Реклама

 






Моргаон (из цикла «Легенды индийских храмов») Виктор Костецкий «Музыкальный звук в аспекте апперцепций культуры»

Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Чезерла (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Деревня Чезерла находится в 15 милях западнее Нарасараопета в округе Гунтур штата Андхра-Прадеш. Деревня расположена на равнине и окружена грядой невысоких каменистых холмов, скрываясь среди низкорослых джунглей. Местный храм посвящен Господу Шиве. Храмовое божество называют «Капотешвара», по знаменитой истории о Шиби, которая упоминается в Махабхарате. Там говорится, что он пожертвовал часть своей плоти орлу, который преследовал голубя (санскр. «капота»), чтобы спасти последнего от гибели.

 

Эта история присутствует не только в индуистской мифологии, но и в буддийских джатаках, которые описывают прошлые жизни Сиддхартхи, Будды. «Шиби-джатака» известна с очень древних времен и столь же священна для буддистов как пример шаранагата-ватсалы (нежной любви к тем, кто обратился к тебе за защитой), как для индуистов император Шиби является высшим образцом раджа-дхармы (долга царя), который предписывает царю защищать того, кто попросил его покровительства, даже ценой собственной жизни. Возможно, это единственный храм во всей Индии, посвященный Господу Шиве как Капотешваре. |||||

 

В прошлом вне южной стены, окружающей храм, стоял огромный баобаб, диаметр ствола которого достигал 56 футов, и ствол был совершенно полым внутри. В 1917 г. дерево погибло, а вплоть до того оно очень почиталось паломниками, которые посещали храм.

 

Храмовое божество представлено в виде лингама (линга-акара). Здесь Шиву почитают как Капотешвару, Который отдал часть Своего тела, чтобы спасти голубя, попросившего его о защите. Любопытно, что даже сейчас на лингаме можно видеть большие углубления, как если бы его части были выдолблены или вырезаны. Говорится, что это те самые места на теле, откуда Господь вырезал Свою Собственную плоть, чтобы спасти жизнь Капоте. Утверждается, что это изображение калевары (тела) Шиби с отсеченной головой, и на верху лингама все еще существуют два больших вертикальных углубления. Одно из этих углублений помогает отводить воду, которой совершается абхишека, в неизвестное место, и даже в наши дни оттуда доносится запах сырого мяса и крови, потому что присутствие Господа здесь очень выраженно.

 

Этот храм обладает для нас огромным значением с точки зрения архитектуры. Как известно, существуют три вида храмовой архитектуры: нагара, весара и дравида; вимана над главным святилищем этого храма является единственным архитектурным произведением, в котором можно увидеть характерные черты всех трех. Храм в Чезерле представляет собой исключительно редкий для Индии образец архитектуры и имеет абсидный план. Этот абсидный план и здания с цилиндрическим сводом определяются в васту-шастре как «хасти-праста», или «спина слона». Первоначально это были буддийские чайтьи, которые были приспособлены для нужд индуистского поклонения постройкой внутренних стен и верхних этажей, чтобы отделить гарбха-гриху от остального здания. Задняя часть храма имеет форму абсиды, и в ее центре находится белый мраморный лингам. То, что храм Шиби священен и для буддистов, и для индуистов, и построен в уникальном стиле, который соответствует и модели залов-чайтья, и правилам шильпа-шастры, определенно доказывает, что храм появился в период взаимной терпимости между индуизмом и буддизмом. Это находит дальнейшее подтверждение в знаменитой надписи в храме, сделанной Сатсабхамаллой, сыном Аваниталантавати Махадеви, дочери царя Кандары из царского рода под названием «Ананда-готра». Семейная линия Кандара известна мало, и ее представители правили ок. 4-го или 5-го века н. э. Так что вышеуказанная надпись показывает, что по крайней мере в 5-м веке нашей эры храм уже существовал.

 

С этим храмом, который является одним из известнейших мест Андхра-Прадеш, связано немало древних преданий. Интересна следующая легенда, касающаяся происхождения храма.

 

В Кашмире, одном из крупнейших и богатейших царств древней Индии, мирно и справедливо правил царь Шиби-чакраварти, сын Мандхаты и внук махараджи Яяти, знаменитых царей времен Махабхараты. У Шиби было два брата, которых звали Мехадамбара и Джимутавахана. Однажды Мехадамбара попросил у Шиби разрешения отправиться в паломничество по всем святым местам, святилищам и рекам Южной Индии. Царь был очень доволен благочестием своего брата и не только с радостью дал разрешение, но и распорядился, чтобы Мехадамбару в его паломничестве сопровождала свита из тысячи пятисот человек. Мехадамбара посетил ряд святых мест и тиртх и в конце концов пришел в место под названием «Черум-чорла», где в пещерах горы Девараконда совершало тапасью много йогинов. Мехадамбара был так тронут их благочестием, что остался в этом месте и проводил время в сатсанге с ними. Таким образом он утратил всякий интерес к мирским делам, сам отрекся от мира и посветил всего себя йоге и тапасье. Некоторое время спустя он умер, и его тело было похоронено на вершине горы. Благодаря его тапасье, его тело стало нетленно и превратилось в лингам. Люди, которые видели это, построили вокруг лингама храм и назвали лингам «Мехадамбешвара». Свита принца, которая сопровождала его в паломничестве, возвратилась в Кашмир и рассказала о случившемся царю Шиби.

 

Рассказ очень опечалил царя, и он обсудил новости со своим младшим братом. После этого Джимутавахана с равной по численности свитой отправился в путь, чтобы как-то возвратить своего брата. Проведя много дней в пути, Джимутавахана достиг Черум-чорлы, и когда убедился, что его брат превратился в лингам, то решил последовать по его стопам. Он отпустил свою свиту и в качестве йогина предался тапасье. Сила его аскезы была так велика, что его тело достигло Кайласы.

 

Свита снова вернулась в Кашмир и сообщила царю Шиби, что его брат Джимутавахана последовал тем же самым путем, что другой его брат Мехадамбара. Из-за потери обоих своих братьев царь погрузился в глубокую скорбь и передал управление царством своим министрам, которым было приказано усердно править государством несколько месяцев, чтобы он сам смог посетить то место.

 

В конце концов царь достиг Черум-чорлы и, увидев «линга-шарирам» своего брата, решил совершить сотню яджн, поскольку место было настолько святым, что, по его мнению, лучше всего подходило для подобного ритуала. Если верующий совершает сотню яджн, заслуга, которую он обретает благодаря этому, позволяет ему достичь мира Брахмы. Поэтому боги решили испытать, в самом ли деле царь Шиби благочестив и непоколебим в своей вере, и обладает ли он достаточной самоотверженностью, чтобы быть допущенным в царство богов.

 

Три бога, Брахма, Рудра и Вишну, спустились на Бху-локу (наш земной мир), в место, известное как «Рупанагунтла», которое получило такое название потому, что здесь три мурти явили себя миру смертных. Затем Господь Шива обратился в охотника, Господь Брахма – в стрелу, а Господь Вишну – в птицу «капота-пакши» (голубь). Господь Шива как охотник со стрелой побежал и подпрыгнул, стремясь попасть в птицу. Но птица быстро взлетела и села на руки царю Шиби, прося у него защиты. В это время Шиби выполнял свою сотую яджну. Тогда к царю Шиби подошел охотник и сказал: «Мой господин, я охотник и, согласно моей дхарме, питаюсь плотью птиц и зверей. С самого утра я преследую птицу, которую ты только что взял под свою защиту. Я голоден и хочу пить, а поскольку, согласно моей дхарме, я питаюсь мясом, отдай мне, пожалуйста, эту птицу, чтобы я мог убить ее и съесть». Царь Шиби ответил, что его раджа-дхарма обязывает его брать под защиту любое существо, которое попросит об этом, и что он не может отдать птицу. На это охотник сказал, что царская дхарма и его свадхарма вошли в противоречие друг с другом, и попросил царя самому разрешить его. Царь признал, что требование охотника справедливо, и сказал ему, что не оставит свою дхарму, но в то же время не допустит, чтобы охотник страдал от голода, а потому, в качестве компромисса, отдаст кусок своей собственной плоти, равный по весу птице. После этого Шиби поместил птицу на одну чашу весов, а затем стал мечом отрезать куски собственной плоти и бросать на другую чашу. Поскольку боги решили испытать искренность царя, сколько бы плоти от своего тела ни отрезал Шиби, она не могла сравняться в весе с птицей. Тогда царь Шиби достал длинный нож, разрезал свое тело на две части и положил половину на весы. Тогда три Господа – Брахма, Рудра и Вишну – приняли свой подлинный облик и появились перед Шиби. Они вернули его к жизни, а также восстановили его яджну. Господь Шиби пожелал для себя, а также для своей свиты, которая последовала за ним и вместе с ним претерпевала тяготы тапасьи, места на Кайласе. Он также пожелал, чтобы все их тела превратились в лингамы и вечно пребывали в святой Черум-чорла-кшетре. Господь Шива удовлетворил эти просьбы, и тела Шиби и его спутников превратились в лингамы. Вокруг лингама, в который превратился Шиби, был воздвигнут храм, который получил название «Капотешвара», поскольку Шиби отдал свою жизнь, чтобы защитить птицу капоту.

 

В подтверждение этой легенды до сих пор отмечают, что у белого мраморного лингама есть две большие дыры на верху и маленькие следы меча по бокам. Место Чезерла полно Шива-лингамов, и говорится, что они представляют лингакара-шариры (тела, принявшие образ лингамов) свиты Господа Шиби.

 

Главное святилище Господа представляет собой длинное апсидальное здание с цилиндрическим сводом. Пол храма находится ниже уровня двора. Имеется только один маленький вход спереди, который выходит на восток. Задняя часть здания имеет форму абсиды. В центре абсиды находится мурти Господа с двумя отверстиями на верху. В северной стене храма отсутствует отверстие для вытекания воды, которой совершалась абхишека, которое обычно есть в каждом шиваитском храме. Здесь этой цели служат два отверстия в самом лингаме, и вода, которой совершалась абхишека, стекает в неизвестное место.

 

Спереди к главному святилищу примыкает ряд залов, и в одном из них находится большая скульптура Нанди, взгляд которого направлен на вход. Вокруг главного храма существует ряд небольших святилищ, в каждом из которых имеется лингам. На северо-восточной стороне храма можно увидеть блестящий образец сахасра-лингама (тысячи лингамов), а на другой стороне храма имеется вырезанное из камня изображение сапта-матрик, или Семи Матерей.

 

Главный праздник в храме – Шива-ратри; другие праздники, которые обычно отмечаются в других шиваитских храмах, также празднуются здесь, но менее торжественно. Хотя этот храм находится в некотором отдалении от главной дороги, благодаря своим древности, архитектуре и святости, он до сих пор пользуется популярностью. Как уже говорилось выше, это, возможно, единственный сохранившийся в Индии храм Господа Шивы как Капотешвары. Также говорится, что в этом месте сила Господа особенно проявлена, и местные легенды утверждают, что любая молитва, произнесенная здесь с должными искренностью и чистотой, обычно не остается без ответа. 

 

 


Моргаон (из цикла «Легенды индийских храмов») Виктор Костецкий «Музыкальный звук в аспекте апперцепций культуры»
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту