Жизнь Даттатрейи Авадхуты Глава II

Глава I

Авадхута сказал:

 

1. Только по милости Бога мудрые люди обретают желание познать недвойственный Брахман; так они становятся свободными от великого страха.

 

2. Действительно, все во Вселенной наполнено Атманом. И, поскольку Атман сам скрывает себя, как я могу поклоняться тому бесформенному, невидимому, неизменному Высочайшему Блаженству?

 

3. Вселенная, состоящая из пяти элементов, подобна воде миража. О, будучи тем единым, безупречным Атманом, кому я предложу свои поклоны?

 

4. Поистине, Атман один есть все, и Он -- ни разделен, ни цел. Меня приводят в недоумение слова "Атман существует" и "Атман не существует".

 

5. Наиболее важное во всей Веданте -- это знание и осознание Атмана. По своей природе я -- лишенный формы всепроникающий Атман.

 

6. Несомненно, я есть тот Атман -- вездесущий, светящийся, нераздельный подобно пространству, тот, которому присуща чистота и который не скрыт облаками майи.

 

7. Поистине, я -- нерушим, безграничен и воплощаю чистое сознание. Я не знаю удач и невзгод и не знаю того, кто испытывает их.

 

8. Для меня не существует деятельности ума -- хорошей или плохой; для меня не существует физической деятельности -- хорошей или плохой; для меня нет и речевой активности -- хорошей или плохой. Я -- бессмертное сознание, чистое и запредельное.

 

9. Поистине, ум подобен пространству; он кажется обращенным ко всем направлениям; он кажется превосходящим пределы всего; кажется, что он есть все. Но в действительности ум не существует.

 

10. Я -- один, и я -- во всем. Я -- безграничен и вне пространства. Как я могу видеть собственную Личность проявленной или непроявленной?

 

11. Почему ты не поймешь, что ты -- действительно тот абсолютный Единый? Ты -- тот вечный Атман, который отражает все одинаково. Ты -- неопровержимый Господь и вечно сияешь. Поэтому, как ты можешь думать, что "это день", а "это ночь"?

 

12. Будь всегда сознающим Атман. Он непрерывен и повсюду одинаков. Ты говоришь: "Я тот, кто медитирует", и "Высшая Личность есть объект медитации". Почему ты так разделяешь неразделимое?

 

13. Ты никогда не был рожден и никогда не умрешь. Ты никогда не имел тела. Упанишады провозглашают, что многими различными путями признается эта истина: "Все есть Брахман".

 

14. Ты всегда присутствуешь внутри, так же, как и снаружи. Ты есть Высшее Блаженство -- всегда и повсюду. Почему же ты бегаешь здесь и там, словно напуганный призрак?

 

15. Для тебя и меня не существует ни единения, ни разделения. В реальности не существует ни тебя, ни меня, ни этого мира. Только Атман реален.

 

16. Ты не принадлежишь к пяти объектам чувств -- звуку, прикосновению, форме, вкусу и запаху; а они, в свою очередь, не принадлежат тебе. Поистине, ты есть Высшая Сущность. Какая причина тогда горевать тебе?

 

17. У тебя нет ни смерти, ни рождения, ни памяти, ни порабощения, ни свободы, ни добра, ни зла. Почему же ты плачешь, о, мой дорогой? Имя и форма не относятся ни к тебе, ни ко мне.

 

18. О, ум, почему ты скитаешься вокруг, подобно беспокойному призраку? Осознай тот неизменный Атман. Оставь все страстные желания и будь счастлив.

 

19. Поистине, ты -- та неизменная Реальность, которая неподвижна, единственна и есть сама свобода. Ты не ощущаешь страсти и не чувствуешь равнодушия. Почему тогда ты мучаешь себя, добиваясь вожделенных предметов?

 

20. Все Упанишады провозглашают, что Брахман, Высшая Сущность, лишен свойств, чист, неизменен, не имеет телесности и пронизывает все в равной степени. Знай, что я есть тот Брахман. Не сомневайся в этом.

 

21. Знай: то, что имеет форму, -- нереально; то, что не имеет формы, -- вечно. Тот, кто откроет эту истину в своей собственной жизни, не будет более следовать перерождениям.

 

22. Мудрецы говорят, что Реальность едина и неизменна. Когда отвергнуты страстные желания, единство и многообразие перестают существовать в уме.

 

23. Как человек достигнет самадхи, если думает, что он нечто иное, нежели Атман? Но, с другой стороны, самадхи недоступно и для человека, который считает себя Атманом. Как можно достичь самадхи, полагая Атман существующим или несуществующим? И какова надобность достигать самадхи, если все -- суть одно и свободны по своей природе?

 

24. Ты есть вечно чистая и неизменная Сущность. Ты лишен телесности, не рожден и не можешь быть уничтожен. "Я знаю Атман", и "я не знаю" -- почему ты думаешь подобным образом?

 

25. Атман -- истинная природа живого существа; это основано на великих изречениях Вед, таких как "Ты есть То" и "Я -- это Брахман". Тело, состоящее из пяти элементов, -- не реально -- это провозглашают Упанишады, говорящие "не то, не то".

 

26. Поистине, всю эту Вселенную наполняет только лишь один твой Атман. Таким образом, не существует медитирующего и медитации в твоем уме. Как же ты медитируешь без чувства стыда?

 

27. Как я буду поклоняться Высшему Блаженству или говорить о нем, если я не могу определить его как объект познания? Для меня -- я сам есть то Высшее Блаженство -- Изначальная Сущность, по своей природе обладающая полнотой и охватывающая все, подобно пространству.

 

28. Я не есть космические элементы. Я -- та самая Сущность, которая свободна от причины и следствия, субъекта и объекта. Как могу я знать себя?

 

29. Предмет не может быть бесконечным по своей природе. Материя не может быть Реальностью. Поистине, лишь Атман один есть  Высшая Реальность. Он не применяет насилия и не является бессильным.

 

30. Ты есть та чистая, лишенная тела, нерожденная, нерушимая и неизменная подлинная Сущность. Как может иметь место какое-либо замешательство в отношении Атмана? И как можешь ты говорить: "я в замешательстве"?

 

31. Когда кувшин разбит, пространство внутри кувшина становится объединенным с остальным пространством. Так же и сознание, когда оно становится чистым, объединяется с Высшим Блаженством. Таким образом, не существует разнородности и применительно ко мне.

 

32. Различия, такие, как между кувшином и пространством внутри него, индивидуальным телом и индивидуальной душой, не существуют в Брахмане. Осознай тот Абсолютный Брахман, который ни познает, ни познается.

 

33. Атман существует всегда, везде и во всем. Он вечен и неизменен. Все в этом мире есть пустота, и она наполняется Атманом. Осознай: "Я есть тот Атман". Не сомневайся в этом.

 

34. В Брахмане нет ни Вед, ни миров, ни богов, ни приношений; нет ни стадий жизни, ни каст, ни рас, ни родословной; нет ни пути дыма, ни пути света. Только тот Брахман, Высшая Реальность, существует.

 

35. Если ты осознаешь тот Единый Абсолют, который ни наполнен, ни наполняет, как тогда будешь думать об Атмане, что он воспринимается или не воспринимается?

 

36. Кто-то склоняется к недвойственности, в то время как другие предпочитают быть дуалистами; но никто из них не знает истинно тот Брахман, который свободен от двойственности и недвойственности.

 

37. Брахман свободен от цвета, такого как белый, синий и желтый; он свободен от качеств, подобных звуку, касанию и запаху. Как люди опишут Брахман, который вне ума и речи?

 

38. Когда все в этом мире, включая тело, становится нереальным и пустым, подобно пространству, тогда истинно познается Брахман -- тогда нет больше какой-либо двойственности.

 

39. Для меня явствует, что моя природная сущность и Высшая Сущность -- поистине, тождественны и в точности подобны, словно это одно сплошное пространство. Как могут тогда быть медитирующий и медитация?

 

40. Что бы я ни делал, что бы я ни ел, что бы я ни предлагал в приношении, что бы я ни отдавал -- ничто из этого не принадлежит мне. Я -- вечно чист, не рожден и неизменен.

 

41.Знай, что весь этот мир не имеет формы. Знай, что весь этот мир свободен от изменения. Познай весь этот мир как само чистое существование. Познай весь этот мир как имеющий природу Наивысшего Блаженства.

 

42. Несомненно, ты есть та Высшая Сущность. Почему тогда ты думаешь подобным образом: "Я знаю Атман, или я не знаю?" и "Это цель познания, или это непостижимо?".

 

43. О, мой дорогой, подобно тому, как темнота и свет не могут оставаться вместе, как могут неведение и знание существовать в Брахмане? Все это единая, безупречная, лишенная формы Сущность.

 

44. Я лишен начала, середины и конца. Я лишен ограничений. По своей природе я чист и совершенен -- это мое твердое убеждение.

 

45. Ничто не воспринимается мной -- от космического разума до проявленной вселенной. Поистине, все это есть Брахман. Как могут в нем быть какие-либо касты и стадии жизни?

 

46. Я знаю, что в любом месте останусь той единственной Сущностью, всепроникающей, независимой, существующей вечно. Пять элементов -- пространство, воздух, огонь, вода и земля -- все они иллюзорны.

 

47. Атман не принадлежит ни мужскому, ни женскому, ни среднему полу. Он не является предметом восприятия или выводов. Почему же тогда ты обдумываешь то, является ли Атман счастливым или лишен счастья?

 

48. Атман не может быть очищен посредством практики шести частей йоги, или посредством растворения ума, или с помощью наставлений учителя. Атман есть сама Реальность, и он есть сама Чистота.

 

49. Атман ни обладает телом, состоящим из пяти элементов, ни бестелесен. Поистине, все есть Атман. Как могут три состояния, а также четвертое приписываться Атману?

 

50. Поистине, я ни связан, ни свободен, ни отделен от Брахмана. Я не являюсь ни совершающим, ни наслаждающимся, ни наполняющим, ни наполняемым.

 

51. Как вода, смешиваясь с водой, остается все той же сплошной водой, так и Пракрити и Пуруша -- оба они являются для меня тождественными друг другу.

 

52. Если ты не свободен, то воистину ты и не вечно связан. Как тогда ты полагаешь, что обладаешь формой или лишен формы?

 

53. Я знаю твою высшую форму, существующую вечно и пронизывающую все, подобно пространству. Точно так же я знаю и твою низшую форму, которая, в действительности, подобна воде миража.

 

54. У меня нет ни учителя, ни наставлений, ни свойств, ни действий. Знай с твердой уверенностью, что я не обладаю вещественностью, словно пространство, и абсолютно чист по своей природе.

 

55. Ты абсолютно чист. Ты не обладаешь каким-либо телом и умом и не связан майей. Не стыдись сказать: "Я есть Атман -- Высшая Сущность".

 

56. О, ум, почему ты плачешь? Поистине, ведь ты есть Атман. Будь единым с ним. Пей, о, мой дорогой, нектар безграничного океана недвойственного Брахмана.

 

57. В Атмане не существует ни знания, ни неведения, ни их сочетания. Тот, кто всегда обладал знанием, становится самим знанием, и ничем иным.

 

58. Знание своей внутренней сущности не зависит от рассуждений или практики медитации, от наставлений духовного учителя или от чего-либо в пространстве и времени. По своей природе я есть то абсолютное Знание; я есть та Сущность, которая является врожденной, вечной и безграничной, подобно пространству.

 

59. Я никогда не был рожден и никогда не умру. Я не совершаю никаких действий -- ни хороших, ни плохих. Я есть тот чистый, лишенный свойств, Брахман. Как могут существовать ограничение свободы или освобождение для меня?

 

60. Брахман – вездесущий, светящийся, неподвижный, целостный и сплошной, и я не вижу в нем каких-либо различий. Как может он быть внутри или снаружи?

 

61. Целая Вселенная предстает для меня как единое, неделимое целое. О, что за ужасное заблуждение майи -- создавать различия между двойственностью и недвойственностью!

 

62. Объект, обладающий формой или не обладающий ею, всегда отвергается высказыванием "не то, не то". Только Высшее Блаженство, свободное от различия и тождества, существует.

 

63. У тебя нет ни матери, ни отца, ни родственника, ни жены, ни ребенка, ни друга. Ты не обладаешь ни пристрастием, ни равнодушием. Почему тогда так много страданий в твоем уме?

 

64. О, ум, нет ни дня, ни ночи для тебя, ни рассвета, ни заката. Как может мудрый представить бестелесное обладающим телом?

 

65. Осознай тот неизменный Атман, который не является ни целым, ни частью, ни нераздельным, ни разделяемым. Он вне счастья и невзгод.

 

66. Я не являюсь ни совершающим, ни наслаждающимся. Не существует ни прошлого, ни настоящего действия во мне. Поскольку у меня нет понятий тела и бестелесности, то как я скажу "это -- мое", или "не мое"?

 

67. Я свободен от таких слабостей, как страсть, гнев и так далее. Я свободен от страданий, относящихся к телу, уму и так далее. Знай, что я есть тот Атман - единый и безбрежный как пространство.

 

68. О, мой дорогой ум, что толку в многочисленных праздных беседах? О, мой друг, все это лишь предположения. Я скажу тебе то, что наиболее важно: ты поистине Сущность -- безграничная, словно пространство.

 

69. На любом пути и в любом месте, когда йоги умирают, они соединяются с Брахманом, подобно тому, как пространство внутри кувшина соединяется с остальным пространством, когда кувшин разбивается.

 

70. Йог может умереть в месте паломничества или в доме неприкасаемого, и он может умереть даже в бессознательном состоянии; но скорее он откажется от собственного тела, чем откажется стать единым с Абсолютным Брахманом.

 

71. Йоги полагают все -- обязанности, богатство, предметы наслаждений, освобождение, а также все движущееся и неподвижное -- подобным воде миража.

 

72. Я не совершал действий в прошлом, не совершаю их в настоящем и не совершу в будущем. Я не наслаждался, не наслаждаюсь, и не буду наслаждаться соответствующими им плодами. В этом мое твердое убеждение.

 

73. Очистившись непрерывным блаженством Брахмана, Авадхута живет счастливо в уединенном месте. Отвергнув эго, нищенствующий монах Авадхута путешествует в округе и находит все внутри своей собственной Личности.

 

74. Там, где нет ни тройственного состояния, ни даже четвертого, -- там достигается Абсолютный Атман. Там, где нет ни добродетели, ни порока, как может существовать порабощение или освобождение?

 

75. Невозможно достичь Брахмана посредством повторения мантр, или декламации Вед, или практикой тантрических ритуалов. Великий Авадхута, очистившись посредством медитации и став поглощенным непрерывным блаженством Брахмана, спонтанно пропел эту Гиту.

 

76. Все является пустотой, но в то же самое время -- наполненным. Не существует ни истинного, ни ложного в Брахмане. Об этом говорит Авадхута, исходя из своего личного опыта, а также согласно своему пониманию писаний.

 

 

 

 

 

 

Жизнь Даттатрейи Авадхуты Глава II
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту