Реклама
Виктор Костецкий «Музыкальный звук в аспекте апперцепций культуры» История о Ханумане и жемчужном ожерелье

Калахасти (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Калахасти (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Калахасти – город в округе Читтур штата Андхра-Прадеш и железнодорожная станция на участке РенигунтаГудур. В Калахасти находится храм, посвященный Господу Шиве, и город знаменит на весь Андхра-Прадеш как святое место и центр паломничества. Говорится, что в древности этот религиозный центр, расположенный между двумя крутыми холмами под названием Шрипурам и Муммидичолапурам, представлял собой часть Шеша-шайлы, или горы Меру. Калахасти находится всего в тридцати милях по шоссе от Тирупати, и до него можно легко добраться по дороге от Гудура на железнодорожной линии Мадрас – Виджаявада. Храм в Калахасти знаменит и вплоть до наших дней привлекает тысячи паломников и верующих. |||||

 

Храм и город расположены посреди прекрасного природного ландшафта. С одной стороны города протекает река Суварнамукхи, а его другую сторону опоясывает гряда холмов. Огромный и прекрасный храм окружен величественными гопурамами.

 

Шива-лингам в Калахасти является одним из пяти верховных лингамов, представляющих пять великих стихий. Они установлены в пяти великих кшетрах. Эти кшетры посвящены пяти стихиям, а именно воде, огню, воздуху, эфиру и земле. Говорится, что в этой кшетре установлен ваю-лингам. В доказательство вышесказанному в гарбха-грихе храма вплоть до наших дней можно видеть мерцающий светильник, хотя там нет никакого отверстия для воздуха. Считается, что это является знаком присутствия стихии ваю, с которой связан храм. Панча-бхута-кшетры суть Канчипурам, представляющий притхви, или землю; Джамбукешвара, представляющий аппу, или воду; Аруначала, представляющая теджас, или огонь; Шри Калахасти, представляющий ваю, или воздух; и Чидамбарам, представляющий акашу, или эфир.

 

Говорится, что в древности храмовый лингам почтили паук, змея и слон. Паук поклонился Господу, свив вокруг него паутину, змея – поместив на него драгоценный камень1 и слон – полив лингам водой из своего хобота. Говорится, что силой своей преданности Господу эти трое достигла мокши в храме. Знаки этих трех до сих пор можно найти на центральном лингаме, который, как и древний Нанди перед ним, белого цвета, и потому считается сваямбху (нерукотворным).

 

Река Суварнамукхи поворачивает в Калахасти на север, и ее воды почти касаются западной стены храма. Главный вход в храм расположен с юга, хотя божество установлено лицом на запад.

 

Пураны объясняют отождествление Калахасти с горой Меру тем, что, в результате состязания между Ади-Шешей, богом змей, и Ваю, богом воздуха, от горы Меру отделились и упали в разных местах три глыбы. Одним из этих мест был Калахасти. Другие места – это Тируччираппалли на Юге и Трикомали на Цейлоне. Таким образом, поскольку Калахасти является куском, отколовшимся от горы Меру, говорится, что он образует часть последней, хотя географически гора Меру и Калахасти находятся очень далеко друг от друга.

 

С двух сторон от Калахасти находятся два священных холма. На северном холме расположен храм Дургамбы, а на южном – святилище Каннабешвары, построенное в память о мудреце Каннаппе, который пожертвовал Господу свой глаз и хотел пожертвовать второй, но ему не позволил это сделать Сам Господь. К западу от холма Калахасти расположен храм Калахастишвары. С двух сторон от святилища находятся величественные гопурамы. Во втором дворе храма есть подземное помещение, в котором поклоняются Господу Ганапати, известному здесь как «Патала-Винаяка». Говорится, что это святилище, расположенное в тридцати футах под поверхностью земли, обозначает уровень реки, которая протекает рядом. Средневековые скульптуры мудреца Каннаппы, Шакти-Винаяки, а также бронзовые фигуры наянаров, или шиваитских святых в храме очень красивы.

 

Южнее, на склоне Холма Каннаппы, находится небольшое святилище, посвященное Брахме, в котором мы можем видеть лингам, украшенный изображением четырех ликов, направленных в четыре стороны света. Рядом расположены большие камни, покрытые барельефами на темы шиваитской мифологии. Святилище Маникантешвары, которое также расположено рядом, имеет очень древнее происхождение и содержит важную надпись. Высеченная в скале мантапа к юго-востоку от этого храма называется «Маниганниагаттам», в память о женщине, которая была здесь благословлена святой Тарака-мантрой Самим Господом Шивой, Который нашептал ей ее в правое ухо. Даже в наши дни благочестивые люди приносят сюда своих умирающих родственников и кладут их на правый бок ухом к земле. В момент смерти тело переворачивают на левый бок, позволяя душе покинуть тело через правое ухо.

 

Возникновение храма относится ко временам глубокой древности. Мы находим упоминание Калахасти в «Сканда-пуране». Там говорится, что это место посетил в ходе своей тиртха-ятры (паломничества по святым местам) Арджуна. Он поклонился Калахастишваре Свами и посетил великого мудреца Бхарадваджу-махарши на вершине холма под названием «Кайласа-гири». От мудреца Арджуна услышал о величии этого места и святости реки Суварнамукхи.

 

Историческое упоминание этого храма встречается в труде Наккирара, который жил в третьем веке до н. э., в течение периода последнего тамильского Сангама. Он воспел это место в изысканной поэзии, в которой называл его «Южным Кайласом». Четыре великих шиваитских святых, а именно Самбандар, Аппар, Маниккавасагар и Сундарамурти, посетили Калахасти в ходе своих паломничеств и воспели славу Господа Калахастишвары. Тамильские святые более позднего времени, а именно Паттинатхар и Шри Рамалинга Свами из Вадалура, также посещали это место и воспели Господа Калахастишвару.

 

Ади-Шанкара, великий религиозный реформатор, который восстановил в этих землях шесть путей (шанматха)2, в своей знаменитой мистической поэме «Шивананда-лахари» особо воспел Шри Каннаппу-наянара.

 

Храм был построен у подножия Кайласа-гири царями из династии Паллава и позже Тондаманом Чакраварти3. Цари из династии Чола провели здесь большие реставрационные работы и построили основной храм. В одиннадцатом столетии Кулоттунга Чола, великий царь из династии Чола, лично руководил возведением гали-гопурама, главного входа, обращенного на юг. В двенадцатом столетии царь Виранарасимха Ядаварая построил существующие поныне внешние пракары и четыре гопурама, связавших четыре входа в храм. Позже правители Виджаянагара построили при храме мантапы, и из надписи Кришнадевараи мы узнаем, что в 1516 году он построил мантапу о ста колоннах и гали-гопурам, выходящий фасадом на восток. В 1529 г. Шри Ачьюта Деварая из виджаянагарской династии короновался в присутствии Господа Калахастишвары. Это было сделано до того, как он в третий и последний раз прошел эту церемонию в столичном городе Виджаянагаре. Наконец, в 1912 г. Натукоттаи Четтиары из Девакоттаи, известные своей благотворительностью, придали храму тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. На это они потратили почти девять лакхов4 рупий.

 

Главный вход в храм начинается от Бикшала-гали-гопурама. Рядом с главным входом находится обращенный фасадом на восток храм Каши-Вишванатхи Свами5 и Аннапурны. Миновав его, мы попадаем в храмовую пракару под названием «Бала-гьянананда-гопурам». Рядом с этим местом находится храм Патала-Ганапати. На территории храмового комплекса имеются два пруда под названием «Сурья-пушкарани» и «Чандра-пушкарани», и рядом с этими «пушкарани» расположен храм Сурья-Нараяны6. Вблизи западных ворот находится храм Субрахманья Свами, а также Садьомукти-Ганапати. Рядом расположены Кришнадеварая-мантапа, Джалакоти-мантапа, Палагар-мантапа и т. д. С южной стороны к ним примыкает дорожка, которая ведет к Бхарадваджа-ашраму, Холму Каннаппы и храму Маникарники.

 

Главные ворота храма выходят точно на юг, и это ясно доказывает, что храм посвящен Дакшинамурти, проявлению Господа Шивы. Войдя в храм, мы затем находим к западу от нас храм Вигхнешвары. Имеются также статуи Аппара, Сундарара и Маниккавасагара, знаменитых шиваитских святых-наянаров. Затем идет в высшей степени почитаемое святилище Шри Калахастишвары, и прямо перед главным входом в него находится изображение Каннаппы. В этом храме также имеется много редких изображений, таких как Валлабха-Ганапати, Махалакшми-Ганапати и Сахасралингешвара Свами.

 

Главный лингам находится на возвышении и имеет форму слоновьего хобота с бивнями по обе стороны; у основания лингама находится изображение паука. Если смотреть на лингам сверху, он кажется похожим на змею с пятью клобуками. Паук носит имя «Шри», змею называют «Кала», а слона – «Хасти». Вместе эти три слова дают название «Шри Калахасти».

 

С этим храмом связано много легенд, одна из которых гласит, что в Крита-югу пуджу главному лингаму совершили паук, змея и слон. Паук сплел вокруг лингама паутину, чтобы защитить его от солнца и дождя, слон своим хоботом брал воду из реки и совершал абхишеку, а змея поклонялась Господу своим клобуком.

 

Легенда утверждает, что змея не знала о поклонении паука и слона. Однажды во время пуджи змея нашла около Господа несколько листьев бильвы и немного воды для абхишеки. Поэтому она подумала, что некто нанес Господу оскорбление, и потому обвила Господа, чтобы выследить кощунника. На следующий день слон как обычно пришел с водой в хоботе, чтобы совершить пуджу. Думая, что слон оскверняет лингам, змея ужалила его в хобот. Не в силах справиться с болью, слон ударил хоботом о лингам и убил змею и паука; не в силах превозмочь боль, слон умер сам. Довольный их преданностью, Господь Шива даровал мукти всем трем, и с тех пор кшетра называется «Шри Калахасти». Лингам также несет в себе черты всех трех.

 

С Калахасти связана другая очень интересная и проникнутая духом преданности легенда, а именно, история великого шиваитского бхакты по имени Каннаппа. До того как стать святым, Каннаппа был охотником и носил имя «Тиннаппа». Он жил в лесу и охотился на животных. Он был великим бхактой Господа, и обычно подносил Господу плоть животных, сначала убедившись, достаточно ли она хороша для такого подношения. Однажды, чтобы испытать его искренность и преданность, Господь сделал так, чтобы казалось, что из глаза лингама течет вода. Тиннаппа решил, что кто-то причинил Господу вред, и сразу же не раздумывая вырвал собственный глаз и поднес Господу вместо того, из которого капала вода. Вода из глаза Господа тут же перестала течь. Через некоторое время Тиннаппа заметил, что другой глаз Господа также поражен. Он тут же вырвал и свой второй глаз, чтобы поднести его Господу, как он сделал с первым. Поскольку, лишившись обоих своих глаз, он ослеп и не мог точно определить, где находится глаз Господа, он поставил левую ногу на то место, где должен был быть глаз Господа, чтобы найти его точное местонахождение и заменить своим. В это время Господь, довольный его преданностью, даровал ему Свой даршан и вернул ему зрение, а также дал ему имя «Каннаппа», т. е. тот, кто отдал свои глаза Господу. Довольный его преданностью, Господь также повелел, чтобы Каннаппа всегда находился возле лингама. Поэтому мы видим около лингама статую Каннаппы, и пуджи совершаются сначала ему и лишь затем Господу. На вершине холма существует другой храм Каннаппы-наянара.

 

Богиню почитают в Калахасти под именем «Джнана-Прасаннамба», и Ее считают сестрой Господа Венкатешвары из Тирупати. Ее называют Джнана-Прасаннамбой потому, что Она наделяет тех, кто поклоняется Ей, джнаной (гьяной), или духовным знанием. Она была первой, кто раскрыл Индре, царю богов, природу Парабрахмана, и потому получила такое имя. Короткая история, связанная с этим, приводится в «Джнана-упанишаде».

 

Калахасти и холм Кайласа-гири упоминаются в пуранах. Согласно «Сканда»-, «Шива»- и «Линга-пуранам», изображение Шри Калахастишвары было принесено Брахмой, творцом Вселенной, с горы Кайласы как дар от Всевышнего Господа (Ишвары). Согласно наставлениям Господа, Брахма хранил у себя божество Господа и поклонялся ему, так что, благодаря своему поклонению, он смог вспомнить способ сотворения Вселенной, который ранее забыл. Поэтому холм получил название «Кайласа-гири».

 

В стхала-пуране Калахасти ясно говорится, какие риши поклонялись какому лингаму в каждую четырех юг, чтобы достичь освобождения. Стхала-пурана утверждает, что когда Брахма, творец, начал совершать аскезу в присутствии этого лингама, Господь Шива покинул Кайласу и поселился в этом изображении. Богиня Парвати, оставшись одна, также пришла к этому лингаму и начала совершать пуджи и аскезы. В течение этого периода Ей прислуживала Дурга. Когда Брахма и Парвати завершили свою аскезу, Господь Шива даровал им Свой даршан. Дурга, служанка, также получила благословение и, согласно Своему желанию, превратилась в Богиню. С тех пор один из холмов в Калахасти носит название «Холм Дурги». Два раза в год – на девятый день Маха-Шива-ратри и на Макара-санкранти – Господа и Богиню выносят в процессии из храма.

 

В районе холмов Кайласа-гири известны и почитаются следующие тиртхи: 1) Харахара-тиртхам в трех милях от Калахасти; 2) Калинга-тиртхам в пяти милях к востоку от Калахасти; 3) Сахасра-линга-тиртхам в пяти милях юго-западнее Калахасти; 4) Маркандея-тиртхам в шести с половиной милях от Сахасра-линга-тиртхам; 5) Маюра-тиртхам, названный по Маюре-махарши; 6) Бхарадваджа-тиртхам в трех с половиной милях от главного храма; 7) Нарада-тиртхам в центре города; 8) Сарасвати-тиртхам, которая, как утверждается, обладает способностью даровать немым речь, если они в течение сорока дней принимают в качестве прасада воду из этой тиртхи; 9) Шука-тиртхам, названная так в честь Шуки-махарши; 10) Брахма-тиртхам; 11) Маникарника-тиртхам; и 12) Таттва-пракаша-тиртхам.

 

Река Суварнамукхи также прославляется в пуранах. В пуранах утверждается, что эта священная река была принесена на землю махарши Агастьей. Это вечная река. Ее также называют «Уттара-вахини»7, так как в этом месте она течет с юга на север, что является редким феноменом. Утверждается, что, приняв омовение в этой реке, Господь Индра освободился от проклятия махарши Гаутамы. Также говорится, что Наккирар, великий тамильский поэт эпохи Сангама, приняв омовение в этой реке, излечился от тяжелой болезни.

 

Вплоть до нашего времени к главному лингаму в святилище запрещено прикасаться даже священнику. Абхишеку лингама совершают панча-карпурой, или камфарой, смешанной с водой, молоком и панчамритой. Говорится, что лингам является сваямбху, или нерукотворен, и потому его не должна касаться рука человека. Даже вышеупомянутую панчамрита-абхишеку могут совершать только священники, принадлежащие к Бхарадваджа-готре и следующие «Апастамба-сутре», которые прошли предписанную дикшу (посвящение) в храме. Цветы, сандал и священный шнур подносят только утсава-мурти8, но не главному лингаму.

 

Главный праздник в этом храме – Маха-Шива-ратри, который продолжается десять дней в феврале/марте. Пятый день празднования соответствует собственно Шива-ратри. В это время паломники принимают омовение в реке, бодрствуют всю ночь и воздерживаются от еды всю ночь и весь день накануне. Другой большой праздник бывает на третий день Макара-санкранти, когда божество проносится в процессии вокруг холмов, проделывая путь примерно в двенадцать миль. Всего в течение года в храме отмечается восемьдесят пять праздников.

 

 

1 В древнеиндийской мифологии змеи связывались с драгоценными камнями.

2 Шесть направлений индуизма или, в данном контексте, скорее, системы поклонения шести божествам: Шиве, Вишну, Шакти, Ганеше, Сурье и Кумаре (Сканде; последний вид поклонения особенно популярен в Южной Индии).

3 Одним из местных правителей.

4 Лакх – сто тысяч.

5 Т. е. Шивы как владыки Вселенной, почитаемого в городе Каши (Бенаресе).

6 Т. е. бога солнца.

7 Текущая [на] север.

8 Божество, которое выносят из храма во время праздничных процессий.   

 

 

 

 

 


Виктор Костецкий «Музыкальный звук в аспекте апперцепций культуры» История о Ханумане и жемчужном ожерелье
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту