Стихи 42 - 48 Стихи 57 - 64

Стихи 49 - 56

49. Взгляд Твоих очей пронизает собою все (Вишала); несет благо (Кальяни); в своей нежной красоте не может быть превзойден голубыми лилиями (Айодхья); есть источник потока милости (Дхара); несравненно сладостен (Мадхура); исполнен неизмеримой радости (Бхогавати); несет избавление (преданным Ей) (Аванти); полностью превосходит множество других (городов) (Виджая), и, несомненно, достоин своих соответствующих имен. Так восторжествует же он!

 

Говорится, что взгляд Деви обладает восемью характерными свойствами, каждое из которых совпадает по своему названию с тем или иным великим городом. Эти восемь видов взгляда присущи всем женщинам. Говорится, что взгляд, известный как «Вишала», исполнен внутреннего цветения; тот, что известен как «Кальяни», полон удивления; взгляд «Айодхья» выражается в расширенных зрачках; взгляд «Дхара» указывает на праздность; взгляд «Мадхура» – это когда глаза слегка вращаются; «Бхогавати» – это дружелюбный взгляд; «Аванти» выражает невинность и «Виджая» – это косой взгляд. Эти взгляды Деви производят, соответственно, следующее воздействие: возбуждают, привлекают, умиляют, вызывают страстную влюбленность, смиряют, изгоняют злых духов, внушают враждебные чувства и причиняют смерть.

 

 

50. (Третий) глаз на Твоем челе красноват, (будто) под влиянием ревности (возникшей) при виде того, что два (других) Твоих, смотрящих вбок, (глаза,) подобные юным пчелам, в своей жажде вкусить девять рас (поэтических переживаний), не переставая смотрят на Твои уши, которые упиваются медом из цветов поэтических произведений.

 

Небесные и другие певцы и сказители, с безупречным выговором, беспрестанно поют славу Деви, и Ее уши постоянно наслаждаются сладчайшим медом их поэтических произведений.

 

Так как правый и левый глаза, благодаря своей близости к ушам, тоже получают его частицу, говорится, что третий глаз Деви из-за этого ревнует и, в результате, слегка краснеет.

 

 

51. О Мать! Твой взгляд исполнен нежности от любви к Шиве; полон презрения к другим людям; недоброжелателен, когда направлен на Гангу; выражает удивление (при виде) подвигов Гириши; полон ужаса (когда наталкивается на) змей (что украшают) Хару; затмевает красоту цветка лотоса; лучится радостью и весельем, когда направлен на Твоих спутниц, и исполнен милосердия ко мне.

 

Традиционная санскритская поэтика выделяет девять рас (поэтических переживаний): шрингара (чувственная любовь), бибхатса (отвращение), раудра (гнев), адбхута (удивление), бхаянака (ужас), вира (героизм), хасья (веселье, радость), каруна (сострадание, милосердие) и шанта (спокойствие, умиротворенность).

 

Все они, за исключением последней, присутствуют во взгляде Деви в порядке, упомянутом в этом стихе.

 

 

52. О прекраснейший бутон рода Царя гор! Два Твоих глаза, окаймленных ресницами, напоминающими перья, (почти) достигают ушей и нарушают душевный покой Разрушителя городов (Шивы), играя роль стрел Смары, прикрепленных к ушам.

 

Смара – Манматха, бог любви. Ему приписывается способность выводить из равновесия умы своих жертв с помощью своих цветочных стрел. Здесь глаза Деви сравниваются со стрелами Манматхи, а в качестве Ее жертвы указывается Ее супруг, Шива. Поэт многозначительно использует слово «пхала». Таким образом создается игра слов, поскольку оно означает и «плод», и «наконечник стрелы».

 

 

53. О Возлюбленная Ишаны! Три Твоих глаза, трех различных цветов, сияют влагой, будто заключая в себе три гуныраджас, саттву и тамас – (чтобы) снова сотворить (трех) богов – Друхину, Хари и Рудру, – когда их существованию приходит конец.

 

Три цвета – красный, белый и черный, которые обозначают три гуны – соответственно, раджас, саттву и тамас. Снова сотворить – здесь имеется в виду традиционное представление, согласно которому, во время великого растворения, когда инволюция вселенной достигает своей конечной точки, Тримурти также прекращает свое существование. Божества, составляющие его, вновь возрождаются, когда периоду растворения приходит конец, и Шива вместе с Шакти принимаются за новое творение.

 

 

54. О (Богиня, Чье) сердце всецело предано Пашупати! Своими глазами, исполненными доброты и сострадания, излучающими красное, белое и темное сияние, Ты воистину вызываешь очистительное (смывающее грехи) слияние трех священных рек – Шоны, Ганги и Тапана-танаи – чтобы очистить всех нас.

 

Тапана-таная – буквально «Дочь Солнца», т. е. река Ямуна.

 

 

55. О дочь Царя гор! Святые (мудрецы) говорят, что мир уничтожается и появляется вновь одновременно с тем, как Ты закрываешь и открываешь Свои глаза. Я же полагаю, что Твои очи никогда не мигают, (ибо Ты постоянно) спасаешь от уничтожения всю вселенную, которая возникает благодаря тому, что Ты размыкаешь их.

 

Здесь Деви изображается вечно бодрствующей. Чтобы вселенная не превратилась в развалины, Ей приходится никогда не смыкать Своих очей, в качестве Божественной Матери проявляя, таким образом, заботу о благополучии Своего дитя – мироздания.

 

 

56. О Апарна! (Блестящая) рыба шапхарика постоянно прячется под водой, не мигая из-за страхе перед предательским взором Твоих глаз, расположенных очень близко к Твоим ушам. Точно так же на рассвете, когда голубая лилия затворяет свои подобные дверям лепестки, богиня красоты оставляет ее, чтобы вновь водвориться (внутри нее) с наступлением ночи.

 

Глаза Деви напоминают и рыбу шапхарику, и голубую лилию. Пуская в ход свое воображение, поэт ярко живописует нам ситуацию, о которой читаем в этом стихе. Говорится, что рыбы, которые вечно бодрствуют, ищут убежища в морских глубинах вследствие того, что страшатся, как бы их соперники – глаза Деви, которые расположены очень близко к Ее ушам, – не передали никаких сплетен о них. Подобным же образом, лилии теряют свою красоту на рассвете, когда их лепестки закрываются, и являют всю свою красоту с наступлением ночи, когда Деви засыпает и закрывает Свои глаза, и они больше не затмевают красоту лилий.

 

 

 

 

Стихи 42 - 48 Стихи 57 - 64
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту