Реклама
Наммальвар. Стихи из сборника «Тируваймоли». Перевод с тамильского А.М. Пятигорского Индийский художественный фильм о Шри Раманудже

Дэвата-бхава (очерк А.П. Ольшевского)

Дэвата-бхава (очерк А.П. Ольшевского)

Санскритское слово "бхава" имеет множество значений: мысль, эмоция, существование, характер, склонность и др.. Бхава есть неизменное свойство ума, проявляющееся как склонность к удерживанию в нём объема, а также состояние ума и его воспринимающая способность. Ее природа неописуема, необъяснима с помощью слов и познается только через непосредственный опыт — "анубхава".

"Бхава есть природа ума. Как она может быть выражена словами? Потому Бхава неописуема и можно только обозначить её направление". (Каулавали-тантра). |||||

Бхава определяет состояние сознания, характер и способность практикующего к различным формам садханы, а также стадию ("бхумика") его духовной эволюции. Все достижения в садхане являются результатом развития предельно направленной бхавы.

В Каулавали-танре говорится:

"Без бхавы янтры и мантры не приносят результатов".

"Зачем тогда многообразные ньясы, зачем множество ритуалов очищения элементов тела "бхута-шуддхи", зачем бесполезные ритуалы поклонения, если у садхаки не возникает бхава"?

В Рудра-ямале сказано:

"Бхавой достигается высшее знание, поэтому бхава есть основа всего". (патала 1)

"Не существует ничего выше бхавы. Бхаве подчинён весь мир. Бхавой достигается йога. Поэтому следует найти прибежище в Бхаве". (патала 26)

Достижение устойчивой Бхавы является важной стадией в практике поклонения. В бхакти-расамрита-синдху (Бхава - лахари) говорится, что она подобна лучам солнца великой любви (према) Богу и характеризуется сильной устремлённостью к нему.

Тантры описывают различные виды Бхавы согласно их интенсивности и качеству, однако все они имеют своей основой единую и безграничную божественную Бхаву, различными проявлениями которой являются все другие бхавы. Потому говорится, что:

"Одна единая великая бхава проявляет себя в различных формах". (Каулавали-тантра)

Существует великое многообразие форм и проявлений бхавы, а также ее различных качеств, признаков и других особенностей, связанных с определённым эмоциональным настроением (раса), которая проявляется как особая форма отношения к объекту поклонения как к господину, другу, отцу, возлюбленному.

В Агни-пуране говорится:

"Раса не существует без бхавы, бхава не существует без расы".

Раса усиливает состояние бхавы, очищает её и развивается вместе с ней. Она приносит особое духовное наслаждение, которое делает процесс садханы естественным, лёгким и приятным. Потому непосредственным результатом развития бхавы является сильная устремленность к объекту и средством практики и ослабление склонностей ума, препятствующих достижению цели садханы. Шри Рамакришна говорил своим ученикам, что: "Страсное желание мирских вещей должно быть превращено в страстное устремление к Богу". Поэтому садхака, способный направить всю свою страсть (рага) и привязанность на цель духовной практики, достигает высшей интенсивности своей садханы.

Йога-сутра (1.12) говорит, что:

"Для (таких йогинов), обладающих сильной устремленностью, (результаты их практики) являются быстродостижимыми".

Средством развития Бхавы является практика поклонения (упасана). С помощью ритуалов поклонения (пуджа, арчана), медитации и джапы бхава становится сильной и устойчивой.

Совершая ньясу (прикосновение различным частям тела в определённом порядке с произнесением особых мантр) и другие ритуальные действия с сосредоточением на их значении, садхака постепенно погружается в состояние Бхавы, возрастающей по мере сосредоточения на объекте поклонения.

В Панчаратра-агаме (Шандилья-самхита 1.2.38) сказано:

"С помощью различных видов ньяс возникает полное погружение ума в осознание объекта поклонения, с помощью которого достигается результат поклонения, вследствие практики поклонения возникает развитие бхавы".

Когда бхава, направленная на объект поклонения становится чистой (шуддха, т.е. не смешанной с другими чувствами и желаниями) и устойчивой (непрерывной и свободной от других мыслей и объектов), возникает ясное осознание собственной природы (сварупа) её объекта (бхавья).

"Когда сознание, утвердившееся (нирудха) в устойчивой бхаве (согласно комментарию), на объекте медитации, форма которого имеет три глаза, четыре руки" и другие признаки и атрибуты божества), тогда, с помощью бхавы, направленной на внутреннюю сущность объекта, возникает непосредственное осознание."(Вигьянабхайрава-тантра 61)

Тогда "садхака, знающий смысл всех писаний, утвердившись в очищении бхавы, достигает освобождения". (Мундамала-шастра 6.65)

В процессе развития бхавы садкака проходит несколько последовательных стадий, соответствующих интенсивности бхавы и особенности и сосредоточению ума на объекте садханы. Все эти стадии означают различные формы бхакти (преданность, поклонение), основным признаком которой является постоянная привязанность (ануракти) ума к избранному объекту поклонения. Стремление к удерживанию объекта (вишая) есть постоянное свойство ума. Однако будучи рассеянным (викшипта) или привлеченным объектами не устраняющими негативных аффектов, ум, не находя полного удовлетворения постоянно переходит от одного объекта к другому. Это стремление ума к состоянию, превосходящему его прежний опыт и неограниченному интенсивностью, временем и внешними условиями находит полное удовлетворение в постоянном созерцании формы, имени и качеств божества.

Бхава, объектом которой является избранное божество (ишта-дэвата), называется дэвата-бхава. Бхайрави говорит Шиве: "Бхаву подобную дэвате и преданное служение божеству знай как дэвата-бхаву, известную как божественное состояние". (Рудра-ямала, патала 1)

Поскольку бхава проявляет себя в сознании, главным инструментом и объектом воздействия тантрической садханы являемся ум.

В Йогини-тантре говорится:

"Причиной зависимости, и освобождения для людей является их ум".

Вследствие отождествления себя с процессами деятельности ума, душа находится в неведении относительно своей изначальной духовной природы. Однако при достижении полного контроля ума, он больше не препятствует правильному (не затемненному мыслительными процессами) восприятию реальности и становится свободным от негативных аффектов.

Такой контроль ума достигается различными средствами (размышление, отречение, бесстрастие, и др.), главным из которых является сосредоточение ума на одном объекте, благоприятном для концентрации и соответствующем цели садханы. Выбор объекта сосредоточения имеет важное значение.

"Когда какой-либо объект сосредоточенно удерживается сознанием, ум принимает форму этого объекта, освобождаясь от воздействия других объектов". (Малинивиджайоттара - тантра 17.22)

Поэтому в тантрической садхане зависимость сознания (как инструмента познания) от объекта восприятия (и связанных с ним впечатлений) используется как средство контроля ума и достижения высшего духовного опыта (анубхава). В Нэтра-тантре говорится:

"Какой бхавой садхана совершает медитацию тем и становится наполненным (его ум), таково указание Высшего Ишвары". (13.16)

"Объект медитации, созерцаемый посредством различных видов бхавы (бхава-бхедена), приносит все результаты садханы, указанные во всех агамах (тантрических писаниях)". (9.10)

Поэтому садхака, утвердившийся в своей садхане следуя "соответствующей бхаве (бхава-анурупена), с помощью этой бхавы достигает результатов садханы". (9.15)

Поэтому дэвата-бхава есть метод, результат и цель тантрической садханы. Величие дэвата-бхавы прославляется всеми мистиками и святыми. Эта бхава есть чистый свет дэваты (дэвата-алока) и его вечная духовная обитель (дэвата-лока), пребывающая в лотосе сердца. Она есть высшее сокровище, подобного которому не существует во всех мирах. Бхава -- это высшее, чем может одарить Дэвата, и единственное, что следует просить у Бога и постоянно желать от него. Поэтому следует рассматривать Дэвата-Бхаву как высшую цель садханы и полностью предаться ей. Только тогда дэвата-бхава обретает полную силу. Когда дэвата-бхава становится преобладающей в сознании садхаки, все другие бхавы (мысли, эмоции) подчиняются ей и следуют за ней. Подобно тому, как мелкие речки и ручьи вливаются в одну большую реку, все другие бхавы поглощаются одной великой Бхавой и полностью растворяются в ней.

Когда ум полностью отдаёт себя объекту поклонения и растворяется в нем, оковы иллюзии, ограничивавшие природу души, перестают существовать. Тогда не существует ни страха, ни страдания, ни желаний, все становится, единой "волной блаженства", пребывающей в безграничном океане Брахма-ананды (блаженства Брахмана). В этом состоянии исчезают все различия (бхеда), обусловленные неведением (авидья).

Воспринимая весь мир и самого себя как божество, садхака, достигший полного единства с объектом поклонения, познаёт свою изначальную божественную природу. Поэтому осознание своей духовной сущности (атман) является средством осознания божества. Такое самоосознание есть результат последовательного процесса очищения и развития бхавы, осуществляемого с помощью различных тантрических методов. В тантрическом ритуале поклонения (пуджа) этот процесс осуществляется с помощью различных элементов внутреннего и внешнего ритуала. С помощью регулярной практики поклонения согласно предписаниям гуру и тантр, садхака, носящий на своём теле тилаку (знак, отметина) своего дэваты и другие атрибуты божества, выполняя различные ньясы и делая мудра (жесты рук), выражающие атрибуты Божества и состояние преданности ему, повторяя имя или мантру божества и мысленно созерцая весь мир и самого себя единым с ишта-дэватой, достигает внешнего и внутреннего единства с Божеством. Достижение такого состояния есть цель тантрического поклонения.

Ачарья Харихарананда, комментируя Маханирвана-тантру (14.123) говорит, что "пуджа есть соединение поклоняющегося и Ишвары". Этому способствует выполнение различных ньяс, совершаемых в начале поклонения. В комментарии Саубхагьянанда Натхи к Тантрараджа-тантре (З5.18) говорится:

"Ньяса есть сознание образа дэваты (дэвата-виграха-бхава) в своем теле".

В Шьяма-рахасье (гл.2) сказано:

"Ньяса есть осознание тождественности (с объектом поклонения). Следует совершать поклонение с бхавой: "Он естъ Я".

В Шактисангама-Тантре (Кали-кханда 8.22) сказано:

"Следует почитать дэвату став самим дэватой. Не ставший божеством не должен поклоняться божеству. Поэтому изначальная форма Вишну должна быть созерцаема в самом себе, после чего следует соверершать джапу. Тогда возникает достижение цели повторения мантры (мантра-сиддхи)".

С помощью дэвата-бхавы, направленной на осознание в себе дэваты как атмана, пребывающего во всех существах, садхака реализует своё изначальное единство с божеством.

Вследствие этой практики возникает ясное и устойчивое осознание дэваты в каждом существе и в самом себе. Достигнув осознания атмана с помощью дэвата-бхавы, джива, освободившийся от оков неведения, пребывает в своей изначальной неизменной форме, неподверженной страданию и смерти. Это высшее знание есть сущность веды и тантры и конечная цель всех учений и практик.

В Гаятри-тантре (гл.1) говорится:

"Кто видит дживу как состоящего из Шивы и Шакти, тот -- вайшнава (преданный Вишну). Тот, кто видит Атмана следуя этому правилу, является совершившим омовение во всех священных местах и посвященным во все жертвоприношения. Он наполнен всеми знаниями и всеми дхармами".

Шива говорит обращаясь к Парвати:

"Какой Шива, такой и джива; джива есть Шива. О Прекрасноликая, это высшее знанье возникает вследствие знания Бхавы". (Мундамала-тантра 6.170)


 


 

Наммальвар. Стихи из сборника «Тируваймоли». Перевод с тамильского А.М. Пятигорского Индийский художественный фильм о Шри Раманудже
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту