Реклама

 






Махананди (из цикла «Легенды индийских храмов») Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Джаядева -- святой поэт XII века

Джаядева -- святой поэт XII века

Джаядева (XII век) родился в месте, называемом Киндубильва, в брахманской семье, его родителей звали Бходжадева и Рамамба. Киндубильва относится одновременно и к Бенгалии, и к Ориссе. Существует определенная разница во взглядах на то, где именно родился Джаядева. Некоторые потомки членов семьи, в которой принял рождение Джаядева, до сих пор живут в Ориссе; также Чандра Датта, автор «Бхактамалы», очень уверенно говорит о том, что Джаядева родился в Киндубильве в Ориссе, недалеко от Джаганнатха Пури. |||||

 

Джаядева был придворным поэтом Баллалы Лакшманасены из династии Сена, правящей Бенгалией. Надпись на одной из колонн, поддерживающей главные ворота дворца, гласит, что Джаядева, Дхойи, Умапатхи, Говардханачарья и Шарана были пятью, именуемыми «Панчаратнами». Были также и еще двое современников Джаядевы: один написал санскритскую драму «Прасанна Рагхава», а другой, Чампукавья, был автором «Скрунгарамадхавейи». Однако эти трое никак не были связаны между собой. Джаядева, наряду с «Гита-Говиндой», написал такие книги как «Ратиманджари», «Чандралока», «Каракавада», «Татвачинтамани». Мы находим множество комментариев на «Гита-Говинду», такие как «Расикаприйя» Раны Кумбхи и «Шрутихаджани» Лакшмидхары. 

 

Джаядева достиг большой учености еще в раннем возрасте. Он путешествовал во Вриндаван, Матхуру и другие места, связанные с детскими играми Шри Кришны, и был в высшей степени очарован теми деяниями, которые здесь некогда происходили. Он вернулся в Пури и отдыхал в тени дерева рядом с храмом. Брамин по имени Девашрама подошел к нему и попросил жениться на своей дочери Падмавати, согласно тому, как посоветовал сам Господь, увиденный Девашрамой во сне. Когда Джаядева отверг это предложение брамина, тот ушел прочь, оставив там свою дочь. У Джаядевы не было другого выбора, кроме как жениться на Падмавати, которая была превосходной танцовщицей, была хорошо образована и наделена преданностью Господу Кришне. Джаядева обладал способностью петь, а его жена могла танцевать. Между ними были очень глубокие чувства взаимного понимания и любви, и Джаядева описывал самого себя как «Падмавати чарана чаарана чакраварти». 

 

«Гита-Говинда» в основном повествует о любовной истории, в которой участвуют три персонажа – Кришна, Радха и Сакхи. «Гита-Говинда» детально расписывает свои композиционные формы. 19-ая аштапади является особой, в ней Джаядева написал: «Безрассудная любовная страсть проникла в мою голову подобно яду. В качестве противоядия помести свои стопы мне на голову». Затем он подумал, что было бы неправильным заставлять Кришну просить Радху поместить ее стопы на свою голову, и тогда он зачеркнул это место и пошел принять омовение. Однако вскоре сам Кришна, принявший вид Джаядевы, явился в его дом, вновь начертал эти строки и удалился прочь. Джаядева вернулся после омовения и увидел что случилось. Падмавати сказала ему, что Джаядева лично приходил и исправил написанное. Тогда Джаядева понял, что это сам Господь приходил, чтобы скорректировать стихи. Джаядева поздравил Падмавати с тем, что она оказалась настолько удачливой, что смогла удостоиться даршана самого Господа, а себя назвал в связи с этим Падмавати-рамана-джаядева-кави. Эта часть носит название "Даршана-аштапади".

 

Вдохновленные этой прекрасной оперой, поэты более позднего времени написали собственные истории, в которых отразилось их личное понимание этих тем. Наиболее важные из них: «Абхинава Гита Говинда» Пурушоттамы Мишры, «Гита Рагхава» Прабхакары, «Гита Рагхава» Харишанкары, «Гита Гангадхара» Кальяны-кави, «Гита Шанкарам» Анантанараяны, «Гита Гоурипати» Бханудатты, «Гита Гириша» Рамы Бхатты, «Гита Гопала» Чатурбхуджи, «Гита Сундарам» Садашивы Дикшиты, «Гита Дигамбара» Вамшамани, «Гита Гоури» Тирумалы, «Гита Гопала», написанная на языке каннада Чиккадеварайей, «Гита Гангадхара» Нанджараджей и другие. 

 

Царица была очень раздражена тем, что царь сильно уважает Джаядеву. Однажды, когда царь и Джаядева были на охоте, она пустила слух о том, будто бы Джаядева погиб в лесу во время охоты. Падмавати почувствовала себя на грани смерти, и царица была очень испугана. Вернувшись из леса, царь узнал о том, что случилось, и был близок к тому, чтобы убить царицу. Тогда Джаядева остановил его от убийства царицы, после чего пропел 19-ую аштапади с полной преданностью и побрызгал священной водой на Падмавати. Та пробудилась от своего предсмертного обморока, и поэтому эту аштапади также называют "Сандживани-аштапади" (т.е. «воскресающая аштапади»). 

 

Пурушоттама Мишра, правитель Ориссы, сочинил свою «Абхинава Гита Говинду» и повелел, чтобы каждый пел исключительно только его произведение. Но никто не позаботился об этом. Тогда правитель поместил свое сочинение вместе с «Гита Говиндой» Джаядевы в главное святилище храма Джаганнатха в Пури и запер двери на ночь. На следующее утро все, кто вошел в храм, могли, к необычайному своему удивлению, видеть, что написанное Джаядевой находилось в руках у храмового Божества, а написанное Пурушоттамой Мишрой лежало на полу. После этого случая правитель прекратил завидовать Джаядеве и воздал почести ему и его жене. 

 

В память о Джаядеве каждый год в Киндубильве проходит праздник. Сейчас это паломнический центр для преданных. «Гита Говинда» полностью представляется в это время. Даже сегодня в храме Джаганнатха в Пури каждый вечер пропевается один или два аштапади. Манускрипт этой великой оперы на орисском языке находится у Котиры Кришны Пандаджи. Согласно этим сведениям, Джаядева и его жена провели свои последние дни в Киндубильве, и Джаядева оставил этот мир 28 декабря 1153 года.

 

 

Махананди (из цикла «Легенды индийских храмов») Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту