Реклама

 






Тирупати (из цикла «Легенды индийских храмов») Джаядева -- святой поэт XII века

Махананди (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Махананди (из цикла «Легенды индийских храмов»)

 

Ом намо Нандине

 

В Восточных Гатах, тянущихся по восточному краю Декана, находится много важных и знаменитых святилищ, таких как Тирупати, Ахобилам, Шрисайлам и Симхачалам. Общей чертой этих храмов является то, что они расположены посреди густых лесов, и верующие могут поклоняться в них Господу в спокойной и умиротворяющей атмосфере, способствующей однонаправленному сосредоточению. Через округ Карнул Гаты проходят двумя параллельными грядами. Гряда, которая лежит к востоку, называется Налламалаи, и именно среди этих небольших гор расположен Махананди. Это место находится в узкой долине необыкновенной красоты, окруженной со всех сторон густыми зелеными лесами. Тут же находится священная тиртха.

 

Храм расположен у подножия холма, из-под которого текут на поля не пересыхающие летом минеральные источники. Существует целых пять таких источников, которые текут из-под храмового лингама в пруд перед храмом. Святилище со всех сторон окружено мантапами. |||||

 

Этот храм во многих отношениях уникален. Вимана над святой святых представляет собой чистейший образец стиля нагари, свойственного североиндийской архитектуре. Подобно некоторым джайнским храмам, у него наверху имеется шикхара, как бы рассекающая своим острием небо. Народное предание гласит, что виману построил некий раса-сиддха (алхимик) с Севера. Чтобы расплатиться с рабочими, он приказал им соорудить горки из песка и силой своей мантры превратил последние в богатство, равноценное проделанной работе. С этой версией согласуется то, что главные ворота храма выходят на запад, что, как считается, служит свидетельством основания храма богом или мудрецом/провидцем. Народное предание также гласит, что храм был построен под руководством гималайского раса-сиддхи во времена царя Нанды.

 

Махананди (как Махананди-тиртха) упоминается в одной из надписей виджаянагарского царя Кришнадевараи. Там утверждается, что Махананди-тиртха входила в число священных мест, которым брат царя Нарасимхадеварая преподнес ценные дары. Это место также упоминается в надписях, которые можно видеть в Хампи. Существует надпись Шивананды, датированная еще 1046 г., и она также упоминает Махананди-тиртху.

 

Красота архитектуры храма, устройство пруда перед ним и другие подобные особенности указывают, что это древний храм, основанный в далеком прошлом, и что на протяжении последующих эпох он обновлялся и перестраивался многими царями. Махананди является частью округа Карнул, который в XVIIXVIII веках находился под властью наваба Карнулского. Наваб тратил много денег из своей казны на организацию в Махананди празднований Шива-ратри. То, что даже мусульманские наместники провинции уделяли внимание этому храму, более чем красноречиво свидетельствует о его святости и популярности.

 

Благодаря чудесной природе, Махананди привлекает не только паломников, но и просто окрестных жителей, приезжающих туда на пикники. Благодаря своей близости к горам, наличию не пересыхающих летом минеральных источников и атмосфере безмятежной святости, это место привлекает паломников круглый год. Махананди по праву называют самым красивым местом в горах Налламалаи.

 

Храмовая тиртха знаменита своими целебными свойствами, и содержит чуть теплую минеральную воду круглый год. Главная тиртха находится перед главным храмовым залом. Она представляет собой прямоугольный пруд площадью 60 футов² с павильоном в центре. Входные и выходные отверстия пруда устроены так, что глубина воды все время поддерживается на уровне всего пяти футов, и все паломники имеют возможность окунуться. Источник, из которого вода поступает в этот пруд, до сих пор не раскрыт. По-видимому, вода попадает в пруд через некие специально сделанные входные отверстия. Но их точное местонахождение все еще не ясно. Пять источников, из которых в тиртху поступает вода, называются Шрисайла-дхара, Нарасимха-дхара, Дайводхини-дхара, Нанди-тиртха и Кайласа-тиртха. Вода кристально чиста и всегда чуть теплая.

 

Главное божество Господа в образе лингама в высшей степени необычно, и в отличие от других лингамов в Индии, представляет собой грубый необработанный камень с двумя углублениями. Но он, как считается, обладает огромной духовной ценностью, поскольку содержит шалаграмы, которые обладают безмерной святостью также для вишнуитов. Как и в Шрисайлам, лингам здесь также кажется выступающим непосредственно из земли, без трех питх (оснований) под ним. Каждый может прикоснуться к Господу и совершить поклонение Ему на радость своему сердцу.

 

Стхала-пурана храма содержит интересные сведения касательно этого образа Господа. Предание таково. Нанда правил наследственными землями Нава-Нанди, на которых расположен Махананди. Однажды царю пришла в голову мысль умастить божество Господа и совершить его абхишеку молоком. Поэтому, чтобы обеспечить необходимое количество молока для церемонии, отовсюду пригнали огромные стада коров. В стаде коров, которое пригнали из Гопаварама, была одна черная корова. Она обычно давала больше всего молока для нужд царя. Обычно эта корова паслась свободно и углублялась в лес. Через какое-то время заметили, что корова стала подолгу пропадать в лесу, а количество молока, которое она давала, заметно уменьшилось. Однажды пастух, чтобы выяснить причину уменьшения надоев, последовал за коровой в лес. Он увидел, что корова пасется вокруг муравейника. Через некоторое время она встала прямо над муравейником. На муравейник потекло молоко. В конце концов из муравейника появился ребенок, похожий на Господа Кришну в образе дитя, и даровал корове даршан, после чего корова возвратилась к пастуху. Об увиденном сообщили царю, и тот правильно рассудил, что ребенок был Самим Господом, Который пришел, чтобы испытать его веру. На следующий день царь также последовал за коровой, и, спрятавшись в густых зарослях, погрузился в созерцание, ожидая знака от Господа. Корова достигла муравейника и стала ходить вокруг него, охваченная любовью к Богу. Появился Господь в образе ребенка и принял от коровы подношение в форме молока. Пораженный, царь тяжело ступил на опавшую листву. Потревоженная звуком, корова не смогла удержать свое состояние погруженности в преданность и в страхе наступила на муравейник. Ребенок скрылся из виду, и ее копыто отпечаталось на муравейнике, как если бы он был сделан из влажной глины. Царь, испуганный тем, что невольно нанес оскорбление Богу, взмолился о прощении, и Господь, довольный раскаянием царя, повелел, чтобы муравейник, на который наступила корова, застыл и превратился в сваямбху-лингам (нерукотворный лингам) в Махананди. Поэтому до сих пор на верхушке лингама в Махананди можно видеть два углубления.

 

Перед святилищем Господа находится массивная статуя лежащего Нанди, и возможно, место получило название «Махананди-тиртха» в честь него. Пруд за святилищем называется «Рудра-гундам», и рядом имеются еще два пруда под названием «Вишну-гундам» и «Брахма-гундам».

 

Рядом с главным святилищем находится святилище Богини. Говорится, что Шри-чакру перед божеством установил сам Ади-Шанкара. Согласно народному преданию, если сосредоточенно мысленно созерцать образ Бога и при этом созерцать глаза Божественной Матери, можно получить даршан, соответствующий нашей самскаре. Главный зал собраний храма Богини построен недавно по настоянию Бхайраваджосьюлы Маханандайи Гару.

 

За главным святилищем расположены три небольших второстепенных святилища, в каждом из которых находится Шива-лингам. Утверждается, что если поклоняться этим лингамам, они перенесут нас за пределы грубого, тонкого и причинного тел в четвертое (трансцендентное) состояние.

 

В пределах радиуса десяти миль вокруг Махананди имеется девять храмов Нанди. Вот их названия: 1. Падма-Нанди; 2. Нага-Нанди; 3. Винаяка-Нанди; 4. Гаруда-Нанди; 5. Брахма-Нанди; 6. Сурья-Нанди; 7. Вишну-Нанди; 8. Сома-Нанди и 9. Шива-Нанди. Фактически, само слово «Нандьял» является искаженным «Нанди-алаям» (обитель Нанди).

 

Самый главный праздник в Махананди – Шива-ратри, и паломники, которые направляются в Шрисайлам, обычно заходят в Махананди. В месяц карттика благочестивые паломники рано утром начинают первое поклонение в святилище Малликарджунасвами, а затем поклоняются в святилище Падма-Нанди, которое находится в двух милях от него. Затем они идут в Нага-Нанди, что расположено в миле к западу, а оттуда направляются в Брахма-Нанди, Сома-Нанди и Шива-Нанди, которые находятся рядом друг с другом. Затем они идут к Кришна-, или Вишну-Нанди в трех милях к северо-востоку, а затем завершают паломничество поклонением Винаяка-Нанди, Маха-Нанди и Сурья-Нанди. Согласно народному поверью, поклонение этим девяти Нанди необходимо завершить днем, до захода солнца.

 

Существует два народных предания, призванных объяснить, почему это место получило название «Нава-Нанди». Одна легенда гласит, что в начале Крита-юги жил некий Парвата, у которого было два сына, Шилада и Нанди. Старший сын Шилада получил свое имя благодаря своей суровой тапасье (аскезе), в процессе которой он отказался от любой пищи, кроме камней (шила). Господь был так доволен Шиладой, что превратил его в священную гору и стал жить на ней. Так, согласно этому преданию, появилось знаменитое святилище Шилада, что расположено в этих же самых горах. Точно так же второй сын, Нанди, тоже мысленно созерцал Господа Шиву, и Господь превратил его в Своего Нанди, или вахану. Считается, что Нанди совершал свою тапасью там, где находится современный Махананди. Согласно другому преданию, в XI веке здесь правила местная царская династия, известная как «Нанда», и ее представители построили ряд храмов и поклонялись своему божеству-покровителю, Нанди. Местные храмы пользовались покровительством царей различных династий, в том числе знаменитых царей Виджаянагара.

 

В Махананди созданы хорошие условия для паломников. Фактически, Махананди не только центр паломничества, но и место пикников. Главный праздник здесь, конечно, Шива-ратри, который приходится на магха-бахула-чатурдаши (чатурдаши темной половины месяца магха) в феврале. Другие праздники, такие как Дасера, Угади и т. д., также отмечаются с большим размахом.

 

Храм Махананди привлекает паломников отовсюду. Хотя в периоды междоусобных войн в регионе храм переживал некоторый упадок, его святость никогда не тускнела. Махананди является символом непоколебимой веры, которая способна выдержать разрушительное воздействие времени и обстоятельств. В безмолвии, которое красноречивее всяких слов, он возвышается над человеческими циклами удачи и неудачи, являя, так сказать, славу ведической религии.

 

ом татпурушая видмахе

чакра-тундая дхимахи

танно нанди прачодаят

 


Тирупати (из цикла «Легенды индийских храмов») Джаядева -- святой поэт XII века
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту