Продолжаем пополнять каталог оптовых фирм | Очерк о Творении |
1 июня 2016 года: День рождения святого Гьянешвара
Великий философ, поэт-йог Гьянешвар (известны различные написания его имени: Dnyāneshwar, Jñāneshvar, Jnandev, Jnaneśvar, Jñanadeva) родился в 13-м столетии в индийской области Махараштра, в стране, которой правил царь Рамадеварава, известный своей широкой поддержкой наук и искусств (время вплоть до середины девяностых годов 13-го столетия считается периодом стабильности и процветания его государства). Отец Шри Гьянешвара, носивший имя Виттхалапант и первоначально принадлежавший к сословию брахманов, в силу некоторых обстоятельств и по указанию гуру прервал следование монашеским обетам и вернулся к семейной жизни в селении Аланди, дав рождение трем сыновьям и дочери. Впоследствии он и его жена Ракхумабай, во искупление совершенного Виттхалапантом греха отречения от санньясы, по указанию местных брахманов закончат свою жизнь в водах реки Ганги.
Возможно, именно жесткое противостояние закосневшему в догматизме жречеству стало причиной, по которой для своих философских работ Гьянешвар воспользовался не санскритом, а местным народным языком (маратхи). Именно так, в поэтическом размере «ови», характерном для местных народных песен (три первые строфы более длинные и рифмуются между собой, а четвертая представляет собой краткое, резкое завершение стиха) он составил свой пространный комментарий к знаменитой «энциклопедии индуизма» -- «Песне Господа» («Бхагавад-гите»). Эта его великая работа широко известна под названием «Гьянешвари» (иначе этот текст носит название «Бхавартха-дипика» -- «Светильник, озаряющий истинный смысл текста Бхагавад-гиты»). В то же время Гьянешвар использовал этот язык в исключительно виртуозной и утонченно-поэтической форме. Согласно сохранившемуся преданию, по завершении своего труда Гьянешвар посчитал дело своей жизни законченным и добровольно совершил особый ритуал оставления земной жизни, замуровав себя в подземелье в окрестностях селения Аланди (сейчас это территория комплекса храма Сиддхешвара).
«Как обретением (чудесного камня) Чинтамани (Гьянешвари, 1.24-25)
|
Продолжаем пополнять каталог оптовых фирм | Очерк о Творении |