Реклама

 






Рецепт Алу-гоби (картофель с цветной капустой) Хануман как воплощение Шивы

Виджаявада (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Виджаявада (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Виджаявада является фактически центром Андхры во всех отношениях. Это важный железнодорожный узел, где пересекаются линии Мадрас – Калькутта и Мадрас – Дели, и, возможно, самый главный город Андхры. В Виджаяваде есть три древних храма: храм Канака-Дурги, храм Маллешварасвами и храм Виджаешварасвами.

 

В мифологии Виджаявада известна как Виджаявата, и в некоторых надписях ее также называют Раджендрачолапура. Она является известным местом паломничества на реке Кришна, и в ней находится храм, посвященный Господу Шиве в Его аспекте Маллешвары, или Джаясены. Утверждается, что величайшим преданным почитателем этого божества и свидетелем его различных лил был мудрец Агастья. |||||

 

Происхождение и дата установки божества Канака-Дурги-деви в Виджаяваде не известны. Утверждается, что оно сваямбху (нерукотворное). Здесь Богиня также выступает в Своем аспекте Чанди – сокрушительницы демона Дургамы, который сеял хаос среди миролюбивых жителей Дакшина-патхи (Южной Индии).

 

Малликарджуну, или Маллешвару, как он известен в пуранах, по преданию, установил Юдхиштхира, старший из Панча-Пандавов, в знак их победы на Юге. Ныне существующий храм был сооружен Трибхуванамаллой, царем Западных Чалукьев X в.

 

Виджаешвару, как утверждается, установил Арджуна, один из Панча-Пандавов, в память о своей победе над Господом Шивой в облике кираты, или охотника.

 

Виджаявада окружена множеством небольших холмов. Самый важный из них носит название Ситанагарам, тогда как из менее важных можно упомянуть Канака-Дургу, или Канака-конду. К югу от храма Канака-Дурги есть холмик, украшенный скульптурами. На этих скульптурах можно видеть надписи, содержащие имена богов и богинь, которых они изображают. Большинство из этих фигур представляют Богиню в Ее аспекте Дурги, на котором сосредоточивают внимание мантра-шастры. Предание утверждает, что изначально эти холмы представляли собой непрерывную гряду, но затем, по приказу Господа, расступились, чтобы река Кришна могла протечь между ними.

 

Один из этих холмов называется Индракила и известен из Махабхараты как место, где герой-Пандава Арджуна получил от Господа Шивы могущественное оружие под названием «Пашупата-астра». Господь Шива появился перед Арджуной в облике кираты, или охотника. Эта история положена в основу сюжета прославленной поэмы Бхарави «Киратарджуния». Основание храма Виджаешвары приписывается Арджуне, который, как утверждает предание, построил его в память об обретении Пашупаты. Эта и многие другие истории из Махабхараты запечатлены в скульптурных изображениях, которыми украшено святилище. Сама легенда о кирате и Арджуне такова.

 

Во время своих странствий по лесу Панча-Пандавы пришли в Дарукавану, где встретились с Веда-Вьясой, который сказал им, что для того, чтобы им было легко победить своих врагов, один из них должен предаться тапасье во славу Господа Шивы и получить от Него в дар Пашупата-астру. Для этой цели был избран Арджуна. Он отправился на вершину холма Индракила (который отождествляется с одноименным холмом в Виджаяваде) и там предавался суровой тапасье, стоя с поднятыми руками на одной ноге в окружении панча-агни, или пяти огней: четырех костров вокруг него и палящего солнца над его головой. Господь Шива был доволен великой тапасьей Арджуны, но прежде чем даровать ему желанное оружие, решил еще испытать его искренность и потому принял облик кираты, или охотника. Парвати также оделась как охотница и Шива-ганы тоже изменили облик. В сопровождении их всех Господь Шива охотился на холме Индракила и гнал дикого кабана. Кабан помчался прямо на Арджуну, и тот, будучи великим воином, схватил свой лук и одной стрелой поразил зверя. В это же самое время Господь Шива, Который преследовал кабана, также выпустил стрелу, и, пораженный обеими стрелами, вепрь упал мертвый посередине. И Господь, и Арджуна претендовали на тушу кабана как на свою законную добычу, и между ними возникла ссора. Вскоре словесная перепалка переросла в физическое противостояние, и Господь и Арджуна начали бороться друг с другом. Каким бы сильным и опытным борцом ни был Арджуна, поединок с Самим Господом не оставлял ему ни малейших шансов, и вскоре он выбился из сил. Даже в разгар этого отчаянного поединка Арджуна ни на мгновение не терял однонаправленности ума и был полон преданности Господу. Чтобы привлечь помощь свыше, он сделал из земли Шива-лингам и стал поклоняться ему и возносить молитвы. Он увидел, что цветы, которыми он поклоняется лингаму, каким-то непостижимым образом падают на охотника, и тогда понял, что охотник – это ни кто иной, как Сам Господь. Охотник тут же исчез, и Господь предстал перед Арджуной во всей Своей славе. Арджуна обратился к Нему с молитвой, которая была услышана, и Господь Шива даровал ему Пашупату. Считается, что храм Виджаешвары на холме Индракила основан Арджуной в память об этом великом событии.

 

На Индракиле есть несколько храмов, высеченных в скале. Считается, что это древние храмы, которые с течением времени оказались полностью погребены под развалинами. Когда здесь начали добывать камень и щебенку, были обнаружены эти храмы, которые с тех пор находятся под охраной как памятники архитектуры. В храме Виджаешвары имеются прекрасные каменные скульптуры, которые изображают историю о кирате и Арджуне со всеми четырьмя ее действующими лицами.

 

О возникновении храма Маллешварасвами также существуют интересные легенды. Утверждается, что перед началом Кали-юги мудрец Агастья обращался к Господу в Виджаяваде как к «Джаясене». Герой Махабхараты Арджуна, великий борец (малла-йоддха), назвал Господа «Маллешварой». С тех пор, говорит легенда, Господь Шива благословляет Своим присутствием город Виджаяваду, что стоит на берегу священной реки Кришна, под таким именем.

 

С этим храмом связана и другая легенда. Некогда в Кали-югу жил царь по имени Мадхава Варма. Однажды, в 117 г. эры Шака, сын этого царя случайно убил ребенка женщины, которая зарабатывала себе на жизнь продажей плодов тамариндового дерева. Чтобы не нарушить принцип справедливости, царь, который осуществлял правосудие согласно принципам Дхармы, приговорил собственного сына к повешению. Довольный беспристрастностью царя и его приверженностью принципам Дхармы, Господь Маллешвара низошел и осыпал его золотом, которое возвратило к жизни и принца, и ребенка той женщины. Так великий Господь Маллешвара увековечил в этом мире имя великого царя Мадхавы Вармы. Позже сюда пришел благочестивый бхакта по имени Пандитарадхья и объявил миру, что преданные почитатели Господа Шивы превосходят даже мудрецов. Он проиллюстрировал это, связав горящий уголек, обернутый кусочком ткани, с помощью тонкого прутика дерева шами, который не загорался. Это тронуло Господа Маллешвару, и Он явился тому бхакте. Согласно народному преданию, Господь в этом аспекте носит имя «Махадева-Маллешвара», «бесконечный, любящий Своих преданных почитателей, поклоняясь Которому, древние цари достигли процветания».

 

В храме есть надпись IX в., сделанная обычным письмом телугу. Странной особенностью этой надписи является то, что она идет снизу вверх. Надпись гласит, что некий Трикоти Бои или Трикоти Бою установил колонну в свою собственную честь, чтобы увековечить славу своего рода. Этот Трикоти Бои отождествляется в надписи с Гухьяка-якшей, который в Двапара-югу был направлен Индрой вести Арджуну на холм Индракила, где Арджуна должен был поклоняться Господу Шиве, чтобы получить от Него Пашупату.

 

Надпись гласит, что этот якша родился как Трикоти Бои в результате проклятия. Пунья, заработанная Трикоти Бои, когда он в облике якши помогал Арджуне, даровала ему «пурва-гьянам» (знание прошлого), и потому он вспомнил холм Индракилу и воздвиг на нем колонну в том самом месте, где в предыдущую югу предавался аскезе и получил от Господа Шивы Пашупату Арджуна. Гухьяка-якша, который привел Арджуну на Индракилу, фигурирует в «Киратарджунии» Бхарави, но не в Махабхарате. Поэтому событие, о котором идет речь в надписи, имело место до Бхарави.

 

Помимо своего религиозного значения, Виджаявада также является главным культурным центром Андхры. Некогда это место завоевали Чалукьи из Кальяни, а в 639 г., во время наивысшего расцвета буддизма в городе, его посетил знаменитый китайский путешественник Сюаньцзан. Из трех высокочтимых древних храмов Виджаявады особенно знаменит храм Канака-Дурги, который и по сей день привлекает большое число паломников.

 

 


Рецепт Алу-гоби (картофель с цветной капустой) Хануман как воплощение Шивы
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту