Реклама
Из поэзии Самбандара (Тируньянасамбандара) Гандаберунда -- легендарная двуглавая птица

Орнамент манго (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Орнамент манго (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Многие из увлеченных Индией в западных странах слышали об особом искусстве производства сари, их разнообразных рисунках и расцветках и многочисленных способах ношения. Естественно, что почти невозможно вернуться из поездки в Индию, не купив ни одного сари на память. Для современного жителя Запада это не только этнический сувенир или предмет экзотической одежды, но и возможное украшение для интерьера, придающее дому более теплый, естественный стиль, который так важен для обитателей мегаполисов... |||||

В серии наших очерков «Узоры южноиндийских сари» мы хотели бы остановиться на различных орнаментах, используемых главным образом в Южной Индии, рассказать о значении некоторых рисунков, которые могут восприниматься как простые декоративные элементы, но в действительности наполнены глубоким смыслом и выражают древние традиции. 

Наша первая заметка посвящена орнаменту плода манго. Этот рисунок активно используется в дизайне современных тканей, производящихся по всему миру. В России он известен как «турецкий огурец», а на Западе – как орнамент Пейсли (по названию шотландского города, в котором производили ткани с этим декоративным элементом, вошедшим в моду после того, как британские военнослужащие стали привозить домой кашмирские шали с данным рисунком). Также повсеместно закрепилось название «бута». Старинная традиция воспроизведения этого орнамента существовала в Персии и Иране. Остановимся на индийской традиции. 

Манго символизирует изобилие, богатство, благоприятность и плодотворность в начинаниях. В Индии манго иногда называют «царем фруктов», а в южном штате Тамил Наду он входит в тройку «царских фруктов», наряду с бананом и джекфрутом. Кстати, и само слово «манго» происходит, как считают некоторые, от тамильского слова «манга», как раз обозначающего этот прекрасный плод. Восхитительный золотой цвет, характерная кожица и мякоть плода манго вдохновили на создание великого множества метафор с женской красотой. Кроме того, в своей символике плод манго тесно связан с Шакти (Деви, Великой Богиней) и Господом Ганешей, которого иногда изображают со спелым плодом манго в руке. Листьями манго украшают дома и двери во время свадьбы, религиозных обрядов и праздников. Также листья манго используются в очень важной для религиозных церемоний композиции – в верхнюю часть небольшого металлического кувшина вставляется кокос, а между кокосом и горлышком кувшина укладывают листья манго. Эта конструкция, называемая в тамильской культуре неракудам, имеет большое символическое значение при обрядах поклонения. Различные ее части обозначают различных божеств, части мироздания и т. д. 

Исследователи отмечают в то же время, что исторически узор манго южноиндийских сари (в частности, шелковых из Канчипурама – одних из самых прославленных) все же отличен от узора Пейсли. Южный узор более широк и округл, чем Пейсли, не имеет характерной вытянутой половинки, которая есть у Пейсли. 

Помимо сари, в форме плода манго изготавливают большое число ювелирных изделий: от самых простых повседневных до чрезвычайно дорогих свадебных. 

В городе Канчипураме – родине замечательных шелковых сари – манговое дерево имеет особое значение. В храме Экамбаранатхи (Шивы) растет сдвоенное манговое дерево. Легенда гласит, что однажды Господь Шива воспылал гневом во время игры в кости и проклял свою божественную супругу Парвати родиться на земле. Родившись и живя на земле, Парвати сделала Шива-лингам из песка, установила его под манговым деревом и поклонялась Шиве в этой его форме. Чтобы проверить решимость Парвати, Шива наслал на нее всепожирающий огонь, а потом направил реку Вегавати (в некоторых историях — Гангу), чтобы затопить все и смыть лингам. Однако, Богиня Парвати обхватила руками песчаный лингам, защищая его, и стойко выдержала все испытания. Тогда сердце Господа Шивы растаяло, и он отправился в Канчипурам, чтобы вновь жениться на Богине Парвати и воссоединиться с ней как раз под этим деревом манго. 

Ниже мы публикуем несколько фотографий сари, на которых можно видеть этот благоприятный и исполненный особого значения узор. 

Очерк подготовлен совместно со студией индийского классического танца и музыки "Куджана" (С-Петербург).


Из поэзии Самбандара (Тируньянасамбандара) Гандаберунда -- легендарная двуглавая птица
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту