Реклама
Глава 7. Сандхья получает имя «Арундхати» и выходит замуж за Васиштху Глава 9. Сила Камы и рождение его спутников

Глава 8. Рождение Васанты

1. Сута сказал: Услышав эти слова Брахмы, прародителя, Нарада возрадовался в своем сердце и сказал такие слова.

2. Нарада сказал: О Брахма, великий ученик Вишну, наделенный великим разумом, ты – благословенный преданный почитатель Шивы, и ты ведешь к пониманию великой истины.

3. Ты поведал божественный рассказ об Арундхати и ее предыдущем воплощении. Он усиливает нашу преданность Шиве.

4. Теперь, о знающий добродетель, пожалуйста, расскажи мне несравненную историю о Шиве, которая тушит все грехи, и которой нет равных в даровании всех подлинных благословений.

5. Когда Кама был рад, получив себе жену, когда Сандхья отправилась совершать аскезу, и когда другие также удалились – что произошло тогда?

6. Сута сказал: Услышав эти слова великодушного мудреца, Брахма еще больше обрадовался и сказал следующее.

7. Брахма сказал: О великий брахман Нарада, слушай с преданностью благоносный рассказ о божественных играх Шивы. Ты – благословенный преданный почитатель Шивы.

8. О почтенный, поскольку я ушел оттуда крайне опечаленный колкими словами Шивы, я думал только об этом, ибо все еще пребывал в заблуждении.

9. После долгих раздумий об этом, я начал питать злобу по отношению к Шиве, снова будучи введен в заблуждение майей Шивы. Я объясню тебе это. Слушай.

10. Тогда я отправился туда, где пребывали Дакша и прочие. Увидев Каму в обществе Рати, я немного приободрился.

11. О Нарада, обращаясь к Дакше и другим сыновьям1, я, введенный в заблуждение иллюзией Шивы, произнес такие слова.

12. (Брахма сказал): О Дакша, о Маричи и прочие мои сыновья, внемлете моим словам. Услышав (их), вам всем следует отыскать средство, чтобы рассеять мою печаль.

13. Всего лишь из-за одного случая затаенной страсти к женщине Шива отнесся с презрением ко мне и к вам. Он великий йогин, именно поэтому Он и упрекал нас так сильно.

14. Поэтому я преисполнен глубокой печали, и мне никак не обрести душевный покой. Определенно, нужно предпринять усилие, чтобы вынудить Его взять Себе жену.

15. Когда Он возьмет Себе жену, я обрету счастье и избавлюсь от печали. Но по размышлении я полагаю, что это желание неосуществимо.

16. Всего лишь из-за того, что я один раз затаил страстное желание по отношению к женщине, Шива осыпал меня упреками в присутствии мудрецов. Как Он тогда Сам возьмет Себе жену?

17. Где в трех мирах найти ту женщину, которая когда-либо сможет пленить Его сердце, заставить Его пренебречь путем йоги и ввести Его в заблуждение?

18. Даже Кама будет не в силах ввести Его в заблуждение. Он – йогин, исполненный великого совершенства, и Он не выносит даже упоминаний о женщинах.

19. Если Изначальный Сущий Шива не предастся любовным утехам, творение будет продолжать оставаться посредственным, его развитие будет беспорядочным – так утверждает Сам Господь2.

20. На земле могут появиться великие демоны, связанные иллюзией. Некоторые связаны иллюзией Вишну, иные же – иллюзией Шивы.

21. По отношению к Шиве, Который отвратился от мира и пребывает в состоянии предельного отречения, ничего, кроме усилий Камы не будет действенно. Не существует сомнений по этому поводу.

22. Сказав это и окинув многозначительными взглядами Дакшу и других сыновей, я с великой радостью обратился к Каме и Рати.

23. (Брахма сказал): О Кама, величайший из моих сыновей, ты даруешь счастье во всех отношениях. Слушай мои слова с великим вниманием в обществе своей жены, о сын мой, исполненный великой сыновней любви.

24. О Кама, ты дивно сияешь рядом со своей спутницей жизни. Она также дивно сияет рядом с тобой, своим мужем.

25-26. Точно так же, как Вишну с Лакшми и Лакшми с Вишну, точно так же, как ночь с луной и луна с ночью, вы взаимно освещаете друг друга и заботитесь друг о друге в вашей семейной жизни. Поэтому да будете вы символом вселенной, более того, символом всего мироздания.

27. О почтенный, для блага вселенной ты должен очаровать Шиву, с тем чтобы вынудить Шиву взять Себе жену.

28-29. В уединенных или людных местах, в горах или на озерах – повсюду, куда бы Шива ни пошел, ты должен следовать за Ним вместе со своей супругой и очаровывать Его – обуздавшего Себя и питающего отвращение к женщинам. Помимо тебя нет никого, кто мог бы ввести Его в заблуждение.

30. О Кама, лишь когда Шива влюбится, ты сможешь избавиться от проклятия. Поэтому делай то, что принесет тебе благо.

31-32. Господь Шива, как великодушное Существо, спасет тебя только когда влюбится и пожелает Себе жену. Поэтому, с помощью твоей жены, постарайся околдовать Шиву. Приобрети вселенскую славу, зачаровав Его.

33. Услышав эти мои слова – слова своего отца и владыки вселенной, Кама так ответил мне, владыке всех миров.

34. Кама сказал: О владыка, по твоему приказу я введу Шиву в заблуждение; но мое главное оружие – это женщина. Поэтому, о владыка, создай очаровательную девицу.

35. О творец, устрой так, чтобы Шива уже после того, как я введу Его в заблуждение, был очарован еще больше.

36. Брахма сказал: Когда Кама высказал это предложение, я, творец, и прародитель (Дакша) стали рассуждать: «В кого Он может влюбиться?»

37. Пока я был озабочен этой мыслью, я тяжело вздохнул, и из моего вздоха неожиданно возник Васанта (весна), весь украшенный гирляндами цветов.

38. Он был подобен красному лотосу. Его глаза напоминали лотосы в полном цвету. Его лицо сияло подобно полной луне, восходящей в сумерках. Его нос был красивой формы.

39. Его стопы были изогнуты подобно луку. Его волосы были темными и курчавыми. Его украшали две серьги. Казалось, он сияет как рассветное солнце.

40. Его походка была величавой, как у слона в брачный период. Его руки были длинными и крепкими. Его плечи были резко очерченными. Его шея напоминала раковину. Его грудь была очень широкой. Его лицо было округлым и тонко очерченным.

41. У него была привлекательная наружность, темный цвет кожи, и он обладал всеми отличительными знаками (великого существа). Он былочень красив на вид, способен очаровать любого и усилить чувства любви.

42. Когда Весна, сокровищница цветов, наделенный всеми этими свойствами, появился на свет, подул необыкновенно благоуханный ветерок. Все деревья расцвели.

43. Сотни сладкоголосых кукушек чудесно затянули ноту панчама3. Чистые и прозрачные озера покрылись множеством лотосов в полном цвету.

44. Увидев такое прекрасное создание, появившееся на свет таким образом, я, Брахма (Хираньягарбха)4, сказал Каме такие сладостные слова.

45. (Брахма сказал): О бог, это появился на свет твой постоянный спутник. И он похож на тебя. Он будет служить тебе, как тебе будет угодно.

46. Точно так же, как ветер, друг огня, помогает ему везде, Весна всегда будет помогать тебе.

47. Поскольку он является конечной причиной постоянного жилища (после свадьбы), да будет он известен как «Васанта» («вАса» – «жилище» + «анта» – «конец»). Его обязанность – следовать за тобой и нести радость всем людям.

48. Да будет ветерок с гор Малая, символ твоего изящества, твоим неизменным спутником, так как он остается под твоей властью.

49. Да будут женские кокетливые жесты, такие как выражающий притворное безразличие в любовной игре, и шестьдесят четыре изящных искусства5 подругами твоей жены Рати, действуя тем же самым способом, что твои друзья.

50. О Кама, в сопровождении Рати и этих спутников – Васанты и других, тебе следует приложить усилия к тому, чтобы зачаровать Господа Шиву.

51. О почтенный, я зачну и создам ту очаровательную женщину, которая в конце концов пленит (Его).

52. Когда я (Брахма) таким образом обратился к Каме, он обрадовался и вместе со своей женой пал к моим стопам и выразил почтение.

53. Он поклонился Дакше и выразил почтение моим духовным сыновьям. Затем он отправился туда, куда удалился Шива, Высший Дух.

 

 

1 Здесь имеются в виду десять духовных сыновей творца: Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачетас, Васиштха, Бхригу и Нарада, а также десять его физических сыновей: Дакша, Дхарма, Кама, Кродха, Лобха, Моха, Мада, Прамода, Мритью и Бхарата. Место последнего иногда занимает Сандхья, дочь Брахмы, иначе известная как Вач, Сарасвати, Шатарупа, Савитри, Гаятри, Брахмани и т. д.

2 Во всех печатных изданиях текст этого стиха недостоверен. Настоящий перевод – приблизительный.

3 Пятая (или, в более поздние времена, седьмая) нота индийской гаммы. Считается, что ее выводят кукушки. Она называется так потому, что возникает из пяти частей человеческого тела.

4 Хираньягарбха: «золотое яйцо» или «золотой зародыш». Эпитет Брахмы, поскольку он является первым существом мужского пола, созданным неразличимым вечным Первоначалом в золотом яйце. Проведя в яйце год, Брахма разделил его на две части одной лишь мыслью. Из этих двух половинок он создал небосвод и землю, а в середине расположил пространство между ними, восемь миров и вечную обитель вод.

Согласно «Ману» (1.9), семена, положенные в воды во время первого творения Самосущего, стали золотым яйцом, в котором самосущий Брахман родился как Брахма, творец, который считается проявлением Самосущего.

5 Шестьдесят четыре искусства: гита (пение), вадья (игра на музыкальных инструментах), нритья (танец), натья (театральное искусство) и т. д. См. «Кама-сутра» Ватсьяяны, I.3.17.

 

Глава 7. Сандхья получает имя «Арундхати» и выходит замуж за Васиштху Глава 9. Сила Камы и рождение его спутников
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту