Реклама
Джаядева -- святой поэт XII века Лепакши (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Тадпатри – железнодорожная станция в округе Анантапур на линии Райчур – Мадрас в 47 милях от Гунтакала, который является важным железнодорожным узлом. В Тадпатри имеются два важных и знаменитых храма, а именно, храм Бугга-Рамалингешвары и храм Чинтала-Венкатараманы. Эти храмы знамениты и своей святостью, и своей выдающейся архитектурой. На стенах храма Рамалингешвары с удивительным мастерством и в мельчайших подробностях высечена вся «Шива-пурана». |||||

 

Оба храма стоят на берегу реки Пинакини, которая в этом месте поворачивает на север, или становится уттара-вахини (текущей на север), а потому считается в этой точке очень священной. Храм Шивы, обращенный фасадом на запад, более древний. Утверждается, что область, в которой расположено это место, в прошлом называлась «Бхаскара-кшетра», и к югу от нее простирался густой пальмовый лес. Поэтому он назывался «Тамлапалли» (Тати-вана1). Во времена Пеммасани Рамалинги Найду, местного вождя и вассала великого виджаянагарского царя Пратапа Девараи, это место было переименовано в «Тадпатри», и это название сохраняется до сих пор.

 

Местная легенда гласит, что в том самом месте, где сейчас стоит храм Рамалингешвары, жил, предавался аскезам и поклонялся Господу Шиве в образе лингама Господь Парашурама. В храме имеется постоянный подземный источник, вода из которого всегда сочится в святую святых, точно в то место, где установлен Шива-лингам. Этот образ Господа не отшлифован и отличается грубой формой, и потому народное предание гласит, что этот лингам является сваямбху, или самопроявленным (нерукотворным).

 

Материалы, собранные полковником Маккензи, а также другие записи, относящиеся к этому храму, предоставляют нам необходимые сведения по истории этого места. Утверждается, что с течением времени сваямбху-лингам скрылся из виду, вокруг него образовался муравейник, и таким образом святыня была потеряна для верующих. Затем она была вновь открыта только благодаря корове, которая каждый день приходила на это место и поливала его своим молоком в качестве подношения Господу. Согласно имеющимся записям, под монаршим покровительством виджаянагарского царя Шри Рамалинга Найду построил западный, северный и южный гопурамы храма, а также гопурам над главным входом (махадвара) на юге. К востоку от храма, там, где, как утверждает предание, совершал аскезу Господь Парашурама, находится еще один храм, в котором установлено божество Шри Рамы, и этот храм известен как «Рама-падам».

 

Гопурам храма Рамалингешварасвами не просто массивен, но и построен с огромной тщательностью и любовью. Он украшен резьбой и отполирован с такой тщательностью, что в целом производит впечатление чего-то необыкновенно величественного и восхитительного. Предание утверждает, что скульптор по имени Йелланчари пришел сюда из далекого Бенареса, чтобы проделать всю работу от начала до конца.

 

Другой храм, а именно храм Чинтала-Венкатарамана-мурти, посвящен Господу Вишну. Предание утверждает, что этот храм был построен Шри Тиммой Найду, сыном Рамалинги Найду, который построил храм Шивы, и что это также было сделано по приказу виджаянагарских царей, чтобы люди имели возможность поклоняться и Господу Шиве, и Господу Вишну в одном и том же месте. Храм Вишну построен в строгом соответствии с шильпа-шастрой и украшен скульптурами на тему Рамаяны и Махабхараты. Главный гопурам храма, выходящий на восток, представляет собой прочное массивное сооружение, построенное частично из камня, частично из кирпича. Каменная часть включает искусно сделанные фигуры видьядхаров, апсар и аватар, которые располагаются ровными, четко обозначенными рядами. Прямо над входом в храм находятся два сплошных ряда резных изображений. Первый из них представляет процессию слонов, второй – процессию лошадей.. Оба ряда идут из одного конца стены в другой. Внутри храма каждая стена покрыта прекрасными и выполненными с высочайшим мастерством образцами скульптуры. Также можно видеть каменную колесницу, которая как таковая представляет собой архитектурный шедевр. В колеснице вырезаны два отверстия, и утверждается, что дважды в год солнечные лучи отражаются через них на стопах божества.

 

Имеется танцевальный зал, огражденный сорока колоннами в виджаянагарском стиле. За танцевальным находится главный зал, на стенах которого в форме резьбы по камню запечатлена вся Рамаяна от жертвоприношения Дашаратхи ради рождения сына до коронации Шри Рамачандры. Особенно прекрасна сцена примирения Рамы и Ситы. В западной части композиции изображены боги, в восточной – ванары, в середине Агни испытывает чистоту Ситы; Рама и Сита стоят рука об руку. На южной и западной стенах храма представлены сцены из «Бхагаваты», изображающие жизнь Шри Кришны и Его лилы. Мы также можем видеть необычные образцы скульптурных изображений различных аватар Господа Вишну. Особенно интересна скульптура Господа Нарасимхи, Который показан не как обычно разрывающим Хираньякашипу у Себя на коленях, а борющимся с ним. Скульптура Вамана-аватары также прекрасна: Вамана изображен ставящим одну ногу на голову Бали, а другой ногой покрывающим всю Вселенную.

 

К северу от главного храма находятся святилища Богини. К ним примыкает гостиница для паломников, построенная в форме восьмиугольника. Здесь имеются скульптуры, которые, как утверждается, были сделаны Тимманаюду из подарков, полученных им от виджаянагарского царя Шри Рамараи Аравиду. В храмах проводится много важных торжеств, самыми важными из которых являются Нарака-чатуртхи и брахмотсава, которая приходится на октябрь. В храме Шивы Виджаядашами и брахмотсаву празднуют соответственно в сентябре и феврале.

 

Эти храмы представляют собой зримые воплощения индийской традиции, которая все самое лучшее, будь то в жизни или в архитектуре, посвящает Божественному. Они также служат совершенными образцами виджаянагарского искусства, а каменные скульптуры в них свидетельствуют о значении, которое виджаянагарские цари придавали прославлению Божественного посредством камня и т. д. Эти храмы также влиятельны и знамениты, и в наши дни, так же как и раньше, привлекают большое количество паломников. Эти храмы удобно расположены и заслуживают того, чтобы их посетить, и в силу своей святости, и благодаря красоте своей архитектуры.

-------------------------------------

1 Лес множества [деревьев].   

 


Джаядева -- святой поэт XII века Лепакши (из цикла «Легенды индийских храмов»)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту