Реклама

 






А.П. Ольшевский «Традиция тантрического шактизма» Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.)

Амаравати (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Амаравати (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Благодаря Амаравати скульптура Андхры заняла свое место среди величайших образцов мирового пластического искусства. Буддийская скульптура Амаравати знаменита во всем мире как наиболее совершенный пример того, что известно как «андхрский стиль», или «стиль Амаравати». Город Амаравати, расположенный в округе Гунтур штата Андхра-Прадеш, также знаменит своим храмом Господа Шивы, Которому здесь поклоняются как Амарешваре. |||||

 

Амаравати, как и расположенная рядом Дхараникота, был столицей императоров древней Андхры и полон древностей, представляющих величайшую археологическую ценность. Очень высокий храм Амарешвары стоит на берегу священной реки Кришна, в том месте, где она берет курс с севера на юг, в то время как основная река течет с запада на восток. Места, где реки на короткое расстояние отклоняются от основного курса, считаются очень священными, и там обычно строят храмы.

 

Происхождение вышеупомянутого храма покрыто тайной, хотя этой теме посвящено множество преданий, и пуранических, и исторических. Но святость этого места вплоть до наших дней привлекает туда тысячи паломников.

 

Храм расположен прямо на берегу реки Кришна и со всех сторон окружен гопурамами в обычном дравидском стиле. В том же архитектурном стиле выполнена вимана храма. Существует легенда, что первоначально храм был буддийским, а затем был переделан для индуистского поклонения. Эта точка зрения небезосновательна, поскольку фундамент состоит из плит, характерных исключительно для буддийских построек. В гарбха-грихе прямо над главным божеством до сих пор можно видеть белый мраморный медальон в виде лотоса, выполненный в утонченном и замысловатом стиле, свойственном ранней буддийской скульптуре.

 

Главное божество представляет собой продолговатый вертикальный цилиндр из белого мрамора, который столь широко использовался в буддийских монументах. Высота лингама примерно15 футов, и другая легенда гласит, что первоначально это была аяка-стамбха, или колонна аяка, которая позже была освящена и стала использоваться как Шива-лингам. В своем теперешнем виде храм представляет собой совершенный образец дравидской храмовой архитектуры. Уже упоминавшиеся гопурамы известны только со времен средневековья, и отсутствие в храме любых надписей на камнях раньше XI в. указывает на то, что сам храм возник относительно поздно.

 

Легенды, однако, утверждают, что Амаравати и храм Амарешвары существуют с глубокой древности. «Сканда-пурана» подробно описывает само место и храм. Существует и стхала-пурана этого храма, которая не менее интересна. Народное предание и стхала-пурана говорят следующее.

 

Однажды в конце Двапара-юги или начале Кали-юги риши во главе с Шаунакой спросили у махарши Нарады, каков лучший способ достичь освобождения. Другими словами, Шаунака и другие риши взмолились махарши Нараде, чтобы он наставил их в мукти-марге (пути освобождения). Тогда риши Нарада сказал им, что Господь Кришна сотворил реку Кришна, и посоветовал Шаунаке и другим риши жить у самой этой реки, чтобы иметь возможность постоянно совершать омовение в ее святых водах; так они смогут достичь освобождения. Затем риши Нарада рассказал стхала-пурану Амарешвары. Вот ее краткое изложение.

 

Амарешвара расположен на южном берегу реки Кришна, к юго-востоку от храма в Шрисайлам. Амарешвара важен потому, что в этом месте сосредоточены три священных объекта, а именно, река Кришна, важная кшетра со стхала-махатмьей (текст, прославляющий определенное святое место) и Шри Махалинга-мурти. Они суть три священных начала, присутствующих в одном месте.

 

Желания паломников и верующих, которые поклоняются Амарешваре Свами на берегу реки Кришна, исполнятся, потому что по просьбе богов Господь Шива проявился и пребывает здесь как Амарешвара с особой целью: исполнять желания Своих преданных почитателей. Здесь поклонялись Амарешваре сами Господь Индра и маха-муни (великий мудрец) Капила, и это место считается самой священной из всех кшетр. Любой верующий, который поклоняется Господу здесь, избавится от новых рождений. Воды реки Кришна представляют здесь воды многих других священных рек, и верующие, которые поклоняются Господу Амарешваре и совершают омовение в священных водах Кришны, полностью очищаются от всех грехов.

 

Господь Шива пребывает в этой пунья-кшетре (благом святом месте) в образе пяти лингамов: Пранавешвары, Агастешвары, Косалешвары, Сомешвары и Партхивешвары. Если верующий остается в этой кшетре более трех дней и с верой и преданностью поклоняется Господу Амарешваре, то, после омовения в святой реке Кришна, он сразу же достигнет Шивалоки (духовного мира Шивы)1. Если любой преданный почитатель Господа Шивы умирает здесь, то соединится с Господом Шивой.

Существуют и другие легенды, связанные с этой кшетрой и мурти в ней. Стхала-пурана говорит следующее.

 

Некогда был город под названием Дханьякатакам. Дханьякатакам неотличен от Варанаси, или святого Каши. Господь Амарешвара есть не кто иной, как Господь Вишванатха, а река Кришна в этом месте тождественна Ганге. Стхала-пурана утверждает, что посещением Амаравати, омовением в реке Кришна и поклонением Господу Амарешваре верующий достигает тех же самых результатов, что достигаются посещением Бенареса, омовением в Ганге и поклонением Господу Вишванатхе. В Дханьякатакам пребывал Господь Шива со Своими праматха-ганами. Область вокруг этого города называлась Краунчанатхуду. Амаравати был столицей Краунчанатхуду. Однажды, продолжает легенда, боги были побеждены ракшасами и, получив от Господа Шивы обещание, что Он убьет ракшасов, нашли убежище в Дханьякатакам. С тех пор город называется Амаравати, или «обитель бессмертных (т. е. богов)».

 

Далее легенда говорит, что однажды произошло сражение между Господом Индрой и ракшасой по имени Тарака, которое продолжалось десять тысяч лет. В конце концов Тарака выиграл битву. Боги были напуганы и отправились за помощью к Господу Маха-Вишну. Господь Вишну сказал им, что Таракасура – великий Шива-бхакта и почитатель Господа Шивы, и что он приобрел такую силу во многом благодаря своему поклонению Господу Шиве, Который был очень доволен им. Так что Господу Вишну было бы не подобающе убить Таракасуру – Шива-бхакту высочайшего уровня. Поэтому Господь Вишну посоветовал богам обратиться с мольбой к Самому Шиве и поведать Ему о своем горе. Господь Шива выслушал богов и также сказал им, что не может убить Таракасуру, потому что, каковы бы ни были недостатки последнего, он является великим Шива-бхактой, а Господь Шива Сам не способен причинить вред Своему искреннему бхакте. Эта интересная легенда показывает, что сила бхакти настолько пленяет Господа, что Он Сам оказывается не в состоянии наказать Своего великого бхакту. В конце концов Господь Шива поставил Кумару Свами во главе войско богов, которое выступило на битву с Таракой.

 

Во главе войска богов Кумара Свами дал сражение Таракасуре. Сражение все продолжалось и продолжалось, и Кумара Свами также понял, что ему не справиться с Таракасурой. Им пришлось возвратиться к Господу Шиве и снова молить Его о помощи. Тогда Господь Шива сказал богам, что Таракасура, будучи великим бхактой, настолько отождествился с Господом, что носит в горле Шива-лингам, и в этом Шива-лингаме заключается сама его жизнь. Поэтому Господь Шива дал богам подсказку: если им удастся разбить этот Шива-лингам, Таракасура умрет, поскольку жизнь без Господа для него бессмысленна. Господь Шива также сказал им, что кусочки лингама вырастут в кшетрах, куда они упадут, и что как только кусочки лингама упадут, боги должны отправиться в те места и провести обряд установки и освящения этих лингамов со всем полагающимся поклонением, с тем чтобы остановить их дальнейший рост.

 

Соответственно, Кумара Свами разбил лингам в горле ракшасы, и лингам распался на пять частей, которые упали в пяти различных стхалах (местах). Господь Индра вместе со своим гуру Брихаспати отправился туда, куда упал первый и самый большой кусок лингама, чтобы установить поклонение ему, как велел Сам Господь Шива. Господь Индра спросил своего гуру Брихаспати, как ему установить этот белоснежный лингам, который растет из земли. Брихаспати посоветовал Индре освятить лингам на ашваюджа-шуддха-дашами2, на который придется су-мухурта (благая мухурта). Дождавшись такого дня, Господь Индра установил лингам, назвал божество «Амарешвара» и совершил поклонение ему.

 

Гуру ракшасов Шукрачарья пришел в это место и спросил Брихаспати, как он надеется поставить в этом месте храм Амарешвары, ведь река Кришна может выйти здесь из берегов и затопить его. Тогда Брихаспати вспомнил, что там есть гора под названием Краунча, которая глубоко, до самой Паталы, входит в землю, а первый кусок лингама упал как раз на эту гору и рос из нее. Поэтому, даже если в половодье река Кришна выйдет из берегов, с горой ничего не случится, и реке придется взять какой-нибудь другой курс. Именно поэтому в этом месте река Кришна течет с севера на юг.

 

Согласно наставлениям Брихаспати, боги построили около Господа Амарешвары малые святилища, посвященные различным членам Божественной Семьи, таким как Амбика и т. д. В Амаравати также жили якши и киннары. Поскольку там долго жили боги, или амары, место стало называться Амаравати. Другие четыре места, куда упали четыре куска лингама из горла Таракасуры, суть Бхимарама, или Бхимаварам в Какинаде, Кширарама, или Палаколлу в округе Западный Годавари, Дракшарама в Восточном Годавари и Кумарарама рядом с Котипалли в округе Восточный Годавари.

 

Здесь Господу Амарешваре поклоняются вместе с Его супругой Бала-Чамундикой, Которая считается четвертой из 18 богинь. Внутри храма также имеется много важных меньших божеств.

 

Существующий храм в Амаравати многим обязан радже Шри Васиредди Венкатадри Найду, который был великим лидером XVIII столетия. Широко распространенная легенда гласит, что однажды, подавляя восстание в своей стране, ему пришлось прибегнуть к резне ченчу, после чего он утратил душевный покой, который вернулся к нему, только когда он пришел в Амаравати. Раджа Васиредди Венкатадри Найду построил Джаггаййапет в память о своем отце, Аччампет в память о своей матери и Раджапет в свою собственную честь. В 1798 г. он перенес свою столицу из Чинтапалли3 в Амаравати и посвятил всю свою жизнь, время и средства строительству храмов Господа Шивы. Он отреставрировал храм Амарешвары Свами, пригласил девять ученых священников для совершения ежедневной арчаны Господу и обеспечивал их всем необходимым. Он даже подарил каждому из них участок земли в 12 акров.

 

На стенах храма в Амаравати можно увидеть множество надписей, оставленных такими людьми, как местные вожди из рода Кота, Кондавиду Редди и другие. Имеется также надпись Шри Кришнадевараи по случаю возведения здесь мантапы. На колонне мукха-мантапы4 оставила надпись жена Проли Найду, который был вассалом Коппары Кесанивармы.

Любой рассказ об Амаравати будет неполным без упоминания всемирно известной ступы Будды. По безупречной красоте архитектуры, совершенной каллиграфии различных надписей и тончайшей передаче человеческих эмоций в камне эта ступа не имеет себе равных. Особенно стоит упомянуть скульптурное изображение обращения Нанды накануне его женитьбы на Праджапати Готами, трогательную сцену великого отречения и махабхинишкраманы и укрощения Господом Буддой взбесившегося слона Налагири5, а также другие сцены из жизни Будды, запечатленные в камне. Существует свидетельство, что в Амаравати была процветающая видьяпитха6, в которой учились студенты из Китая, Японии, Тибета, Сиама и Цейлона.

 

Главные храмовые праздники – Маха-Шива-ратри, который приходится на десятый день темной половины месяца магха, Наваратри и Кальяна-утсава7. Итак, Амаравати – важная кшетра, расположенная в особенно святом месте у священной реки Кришна и представляющая собой древний центр поклонения как для индуистов, так и для буддистов.

 

 

 

1 Имеется в виду, конечно, что он сразу же достигает Шивалоки после смерти, минуя различные промежуточные уровни существования.

2 Десятый день месяца ашваюджа (сентябрь-октябрь), начинающийся минимум за две мухурты (96 мин.) до восхода солнца.

3 В совр. округе Кришна штата Андхра-Прадеш. .

4 Главной мантапы.

5 Здесь перечисляются различные эпизоды из традиционных жизнеописаний Будды.

6 Университет.

7 Празднованье свадьбы Бога и Богини.   

 

 

 

 


А.П. Ольшевский «Традиция тантрического шактизма» Гимн Сарасвати из «Брахма-вайварта-пураны» (перевод с санскрита Шугриной Ю. С.)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту