ МАДАНЫ

Глава II. ЛИЦЕЗРЕНИЕ БРАХМЫ

1

 

 Таракой неумолимым угнетены беспощадно, 
 Под предводительством Индры к Брахме направились боги.

2

 

 Лики богов потускнели, светел по-прежнему Брахма: 
 Озеру лотосов сонных яркое солнце явилось.

3

 

 Перед Всевидящим боги благоговейно склонились 
 И Повелителя Речи* мудрою речью почтили:

* (Повелитель Речи - Брахма, супруг Сарасвати, богини речи и поэзии.

Строфы 4-15 - гимн Брахме. Боги следуют восходящему к ведам принципу генотеизма: провозглашать высшим того бога, которому в данный момент совершается поклонение,- и восхваляют Брахму как Верховное Божество, как Основу Бытия.)

4

 

 "Слава тебе, Триединый*, прежде творения Сущий, 
 В трех неизменных началах многообразно различный!

* (Триединый - то есть заключающий в себе самом троицу-тримурти (Брахма-Вишну-Шива) и содержащий "три начала" бытия (три "гуны" - "качества" в терминах философии санкхья): "саттва" - "раджас" - "тамас" ("ясность" - "энергия" - "буйство").)

5

 Семя твое, Нерожденный, в лоне воды плодовитой -
 Первоисточник Вселенной: и подвижных и недвижных.

6

 Ты разрушаешь и зиждешь, бережно ты сохраняешь,
 Знаменье тройственной силы, вечная первопричина.

7

 

 Мужа с женой сочетая, надвое ты разделился, 
 Чтобы родителей знали новорожденные твари.

8

 

 День твой и ночь твоя, Брахма, для заселенной Вселенной - 
 Целое существованье: возникновенье и гибель.

* (День Брахмы - период бытия мира, один из бесконечного числа временных циклов. Ночь Брахмы - период небытия мира в промежутке между двумя периодами бытия.)

9

 Ты, беспричинный,- причина, ты, бесконечный,- кончина,
 Ты, безначальный,- начало, властвуешь, неподначальный.

10

 

 В собственном самосознанье сам же собой сотворенный, 
 Сам над собой самодержец, сам же собой уничтожен;

11

 

 Твердый, текучий, громоздкий, легкий, тяжелый и тонкий, 
 Явленный и сокровенный, сущий во всем, всемогущий;

* (Поскольку Брахма - это весь мир, он обладает одновременно всеми возможными качествами. Ср. стихи Кабира на с. 157.)

12

 Речи, которые вечны в таинстве трех ударений*,
 Вместе с плодами обрядов ты даровал и преподал.

* (Речи, которые вечны в таинстве трех ударений...- Ведические тексты, в которых, в отличие от санскрита, различались три вида ударений. Согласно упанишадам, веды - вечны, и Брахма лишь заново вспоминает их при каждом сотворении мира. В упрощенной трактовке пуран Брахма - творец вед.)

13

 Пракрити провозглашенный, Пуруше будто бы предан,
 Пуруша сам, созерцаешь Пракрити ты безучастно.

* (Изложены представления философской системы санкхья, интерпретированные с точки зрения философии веданты. Пуруша и Пракрити - два начала мира, "инертный дух-основа" и "действующая материальная сила".)

14

 

 Отчих отцов прародитель, Бог над богами Вселенной, 
 Вышних навеки превыше Брахма, творцов сотворивший.

* (Отцы.- См. прим. к 1, 18.)

15

 

 Жертва и жрец ты, предвечный, снедь и снедающий ты же, 
 Мысль и мыслитель ты, Брахма, зрелище и созерцатель".

16

 

 Был милосердный Создатель тронут хвалами такими, 
 И небожителям сразу он соизволил ответить.

17

 

 И четырьмя языками молвил предвечный кудесник, 
 Одновременно чаруя каждую сторону света:

18

 

 "Рад я приветствовать, боги, весь ваш собор достославный, 
 Где в сочетании стройном счастью равняется доблесть.

19

 

 Но почему потускнели ваши блаженные лики, 
 Как затмеваются звезды, зимним туманом томимы?

20

 

 Разве навек затупилась, прежних лишенная радуг, 
 У Ненавистника Вритры неотразимая ваджра*?

* (Ваджра ("гром") - оружие Индры.)

21

 

 Варуна, как безоружный: петля* повисла бессильно, 
 Словно удав исполинский, неким заклятьем сраженный.

* (Петля - оружие бога Варуны, нечто вроде лассо или аркана.)

22

 

 Обезоружен Кубера: палица выбита, видно, 
 Так что десница повисла жалобней сломанной ветки.

23

 Яма, когда-то могучий, чертит жезлом по привычке,
 Но почему-то сегодня жезл, как погашенный светоч.

24

 

 Адитьи* даже померкли и на глазах остывают, 
 Всякому взору доступны, зримые, как на картинке.

* (Обычно на Адитьев смотреть невозможно из-за их яркого блеска.)

25

 

 Кажется, скованы ветры* перед великой преградой; 
 Так, избегая запруды, вспять направляются реки.

* (Ветры - то есть боги ветров.)

26

 

 Даже косматые рудры, золоторогое войско, 
 Скорбные, вдруг позабыли свой сокрушительный возглас.

27

 

 Ваши былые заслуги, значит, зачеркнуты ныне? 
 Значит, над правилом время торжествовать исключенью?

28

 

 Дети! На вашем соборе знать я хочу вашу волю. 
 Пусть я создатель Вселенной, боги - охрана Вселенной".

29

 И всколыхнулась как будто тысяча лотосов дивных; 
 Тысячеоким* подвигнут, Брахме ответил Наставник.

* (Тысячеокий - Индра. Индра своею тысячью глаз дал знак говорить Брихаспати. Наставник - Брихаспати, бог мудрости и красноречия, часто называемый "Наставником богов".)

30

 Тысячеокого зорче правдолюбивый провидец. 
 Речью Владеющий* молвит, Брахма на лотосе внемлет:

* (Речью Владеющий (Вачаспати) - одно из имен Брихаспати. Брахма на лотосе внемлет...- Брахма восседает на троне-лотосе.)

31

 "Бхагаван! Видишь ты правду, ты существа проницаешь;
 Ведаешь ты, без сомненья, тяжкие бедствия наши.

32

 

 Тарака, демон великий, гордый дарами твоими, 
 Словно комета, вознесся, гибель мирам возвещая.

33

 

 В городе асуров грозных жаркое солнце смирилось: 
 Лотосы лишь пригревает, жечь и палить не дерзая.

34

 Тараке* месяц покорен; асуров он ублажает, 
 Не забывая при этом только могучего Шиву.

* (Луна из страха перед Таракой перестала убывать и все время светит всеми пятнадцатью частями, лишь одну, шестнадцатую, оставив на голове у Шивы. Считается, что луна состоит из шестнадцати частей, которые периодически то высвечиваются, то затемняются.)

35

 Там, заменив опахала асурам неумолимым, 
 Ветры цветов не срывают, кроткие, веют пугливо.

36

 

 Там времена вековые неутомимого года 
 Трудятся одновременно, сад наполняя цветами.

* (То есть в садах Тараки одновременно присутствуют все времена года - каждый со своими цветами. )

37

 

 Сам повелитель потоков* ждет не дождется жемчужин, 
 Тараке дар предназначив, медленно зреющий в море.

* (Повелитель потоков - океан.)

38

 

 Вместо светильников змеи, в чьих головах самоцветы, 
 Тараке служат ночами; Васуки тоже смирился.

39

 

 Индра врагу не перечит, и, помыкая гонцами, 
 С древа желаний* в подарок шлет он цветы супостату.

* (Древо желаний - волшебное дерево, растущее в саду Индры.)

40

 

 Но, помыкая мирами, сам супостат не смирился; 
 Лютую злобу такую разве что сила смиряет.

41

 

 Райских садов не щадит он, губит он, рубит, ломает, 
 Даже цветы ненавидит, милые женам бессмертных.

42

 

 Стоит заснуть ему только, веют над ним опахала 
 Плачущих пленниц небесных, как ветерок со слезами.

43

 

 Гору великую Меру Солнце топтало конями; 
 Гору злодей обезглавил, горок наделал потешных.

* (Солнце выезжало на небо в колеснице, запряженной конями.)

44

 

 В Ганге небесной остались лишь замутненные воды; 
 Алчный, в свои водоемы лотосы переселил он.

45

 

 Боги не смеют сегодня миром своим любоваться 
 И разъезжать не дерзают на колесницах воздушных.

46

 Если приносят нам жертву, Тарака, Майей владея, 
 Пламя голодное грабя, жертвою завладевает.

47

 

 Конь из коней Уччхайшравас, слава могучего Индры, 
 Этот скакун драгоценный, Таракой тоже присвоен.

48

 

 Против злодея бессильна сила великая наша; 
 Против недуга тройного* не помогает лекарство.

* (Недуг тройной - согласно традиционной индийской медицине, недуг, поражающий три "стихии" тела и не поддающийся лечению.)

49

 

 Неотразимая чакра ныне сверкает покорно, 
 Как ожерелье на шее нашего недруга злого.

50

 

 Верх над Айраватой нашим взяли слоны супостата 
 И на свободе играют, бивнями тучи пронзая.

51

 

 Нашему войску, Владыка, нужен теперь Предводитель 
 Так же, как надобно знанье чающим освобожденья*.

* (Освобождение - мокша (см. вступ. статью, с. 22).)

52

 

 Необходим Предводитель нашему войску, Владыка, 
 Чтобы воинственный Индра мог возвратить нам Победу".

53

 

 Выслушав, Сущий ответил речью, которая льется, 
 Лучше целебного ливня скорбные громы врачуя:

54

 

 "Боги! Желание ваше сбудется в будущем близком, 
 Не торопитесь, однако, в этом я вам не пособник.

55

 

 Тарака мною прославлен, демона не обесславлю; 
 Мной возлелеяно древо, пусть ядовитое древо.

56

 

 Демон ко мне обратился, демону не отказал я, 
 Подвиг великий смиряя, чтобы мирам не погибнуть.

57

 Кто же тогда пересилит непобедимого в битве, 
 Если не отпрыск достойный доблестного Нилакантхи?

58

 Бог ослепительный выше необозримого мрака; 
 Властвует, непостижимый и для меня и для Вишну.

59

 В подвиге невозмутимый, Умой, быть может, прельстите 
 Дух, красотой привлеченный, словно магнитом железо.

60

 

 Семя мое восприяли воды, причастные Шиве; 
 Семя великого Шивы Уме принять подобает.

* (В акте сотворения мира Брахма испускает семя в воду,- одно из проявлений Шивы.)

61

 

 Если возглавит вас, боги, сын самого Нилакантхи, 
 Освободит он, отважный, косы божественных пленниц".

62

 

 И пропадает из виду Брахма, предтеча Вселенной, 
 И восвояси вернулись приободренные боги.

63

 

 И вызывает Кандарпу Индра, владеющий духом, 
 Чтобы скорей завершилось дело, зачатое в мыслях.

64

 

 Свой лук беспощадный, с бровями-лианами схожий, 
 Повесив на шею, где след от браслетов Желанной*, 
 Весну наделяя душистыми стрелами манго, 
 Предстал перед Индрой Стреляющий в душу цветами.

* (Желанная - Рати, супруга Камадевы.)

Глава I. РОЖДЕНИЕ УМЫ Глава III. СОЖЖЕНИЕ МАДАНЫ
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту