Новостная лента проекта

04 сентября 2015г.

Индийские вайшнавы известны на Западе и в России прежде всего благодаря бенгальским матхам (орденам) и различным течениям. Однако вайшнавы из штата Махараштра, хотя и обладают меньшей известностью в западном мире, но не менее замечательны во всех отношениях, и их духовное наследие вполне достойно внимательного знакомства и изучения. Недавно мы публиковали отрывки из «Гьянешвари» Гьянадевы, а сегодня хотели бы познакомить наших читателей с другим святым – Тукарамом. Среди современной аудитории его известность связана с прекрасным индийским фильмом 1930-х годов (доступен в русском переводе). В библиотеку нашего сайта добавлен сборник стихов-абхангов «Песни преданности» (перевод с маратхи и английского В.А.Заволокина). О жизни Тукарама можно прочитать в предисловии к этой книге. 

 

02 сентября 2015г.

5 сентября 2015 года: Джанмаштами

 

Джанмаштами, также известный как Гокулаштами, Кришнаштами и Шриджаянти, празднуется по всей Индии и за ее пределами на восьмой день темной половины лунного месяца в августе-сентябре. Это день рождения Господа Кришны – восьмой аватары Господа Вишну. Особыми местами для паломников, отмечающими этот праздник, являются Матхура и Вриндаван – места, в которых Кришна провел свое детство. Причину своего явления в мире Господь Кришна сам объясняет в «Бхагавад-гите» следующим стихом:

 

йяда йяда хи дхармасья

гланирва бхаватхи бхарата

абхьютханам адхармасья

тадатманам сриджами ахам

 

«Когда наступает упадок религии и преобладание беззакония и безбожия, тогда Я Сам нисхожу, о потомок Бхараты» (4.7).

 

Этот праздник отмечается на протяжении двух дней, поскольку Кришна появился на свет в полночь, во время очень благоприятного сочетания звезд. Джанмаштами всегда является синонимом счастья и радости – так было при рождении Кришны, таким это событие остается и до сих пор для его многочисленных преданных.

 

Различные религиозные обряды в этот день связаны с пением мантр, бхаджанов и имен Кришны, украшением храмовых и домашних божеств, приготовлением для них панча-амриты (из молока, гхи (очищенного масла), творога (или простокваши), меда (или сахара) и воды из Ганги). Всевозможные народные обычаи этого праздника варьируются в зависимости от той или иной части Индии. Так, например, есть обычай разбивать глиняные горшки с домашним маслом: считается, что загаданное желание обязательно сбудется при этом; этот обычай связан с эпизодами из детства Кришны, когда он вместе с друзьями разбивал подобные горшки, чтобы они не достались неправедному правителю той местности. Есть обычай украшать дома изображением колыбели (в честь новорожденного Кришны), стилизованной флейтой (в честь божественной флейты Кришны), глиняными фигурками героев тех событий и т. д. Как религиозные, так и мирские действа этого дня обязательно предполагают большой праздничный пир с различными видами сладостей.

 

Основные описания событий жизни Кришны содержатся в «Махабхарате» и различных Пуранах (например, в «Бхагавата-пуране»). Разнообразные эпизоды стали мотивом для бесчисленных пересказов в стихах и песнях прославленных индийских святых, поэтов и музыкантов. Их сюжеты бесконечно варьируются в различных театральных постановках, фольклорных и классических формах индийского танца. «Бхагавад-гита», поведанная Кришной для Арджуны на поле боя, вошла в эпос «Махабхараты» и стала, наряду с Упанишадами, одной из главных концептуальных основ различных религиозных и философских школ, а также школ йоги.  

02 сентября 2015г.

Студия классического индийского танца и музыка «Куджана» (С-Петербург) приглашает на серию открытых уроков в сентябре. В программах обучения – классические (храмовые) стили танца бхаратнатьям, одисси, мохиниаттам, южноиндийский вокал карнатик. Сосредоточенный подход, дружелюбная атмосфера, творческое пространство! Настоящие танцы для философов и всех, кто всерьез интересуется многогранной индийской культурой! Мероприятие: http://vk.com/event5180187, группа студии: http://vk.com/club5803886

29 августа 2015г.

В библиотеку нашего сайта добавлен очерк известного русского философа Бориса Петровича Вышеславцева "Значение сердца в религии" (опубликован в 1925 году в Париже). Значительное место в этой статье отведено размышлениям о термине сердца в индийской духовной традиции. 

29 августа 2015г.

 

Небольшая подборка традиционных старинных и современных изображений Ганеши добавлена в фотоальбом нашей группы В Контакте http://vk.com/indosfera?z=album-96373432_219906310 

 

 

28 августа 2015г.

29 августа 2015 года: Ракша-бандхан, Лав-Куш-джаянти, Нарали-пурнима

 

Ракша-бандхан

Этот праздник, посвященный святости уз чистой любви, связывающих братьев и сестер, отмечается в день полнолуния (Пурнима) лунного месяца Шраван. Это день, когда сестры повязывают на запястье своим братьям особую нить, ракхи, как выражение своей нежной любви и надежды на их защиту. Как известно, слово ракша, пришедшее из санскрита, имеет значение «защита», а существительное бандхан переводится как «завязывание», «связь», «узы». Исторически название этого праздника указывает на обычай женщин повязывать цветную нить вокруг запястья солдатам, уходившим на войну – в знак своей любви и признательности (особенно этот обычай был распространен среди раджпутов). Также существует множество эпизодов из Пуран и эпосов, связанных с этим днем и традицией повязывания защитной нити. Хотя изначально этот священный день отмечался только в среде приверженцев индуизма (и повязыванию нити братьям предшествовала пуджа божествам, совершаемая сестрой), сейчас эта замечательная традиция воспринята и другими религиозными течениями Индии, и отмечается повсеместно!

 

Лав-Куш-джаянти

Это день рождения Лава и Куша – братьев-близнецов, детей Шри Ситы и Господа Рамы. Обычай отмечать этот праздник наиболее распространен в Северной Индии, главным образом в Индоре и Чандигархе. Подробности, связанные с их рождением и дальнешей историей жизни, можно узнать из «Рамаяны». Отмечающие этот праздник совершают различные ритуалы, посвященные Вишну, проводят киртаны и поют бхаджаны, устраивают торжественные процессии и особое чтение «Рамаяны», которое может длится 24 часа.

 

Нарали-пурнима

Этот праздник отмечается главным образом рыбаками и их семьями в прибрежной части штата Махараштра, некоторых других частях западного побережья, а также индуистскими общинами на островах Даман и Диу. Слово нарали означает «кокос», и главной частью этого праздника является ритуал опускания кокоса в море. Кокос считается очень благоприятным для подношения божествам, и в этот день его преподносят морю и его правителю – Варуне. Ритуал призван обеспечить безопасное мореплавание и успех в улове для рыбаков. Различные общины демонстрируют свои отличительные особенности во время отмечания этого праздника: варьируются одежды, песни, танцы и торжественные шествия – но для всех них это очень важное время.  

27 августа 2015г.

28 августа 2015 года: Онам

Онам – один из крупнейших праздников штата Керала, который празднуется без различия религии и касты. Онам соответствует Новому году (Чингам) по малаяламскому календарю, и длительность его празднования варьируется от 4-х до 10-ти дней. Деятельность жителей в эти дни вращается вокруг религиозных ритуалов, музыки, танцев, спортивных состязаний, лодочных гонок, торжественных процессий и праздничных пиров. Женщины одевают по случаю праздника новые сари и ювелирные украшения, а перед домами устраивают благоприятные декоративные узоры из цветов и цветной рисовой пасты. Главный пир приходится на четвертый день праздника, и кералийцы придают ему настолько большое значение, что у них существует поговорка: «У нас должен быть праздничный ужин в этот день, даже если придется продать все имущество!». 

Основная легенда этого праздника связана с царем Махабали, который некогда правил Кералой и обеспечил ее особое процветание. По одной версии он был асуром (демоном), развившим непомерную гордость; согласно другой версии, он был преданным Вишну. Так или иначе, Вишну предстал неузнанным в облике Ваманы (брахмана-карлика) и попросил в качестве подарка три шага земли во время раздачи даров после торжественного жертвоприношения. Махабали не мог отказать в просьбе брахману. Тогда Вишну, приняв свой настоящий облик, покрыл двумя шагами Небо и Землю и спросил, где он может сделать третий шаг. Махабали предложил собственную голову в качестве места для третьего шага, и Вишну низверг его в низшие миры. Согласно другой версии, Махабали предложил для третьего шага собственную голову потому, что первые два пришлись на мир богов и подземное царство, а третий грозил разрушением Земли. Легенды разнятся в том, было ли это испытание для Бали-преданного Вишну, или низвержением Бали-царя, но согласны в том, что на время Онама царь Махабали возвращается в Кералу. Жители Кералы радостно приветствуют его возвращение, а вместе с ним и возвращение золотого века на время праздника .

20 августа 2015г.

Мы продолжаем публикацию "Шива-пураны" в библиотеке нашего сайта. Опубликованы главы 11-25 "Видьешвара-самхиты"; таким образом, первая часть Пураны выложена полностью. Приведенные главы не содержат таких насыщенных событиями описаний, как предыдущая часть этой Самхиты, но посвящены детальному рассмотрению необходимых в практике поклонения Шиве атрибутов — Шива-лингамов, священного пепла и рудракши. Помимо этого, рассматриваются основные и дополнительные мантры, обряды, поклонение божествам и т.д. Продолжение — "Рудра-самхита" — будет опубликована в скором времени.

18 августа 2015г.

Друзья! Сообщаем о пополнении библиотеки нашего сайта:

1) Известный трактат "Шри Рудрам", посвященный мантрам Шивы, их значению и комментариям к ним, теперь опубликован у нас полностью.

2) Размещены новые отрывки из "Гьянешвари" (о котором мы писали ранее).

3) Выложена "Кена Упанишад" с комментариями Шанкарачарии.

12 августа 2015г.

«Индосфера» рада предложить для просмотра видеоролик студии классического танца и музыки «Куджана» (С-Петербург). Небольшой танец, запечатленный на нем, называется «Алариппу» и служит своего рода «стандартом» в классическом (храмовом) стиле бхаратанатьям. Представленные жесты и движения, а также их комбинации не несут прямой смысловой нагрузки, но, тем не менее, как элементы техники танца входят в сюжетные танцевальные номера и целые спектакли. Алариппу может исполняться на разные ритмы, мелодии, и в разных темпах. Этот стиль танца и сопровождающие его музыкальные инструменты характерны для Южной Индии. Клип снят в рамках проекта «Танцы для философов». 

 

Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту