Реклама
«Индийские йоги -- кто они? 40 лет спустя» Репортаж советского телевидения о Деврахе-бабаджи

А.П. Ольшевский «Шива» (очерк)

А.П. Ольшевский «Шива» (очерк)

Шива является одним из главных и наиболее почитаемых божеств индийской религиозной традиции. В ведах, пуранах, тантрах и других шастрах (священных писаниях) он описывается как высший оъект и источник духовного познания, поклонение которому приносит освобождение.

 

В писаниях Веданты говорится:

 

Са эко рудро дхьеях

сарвешам сарва – сиддхайе

 

«Он, Рудра, является единственным объектом медитации для достижения всех результатов (сарва-сиддхи)» (Шарабха-упанишад).

 

«Шива – это Гуру, Шива – Веда, Шива – Бог, Шива – это сам Владыка вселенной» (Вараха-упанишад).

 

В тантрических шастрах утверждается: «Нет божества выше Садашивы» (Нила-тантра, 22.20). «Шамбху – Учитель всех живых существ. Он – Высший Владыка (парамешвара) и Божество всех богов. Все космическое проявление, состоящее из саттвы, раджаса и тамаса, растворено в нем» (Линга-тантра). |||||

 

В Рудра-ямале говорится: «Шива всегда является высочайшим объектом медитации, Владыкой, высшим среди всех богов и всегда почитается стремящимися к освобождению. Нет божества выше Великого Владыки (Махеша), высшего среди всех божеств. Он есть цель познания всех писаний Веданты, в этом нет сомнения».

 

В Маханирвана-тантре (2.10) Шива говорит своей супруге Парвати: «Я есть главный объект познания, указанный ведами, пуранами, смрити и самхитами. Не существует другого Владыки мира, кроме меня».

 

В Шива-пуране божества говорят, обращаясь к Шиве: «О Шанкара, ты, и никто другой, являешься создателем, хранителем и разрушителем вселенной. Ты – источник всех энергий и начало всего» (Рудра-самхита, 17.36-37).

 

Различные религиозные и философские традиции рассматривают Шиву как единое абсолютное сознание, обладающее полной свободой (сватантра) и лишенное всяких ограничений (упадхи):

 

Сарва-вьяпи са бхагаван

тасмат сарвагатах шивах

 

«Он – всепроникающий Господь, вездесущий Шива» (Шветашватара-упанишад).

 

Шивах сарвам шивах сарвам

шивах сарвам ашешатах

сатьям сатьям пунах сатьям

ити веданта-диндимах

 

«Шива – это весь мир, Шива есть все, Шива – это все без остатка. Это истина, истина и еще раз истина – так говорит Веданта» (Шива-пурана).

 

В Сваччханда-тантре (11.35-36) говорится: «Подобно тому, как мировое эфирное пространство (акаша) не имеет верха, низа или середины, так и вездесущий Владыка Шива, высочайшая причина всего, пронизывая собой весь мир, пребывает повсюду в космосе, подобно небесам. Тот, кто знает это, не рождается снова в этом мире».

 

Существует множество различных форм и имен Шивы, которые являются объектами поклонения и медитации.

 

Имя «Шива», согласно объяснению шастр, означает благосклонность и духовную чистоту:

 

Шивах кальяна-рупо нишпапах

 

(Ваджасанейя-самхита-бхашья)

 

«Оттого, что его душа исполнена безграничной чистоты, он называется «Шива» (Шива-пурана. Кайласа-самхита, 6.9):

 

Ишваратван махатвач ча

махешвара ити смритах

 

«Из-за своего владычества и величия он известен как Махешвара» (Махабхарата, 13.161.6).

 

«Оттого, что Он разрушает все несчастья и причину страданий, высшая причина всего, Господь Шива, называется Рудра» (Шива-пурана, 6.9.14)

 

Существует одиннадцать гневных проявлений Шивы, называемых рудрами, главным из которых является Шива.

 

Дживах пашава уктах

тот патитват пашупатих

 

«Все существа (джива) называются «пашу» (животное, обусловленная душа). Оттого, что он владеет ими, он называется Пашупати» (Джабали-упанишад).

 

«Во время великого уничтожения мира Кала (Разрушитель вселенной) будет поглощать вселенную. Оттого, что он поглощает все существа, он называется Махакала» (Маханирвана-тантра, 4.30-31).

 

Бхишанатвач ча бхайравах

 

«Из-за своего устрашающего вида он называется Бхайрава» (Меру-тантра, 32.13).

 

В Нила-тантре указываются восемь бхайравов: «Уиматта, Кродха, Чанда, Ватука, Самхара, Бхишана, Кала-бхайрава и Махакала – это восемь бхайравов, называемые ашта-бхайрава».

В тантрической традиции почитаются также другие бхайравы, такие как Накулешвара-бхайрава и Ананда-бхайрава.

 

Тантры описывают различные формы и проявления Шивы. В Тантра-алоке говорится: «Бхувана (мир, вселенная), виграха (образ, форма), джйоти (сияние), акаша (эфир), шабда (звук) и мантра – это шесть проявлений Шивы».

 

В Каливиласа-тантре (28.23-26) Кали говорит Кришне: «Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива – это пять видов излучения Шивы и пять божеств (девата). О мой сын, среди шести излучений Шивы ты являешься Ишварой (Владыкой). Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара, Садашива и Парашива известны как шесть форм Шивы».

 

Пять форм Шивы как управляющие (адхиштхата) божества пронизывают пять первичных элементов (махабхута): «В элементе земли находится управляющий им Брахма, в воде пребывает Вишну, в огне – Шива, Ишвара – в ваю-таттве (элементе воздуха), в акаше – Садашива» (Сваччханда-тантра, 11.37-38).

 

Шайва- и шакта-тантры указывают тридцать шесть элементов (таттва), составляющих основу космической эволюции, изначальным источником которых является Шива. Первые два элемента (Шива и Шакти), которые пронизывают друг друга и составляют единое целое, называются шива-таттва и шакти-таттва. Следующие три таттвы (садашива, ишвара и шуддха-видья) называются видья-таттва. Таттвы от майя-таттвы до последней таттвы (кшити) называются атма-таттвы.

 

Все таттвы делятся на три вида: шуддха (чистые), шуддха-ашуддха (чистые и нечистые, смешанные) и ашуддха (нечистые). Пять таттв, начиная от Шивы и Шакти, включая шуддха-видью (чистое знание), относятся к шуддха-таттвам. Майя, кала, видья, рага, кала, нияти и пуруша являются одновременно чистыми и нечистыми (шуддха-ашуддха).

 

Все остальные таттвы рассматриваются как ашуддха (нечистые). Ашуддха-таттвы образуют все материальное проявление и известны как двадцать четыре элемента пракрити (материальной природы) в системе Санкхья. К этим таттвам относятся: пракрити, буддхи (разум), аханкара (ложное самосознание), манас (ум), пять органов (индрия) восприятия (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), пять органов действия (речь, руки, ноги, анус и гениталии), пять танматр (звук, осязаемость, форма, вкус и запах), пять махабхутов (акаша, воздух, огонь, вода и земля).

 

Эти (ашуддха) таттвы, которые рассматриваются как материальное проявление энергии (шакти) Шивы, составляют физическое (стхула) и «тонкое» (сукшма) тело живого существа (джива). Джива (душа), согласно Тантра-алоке (5.9), – это находящаяся повсюду (сарватрайва стхита) энергия Шивы (шактих шивасьяйва). В форме высшей души Шива пребывает в теле каждого существа, поэтому утверждается, что «тело есть обитель Божества: джива – это Дева (Божество) Садашива» (Куларнава-тантра, 9.41).

 

«Джива – это Шива, Шива – это джива. Душа, обусловленная материальной зависимостью (паша-баддха), называется «джива», но когда она освобождается от нее, она называется Садашива» (Сканда-упанишад, 6-7).

 

Путь постижения Шивы, указанный в шайва-шастрах, является совершенной и универсальной системой духовного знания (сиддханта) и пракрити (садхана), поэтому говорится, что «не существует дхармы выше Махешвара-дхармы»: насти махешварад дхармах (Сканда-пурана, 1.4.55).

 

Шайва имеет множество школ, направлений и традиций, таких как Трика, Натха, Лингаята, Пашупата, Каламукха, Капалика, Шабара, Агхора и другие.

 

Одним из основных методов духовной практики традиции Шайва является поклонение Шиве (шива-пуджа). Шива почитается как главный объект поклонения в течение всех четырех мировых периодов (юга). В Ваю-пуране (32.31) Шива говорит об этом: «В крита-юге почитается Брахма, в трета-юге – Ягья, в двапара-юге – Вишну. Я есть главный объект поклонения во всех четырех югах».

 

В Мундамала-тантре (9.5) сказано: «Невозможно достичь сиддхи без милости Шивы».

 

В Утпатти-тантре (гл. 64) Шива говорит Богине: «Как может шакта, вайшнава, саура или ганапатья достичь сиддхи без поклонения Шиве? О Деви, если кто-либо поклоняется другому божеству (девата), не совершив сначала поклонение мне, почитаемый Девата не принимает поклонение, но возвращает его обратно».

 

В другой тантре говорится: «У того, кто поклоняется другому божеству, не совершив сначала поклонение Шиве, все результаты поклонения поедаются якшами и ракшасами» (Тодала-тантра, 5.42).

 

В Матрикабхеда-тантре сказано: «Божества, которые находятся внутри этой вселенной, а также и те, что вне ее, получают полное удовлетворение, если почитается Шива».

 

Наиболее важным и эффективным методом поклонения Шиве является повторение и воспевание его священных имен. Произнесение имени Шивы описывается как высшее средство достижения всех результатов духовной практики:

 

Шива-намайва сансара-

махарогайка нашакам

 

«Имя Шивы есть единственное средство, усмиряющее великую болезнь материального бытия «(Рудра-ямала).

 

«Имя Шивы подобно лесному пожару уничтожает горы тяжких грехов, которые полностью сжигаются с помощью этого имени, в этом нет сомнения» (Шива-пурана, 2.4.45).

 

«Разумный человек, который будет повторять: «Шри-Рудра, Рудра, Рудра...», воспеванием Господа вселенной освобождается от всех грехов» (Рудрахридайя-упанишад).

 

Санаткумара сказал: «Те, кто произносят имя «Шива» или «Хара», не испытывают страха смерти и ада. Путь к высшим мирам, совершенное средство достижения освобождения и единственная обитель великого множества добродетелей – это два слога имени «Шива» (Шива-пурана, Ума-самхита, 20.50-51).

 

В современную эпоху (кали-юга) произнесение имени Шивы является наиболее благоприятным и доступным методом поклонения и медитации. В Бриханнарадийя-пуране говорится: «Те, кто постоянно произносят имена «Шива, Шанкара, Рудреша, Нилакантха, Трилочана», не испытывают влияние кали-юги (38.109). «Те, кто совершают поклонение Шиве и с преданностью повторяют имя Шивы в этой ужасной кали-юге, подобны самому Шиве» (38.101).

 

Высшей формой поклонения Шиве является шайва-бхакти (преданность Шиве). Ачарья Кшемараджа в комментариях к Сваччханда-тантре говорит, что шива-бхакти является главным принципом религии (шива-бхактир мукхйо дхармах). Шайва-бхакти приносит высшее знание и достижение всех результатов садханы (сарвасиддхи). С помощью шива-бхакти достигается наслаждение (бхукти) и освобождение (мукти) (Шива-пурана, 4.49.25-26; 5.20.54).

 

Достижение шива-бхакти является результатом множества благочестивых действий и длительной религиозной практики. В Падма-пуране (Уттара-кханда) говорится: «Вследствие многих религиозных заслуг, накопленных в течение тысяч прошлых рождений, возникает преданность Шиве».

 

Шива-бхакта превосходит всех других бхактов и почитается как олицетворение самого Шивы: «Из тысячи других бхактов лучшим является вишну-бхакта, тысячу вишну-бхактов превосходит рудра-бхакта. Выше рудра-бхакты нет никого в этом мире». (Линга-пурана. Уттара-кханда, 4.20).

 

Шива говорит Деви: «Даже брахман, изучивший четыре веды, не дорог мне, как мой бхакта, даже если он рожден чандалой (неприкасаемым). Поэтому ему следует жертвовать и принимать от него дары, ибо он должен быть почитаем, как я сам» (Куларнава-тантра, 12.23).

 

В Шива-пуране (Видьешвара-самхита, 17.131) сказано: «Поклонением шива-бхакте достигается благосклонность Шивы. Не существует различия между шива-бхактой и Шивой. Поэтому следует совершать преданное поклонение Шиве, пребывающему в теле шива-бхакты».

 

Конечной стадией шайва-бхакти является осознание своего единства с Шивой и полное соединение с ним. Шива говорит в Сканда-пуране: «Достигший высшей Пашупата-йоги полностью растворяется во мне» (Каумари-кханда, 2.34).

 

Для этого предписывается постоянное внутреннее поклонение и созерцание Шивы во всем и в самом себе. «Одинаково воспринимая врага и друга, брахмана и чандалу, равно взирая на все, следует созерцать весь мир как наполненный Шивой» (Сваччханда-тантра, 7.244). «Садхака, который постоянно медитирует на форму Садашивы, созерцая себя единым с ним, обретает тело Садашивы» (Нетра-тантра, 9.16-17).

 

«Я есть Шива, в этом нет сомнения; я есть джива и Шива», – тот, кто постоянно мыслит таким образом, достигает высшего совершенства и освобождения» (Мундамала-тантра, 5.12).

 

 

 

 

«Индийские йоги -- кто они? 40 лет спустя» Репортаж советского телевидения о Деврахе-бабаджи
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту