Глава сорок третья. Кали обретает Хару Глава сорок пятая. Повесть об Ардханаришваре

Глава сорок четвертая. Свадьба Кали и Хары

Маркандея сказал:
 
Выслушав слова Шамбху, Дочь гор ликующая
Подумала, что заполучила она, красавица, Шамбху в любимые мужья. (1)
Тогда промолвила она Шанкаре, обращаясь к своей наперснице,
Так чтобы слышал ее слова услышать их желающий Шанкара: (2)
«Праведные люди существуют, не нарушая границ благопристойности.
В соответствии с предписаниями Хара пусть примет мою руку, Шанкара. (3)
Отцом выдается замуж дева, но не подвижничеством70.
И даже если выдана подвижничеством я, меня отец пусть отдаст. (4)
Поэтому, испросив позволение у отца [моего] Химавана, владыки гор,
Следуя свадебному обряду, пусть руку мою примет Хара. (5)
 
Маркандея сказал:
 
Произнеся такие слова, умолкла Кали, охваченная стыдом,
А Хара же как правдивые, верные и достойные исполнения воспринял слова её. (6)
После этого вместе с ганами Шамбху сделал своим обиталищем
Склон горы, где снизошла Ганга, как прежде, так и сейчас. (7)
Кали же вместе с подругами возвратились в отчий дом,
И она, стыдливая и целомудренная, даже не могла взглянуть на лица старших. (8)
Между тем о Семи мудрецах во главе с Маричи71
Вспомнил Венчанный Луной, дабы просить за Кали. (9)
И как только Враг Маданы вспомнил о них, Семь мудрецов в тот же миг,
Как будто побуждаемые кем-то, в его присутствие явились. (10)
Тех мудрецов увидел Шамбху, блистающих, словно семь огней,
И целомудренную Арундхати рядом с Васиштхой увидел он. (11)
Увидев Арундхати подле Васиштхи,
Он решил, что взятие жены есть долг, которым даже мудрецам не следует пренебрегать72. (12)
Затем все мудрецы, воздавая почести Быкознаменному,
Вспоминанием вызванные, молвили ему на радостях приятное: (13)
 
Риши сказали:
 
Тот чистый образ [твой], что воочию видится, подобный Луне, полумесяцем украшенный73,
В сердце тот созерцают мудрецы и зрят благодаря счастливой доле достигшие освобождения. (14)
Объект мудрости и объект созерцания, постоянно должен он, самосветящийся, созерцателями созерцаться.
Всегда достижима через йогу та природа Шамбху возвышенная. (15)
Зрительное восприятие лишь даже верхней части ее, Солнцу подобной, к спасению ведёт.
Этот образ есть Шарвы вечное вместилище, с преданностью должное
восхваляться, так поклонение же тому телу Шамбху. (16)
[Тот], который блистает с самого начала, который, расположенный на левой стороне [тела], ведущим [к пробуждению],
Тот пусть [побудит] нас к достижению собственных целей, рожденных мощью Хары из его чела. (17)
[Тот], кто является Прадханой, наделенным саттвой, раджасом и тамасом74,
Пурушей всех миров, тот Хара пусть будет милостив к нам. (18)
 
Маркандея сказал:
 
Так восхвалив Владыку богов, мудрецы, смиренно склонившись,
Спросили: «Ради чего ты вспомнил о нас, то нам скажи!» (19)
Выслушав их слова, Шанкара, как будто улыбаясь,
Рек тем мудрецам, обращаясь к каждому из них по отдельности. (20)
 
Владыка сказал:
 
На благо всех миров, ради собственного наслаждения
И рождения потомства я желаю взять себе жену. (21)
Окажите же мне помощь сейчас,
Ради меня за Кали просите у Химавана. (22)
Великим подвижничеством Кали легко заполучила меня в мужья,
Однако я возьму её [в жены] в соответствии с предписаниями, поэтому просите [за нее] у Горного [царя]. (23)
Так чтобы сам Горный [царь] возжелал отдать Кали,
Так сделайте, ведь красноречием вы наделены. (24)
 
Маркандея сказал:
 
Выслушав Хару, мудрецы направились в обитель Царя гор.
Удостоенные им почестей, обратили они речь и Горному [владыке]: (25)
«[Тот] бог, Венчанный Луною, который считается Богом богов,
Могущий налагать проклятие и даровать милость, который один является господином миров, (26)
Который губит все миры при наступлении пралайи,
Дарующий преданным вибхути75, принимающий различные пленительные облики, (27)
Он твою дочь Кали желает взять в жены.
Если видишь ты в нем достойного жениха для твоей дочери как равного ей, (28)
Тогда отдай дочь Кали Луною Венчанному, о Горный [царь]!»
После того как они сказали это, Повелитель гор, то, что это ему по сердцу (29)
И дочери приятно, поняв, обрел радость от их добрых слов
И сказал [в ответ] открыто: «Вашим явлением (30)
Я очищен, о тигры среди мудрецов, и исполнено желание мое.
Отдам Шамбху дочь я по вашей просьбе. (31)
Прежде вершила она подвижничество с мыслью обрести Владыку в качестве мужа.
Творцом это предопределено, и кто изменить это в силах? (32)
Кто, окромя Хары, за мою дочь просить достоин?
На Харою принятую, кто другой на нее посягнуть может? (33)
И она, Хару приняв в сердце, никого другого не возжелает».
Произнеся также слова, вместе с Меною дочь отдать Шамбху (34)
Обещал он, и отпущенные им, они вернулись к Махешваре.
Придя, все мудрецы во главе с Маричи, о дваждырожденные, (35)
Что молвил Царь гор, то Врагу Маданы пересказали:
«Химаван дочь тебе отдать готов, о Хара. (36)
Что тебе теперь подобает делать, то и соверши,
Нам же позволь удалиться, о Хара, в собственную обитель!» (37)
Узнав, что его цель достигнута, Хара на радостях их отпустил,
Обратившись должным образом к каждому из мудрецов: (38)
«На [мою] свадьбу с Кали приходите!»
И после этих слов Хары риши пообещали [ему это] и удалились. (39)
Вследствие глубокого расположения друг к другу они приходили и уходили,
И Хара побудил [Царя] гор назначить время свадьбы (40)
На пятый день светлой половины месяца мадхава, четверг,
Когда луна находится в [созвездии] Уттара Пхалгуни, а солнце – в [созвездии] Бхарани76. (41)
Туда явились мудрецы во главе с Маричи,
Когда Хара подумал о них, а также Брахма и все прочие боги, (42)
Все хранители мира77 и мудрецы, богатые подвижничеством,
Шакра вместе с Шачи, Брахмани и остальные матери78, (43)
Божественный риши79 Нарада пришел туда, сын Брахмы.
Сопровождаемый этими спутниками, а также своими ганами, (44)
По свадебному обряду Хара взял [в жены] Дочь гор.
На свадьбе Дочери гор и Шамбху змеи, которые покрывали восемь тел [Шамбху]80, (45)
Те обратились в золотые украшения.
[Сам] Хара стал двуруким, а [его] спутанные волосы стали расчесанными. (46)
Полумесяц, находящийся на его лбу, засиял лучами, (47)
А тигровая шкура превратились в разноцветную одежду, о дваждырожденные,
Пепел же от коровьего навоза стал сандаловой пастой с Малайских [гор]. (48)
Светлый телом Хара принял изумительный облик.
Тогда боги, гандхарвы, сиддхи, видьядхары и ураги (49)
Исполнились чрезвычайного удивления, увидев Хару в таком обличье.
Химаван был рад вместе с сыновьями и Меною, (50)
И родичи его были зачарованы, глядя на такого Хару.
И следующее Брахма изрек, Хару увидев прекрасного: (51)
«Оттого что прекрасный облик его несет всем счастье, о боги,
Поэтому Благой этот в мирах будет известен как Шива81. (52)
И кто будет помнить Махешвару в таком [облике] вместе с Умой,
Тому будет благо и желания его исполнятся. (53)
Таким образом Кали, Махамайя, Йоганидра, Матерь мира,
Прежде бывшая Дакшаяни, позже стала Дочерью гор. (54)
Хоть и сама способна была целомудренная Кали привлечь к себе Хару,
Но тем не менее суровому подвижничеству предавалась Благая ради благополучия мира,
И так подчинила власти своих чар Калика Луною Венчанного. (55)
Ныне все рассказано о том, как Сати оставила тело,
И о том, как став дочерью Химавана, вновь обрела Махешвару. (56)
[Того], кто прославляет эти благие деяния Калики, о дваждырожденные,
Ни заботы того не снедают, ни болезни, и живет он долгую жизнь. (57)
Это очищающее, величайшее [повествование], процветание увеличивающее,
Хоть единожды услышав, [человек] идет в мир Шивы. (58)
Кто на шраддхе возвещает брахманам о великих деяниях Калики,
Предки того кайвалью обретают, без сомнения. (59)
Если кто-либо возвещал о них в присутствии брахманов,
Туда сам Шива, придя, слушает вместе с Майей. (60)
Итак, поведано вам доброе [повествование], все грехи уносящее.
Если о чем другом вы желаете слышать, о том просите, о праведнейшие! (61)
 
 
Так в Калика-пуране заканчивается сорок четвертая глава, называющаяся «Свадьба Кали и Хары».
 
 
Примечания
 
70) 44.4 (а). Отцом выдается замуж дева, но не подвижничеством (pitR^idattА
bhavet kanyA tapodattA bhaven nahi) — уже во времена Ригведы друзья
жениха приходили к отцу невесты, которому делали формальное
предложение. Позднее, согласно Нарада-смрити, не только друзья жениха, но
и сам жених приходил к отцу невесты для формального договора о свадьбе.
Вероятно, в средние века обычай прихода самого жениха к отцу невесты
перестал практиковаться и вместо этого к отцу невесты приходил его отец со
сватами для заключения договоренности о браке от имени своего сына
(Пандей, с.175). Здесь роль сватов играют Семь мудрецов, см. 44.9(а).
 
71) 44.9 (а). о Семи мудрецах во главе с Маричи (sapta marIchi-pramukhAn
munIn) - Семь мудрецов это весьма популярная в индийской мифологии
группа персонажей божественного происхождения. Часто в этой группе
объединяются «мыслью рожденные» сыновья Брахмы, позднее в ее состав
включают великих мудрецов. Имена членов этой группы сильно варьируются
в различных текстах. В индийской астрономии название Семь мудрецов
носит созвездие Большой Медведицы, со звездами которой они
отождествляются (Темкин, Эрман, с.263).
 
72) 44.12. Увидев Арундхати подле Васиштхи, / Он решил, что взятие жены
есть долг, которым даже мудрецам не следует пренебрегать (arundhatIM
tato dR^iShTvA vasiShThasya samIpataH / mene yoShid-grahaM dharmaM
munibhish cApyavarjitam) – Арундхати считается эталоном верной жены, с
которой связан миф о женах семи мудрецов (Махабхарата, III, 213 -215).
Богиня Сваха воспылала страстью к Агни, но не знает, как ее удовлетворить.
Когда Агни удаляется в лес, терзаемый желанием к женам семи мудрецов,
Сваха решает принять облик этих жен, пойти к Агни и ввести его в
заблуждение. Согласно версии Махабхараты, сначала она принимает облик
Шивы, супруги Ангираса, согласно же версии Матсья-пураны, Анасуйи,
супруги Атри. В чужом облике она предстает перед Агни и добивается своей
цели. Затем по очереди Сваха принимает облик жен других из семи мудрецов
и шестикратно соединяется с Агни, лишь только облик Арундхати, супруги
Васиштхи, особенно сильно преданной мужу, принять ей не удается. В итоге
жены мудрецов были оклеветаны и изгнаны своими мужьями, лишь
Арундхати осталась с Васиштхой. Затем они взошли на небо и стали
звездами Криттиками. А после того, как мудрецы узнали, что их жены
невиновны, они также взошли на небосвод и составили созвездие Семи
мудрецов (Большая Медведица). Близ этого созвездия мерцает и звезда
Арундхати (это звезда Алькор, принадлежащая к созвездию Большой
Медведицы (Махабхарата, 1987, с. 443 - 446, Мифы народов мира, т. 2, с. 420;
Темкин, Эрман, с. 180 - 181, 263).
Брак в Древней Индии был не только социальной необходимостью, но и
религиозной обязанностью, налагаемой на каждого человека. Он
рассматривался как жертвоприношение (Тайттирия-брахмана, II, 2.2.6), и тот,
кто не вступал в брачную жизнь, назывался не «имеющий
жертвоприношения». В Тайттирия-брахмане сказано: «Тот действительно не
имеет жертвоприношения, у кого нет жены» (II, 9.4.7). Брак имел еще
большее значение и святость, поскольку именно благодаря семейной жизни
можно заплатить долг предкам, произведя детей. Поэтому холостяки
удостаивались презрения. В анонимной цитате в комментарии Апарарки на
Яджнавалкью (1.51) сказано: «кто не имеет жены, будь ли он брахман,
кшатрий, вайшья или шудра, не пригоден для религиозного действа».
Подобное отношение к браку связано с социально-экономическими
условиями того времени и присуще другим древним народам, например
евреям, грекам и римлянам (Пандей, с.144-145).
 
73) 44.14(а). полумесяцем украшенный (chandra-khaNDopashobhi) – полумесяц,
украшающий чело Шивы, означает то, что он контролирует свой ум
(Шивананда, с. 29).
 
74) 44.18 (а). [Тот], кто является Прадханой, наделенным саттвой,
раджасом и тамасом (yaH pradhAnAtmakaH sattva-rajobhyAM tamasAnvitaH)
– индийских философов термином Прадхана означается первичная, сырая
материя или материальная природа, в отличие от духа. П. содержит в себе и
причину, и следствия; она вечна, неизменна, мать всей вселенной, сама
поддерживает себя, не имеет ни начала, ни конца; в ней разрешается все, что
происходит. По учению школы Санкхья, П. в бесформенном, не
модифицированном виде есть ни что иное, как три гуны, находящиеся во
взаимном уравновешении. Сами гуны не воспринимаются, а существование
их выводится на основании производимых ими следствий. Первое их
следствие называется саттва. Саттва есть то, что создает добро и счастье.
Второе следствие, раджас, представляет собой источник всякого действия.
Раджас вызывает возбуждение, удовольствие и беспокойство. Третье, тамас,
это то, что сдерживает действие и вызывает состояние апатии, ведущее к
невежеству и лености (Радхакришнан, т. 2, с. 230 – 231).
 
75) 44.27 (б). Дарующий преданным вибхути (yo vibhUti-prado) – вибхути или
сиддхи это мистические сверхспособности и силы, обретаемые в результате
упорных занятий йогой. Насчитывается восемь классических вибхути:
1.анима – способность уменьшаться до размеров атома;
2. гарима – способность становиться сверхтяжелым;
3.лагхима – способность делаться легче пушинки;
4.прапти – способность доставать всё, что угодно;
5.махима – способность становиться огромным;
6.ишитва – способность создавать из ничего или уничтожать без следа любые
предметы;
7.вашита – способность управлять материальными элементами;
8.камавасайита – способность принимать различные облики и даже представать
одновременно в нескольких телах.
 
76) 44.41 (б). Когда луна находится в [созвездии] Уттара Пхалгуни, а солнце
— в [созвездии] Бхарани (chandre chottara-phAlgunyAM bharaNyAdau sthite
ravau) — Бхарани это второе созвездие лунного зодиака, к нему принадлежат
2-я, 35-я, 39-я, 41-я Овна; Уттара Пхалгуни это девятнадцатое созвездие, к
нему относятся B, 93-я Льва (Бируни, с. 611), считается, что это созвездие
благоприятствует браку (Махабхарата 1992, с. 634).
 
77) 44.43 (а). хранители мира (dik-pAlA) –это четырехчленный, а позднее
восьмичленный или даже десятичленный разряд божеств, распределенный по
основным и промежуточным сторонам света как их покровители. Наиболее
распространенный список: Индра - восток, Варуна - запад, Яма - юг, Кубера
- север, Сурья - юго-запад, Сома - северо-восток, Агни - юго-восток, Ваю -
северо-запад, зенит – Брахма, надир – Вишну-Нараяна (Индуизм, с. 256).
 
78) 44.43 (б). Брахмани и остальные матери (brahmANyAd yAs tu mAtaraH) —
под «матерями» здесь подразумеваются шакти богов, это богини,
обладающие грозным, непредсказуемым характером. В ДМ (8.13-21)
описываются как отряд воительниц, произведенных богами до помощи Деви
в ее борьбе с Шумбхой и Нишумбхой. Их имена: Брахмани — шакти Брахмы,
Махешвари — Шивы, Каумари — Сканды, Вайшнави — Вишну, Варахи —
Варахи, Нарасимхи — Нарасимхи, Айндри — Индры. При этом облик и
атрибуты каждой шакти соответствует облику и атрибутам
соответствующего бога (ДМ 8.14). В других текстах количество Матерей
варьируется, от семи-восьми до шестнадцати и более (Индуизм, с.393;
Посова, с.136; Чондимонгол, с.218).
 
79) 44.44 (а). божественный риши (deva-R^iShir) – выделяется три вида риши,
провидцев и мудрецов: 1. брахманические – из числа брахманов; 2.
царственные – из числа кшатриев; 3. божественные, или мудрецы богов –
бессмертные существа, странствующие в различных сферах мироздания
(Махабхарата 1987, с. 614). К последнему разряду принадлежит и Нарада.
 
80) 44.45 (б). змеи, которые покрывали восемь тел [Шамбху] (sarpA ye 'ShTau
tanau sthitAH) – о змеях см. примечание к 43.70. Шива проявляется в восьми
«телах» или формах: пяти великих элементов (pR^ithivI – земля, Apas – вода,
vahni — огонь, vAyu — воздух, AkAsha — эфир), Солнца, Луны и брахмана
(Шивананда, с. 25).
 
81) 44.52. «Оттого что прекрасный облик его несет всем счастье, о боги, /
Поэтому Благой этот в мирах будет известен как Шива (sarvaM shivakaraM
yasmAt suvesham abhavat surAH / tasmAch chhivo 'yaM lokeShu
nAmnAkhyAto 'dhikaH shivaH) – многие атрибуты Шивы были присущи
ведийскому Рудре, божеству, персонифицирующему грозу, ярость, гнев, в
дальнейшем один из эвфемистических эпитетов Рудры — Шива («благой»)
стал основным именем бога, и наоборот, его прежнее имя Рудра — эпитетом
(Мифы народов мира, т.2, с.642).
 

 

 

 

 

Глава сорок третья. Кали обретает Хару Глава сорок пятая. Повесть об Ардханаришваре
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту