Реклама
Тиллана Дханашри Композиция "Махаганапатим манаса смарами"

Мантра Гайятри и ее значение

Сама мантра в универсальной принятой транслитерации выглядит как:

|| OM bhuurbhuvaH svaH tatsaviturvareNyaM bhargo devasya dhiimahi dhiyo yo naH pracodayaat ||

(Риг Веда, III.62.10)

(Ом бхур бхувах сваха тат савитур вареньям бхарго девасья дхимахи дхийо йо нах прочадайят)

Пада: tat | savituH | vareNyam | bhargaH | devasya | dhiimahi | dhiyaH | yaH | naH | pracodayaat ||

Перевод отдельных слов: yaH, кто; naH, наш; dhiyaH, буддхи, разум; pracodayaat, вдохновляет, или движет, или же - направляет; tat, Того, Его; devasya, сияющего; savituH. Создателя; vareNyaM, почитаемый; bhargaH, свет; dhiimahi, медитируем.

1. Мы медитируем на почитаемый свет того Сияющего Создателя, поощряющего наш буддхи.

N.B.: Почти невозможно перевести эту знаменитую мантру; на нее следует медитировать. Она способствует раскрытию (pracodana) принципа буддхи (dhi).

Суть медитации состоит в утверждении "yo.ahaM so.asausoyo.asau.aham" - "Что есть я, то есть Он, что есть Он, то есть я".

2. Другое значение: слово tat может характеризовать слово bhargaH - "Мы медитируем на тот почитаемый свет девы Савиты, который (yaH=yat) поощряет наш буддхи".

3. Иное значение: "Мы медитируем на почитаемый светящийся шар (bharga) того бога-Солнца, который направляет всякую деятельность".

4. Другое значение: "Мы обретаем (dhiimahi=dhaarayaamaH) желанную пищу (bharga=annam) (по милости) того девы Савиты, который направляет наш разум," т.е. мы становимся вместилищем всей пищи и т.д.

1) Согласно Шри Шанкаре, данная Маха-мантра раскрывает высшее Я, являющееся всей энергией и открывающее все, и которое есть Я всего. Гайятри с Пранавой, со своими семью Вьяхрити и с Ширас является сущностью всех Вед. На эту Гайятри следует медитировать при пранайяме, со всеми ее семью Вьяхрити и с Ширас. На ту же самую Гайятри, с Пранавой и с тремя Вьяхрити, и завершаемую Пранавой, следует медитировать при джапе. Чистая Гайятри символизирует единство Брахмы и Пратьягатмана. Фраза "dhiyo yo naH pracodayaat" - "да раскроет он наш Буддхи", указывает на Пратьягатман, являющийся внутренним наблюдателем всего и озаряющий антахкарану, или буддхи всех. Утверждение, что Он направляет наш буддхи, показывает, что Он - Высший Брахман, единый с Я, находящимся во всем. Поэтому слово "Савита" указывает на Высший Брахман.

Мантру, следовательно, нужно понимать так:

tat - Тот, самодостаточный, субъективный (pratyabhuuta) Пара-Брахма; savituH - основание любой иллюзорной двойственности во всем космосе, и причина его сотворения, сохранения и разрушения; vareNyaM, почитаемый, или избранный из всех; форма полного блаженства; bhargaH, устранитель всех изъянов авидьи, единый и единственный объект познания; devasya, озаряющий и открывающий все, единый, неделимый, невидимый; dhiimahi, мы медитируем, следующим образом:

Это мое "я", воспринимающее все объекты, представляемые ему чувствами, манасом и буддхи, по сути своей есть Брахман, являющийся всем сознанием, высшим блаженством, озаряющим все, свободный от любых несовершенств. Единство всепроникающего Пратьягатмана, субъективного Я и Брахмана есть единство одного и того же. Гайятри говорит о Брахмане как о Я всего.

2) Толкование Гайятри согласно Йоги Яджнавалкье:

Отец всех существ создал все состояния существования, поскольку он рождает и сохраняет все созданное; поэтому его называют прародителем. Поскольку он сияет и играет, любит и озаряет, он именуется сияющим, или божественным и прославляется всеми божествами. Мы медитируем на свет, сияющий в нашем разуме и непрерывно направляющий наш разум в поисках добродетели, изобилия, любви и красоты. Поскольку существо, сияющее семью лучами, принимающее форму времени и огня, развивающее то, что создано, - лучезарно, озаряет все, а в итоге уничтожает Вселенную, поэтому оно, естественным образом сияющее семью лучами, именуется Светом, или лучезарной энергией. Первый слог означает, что оно озаряет миры; второй, согласный звук указывает, что оно окрашивает все создания; последний звук означает, что оно находится в непрестанном движении. Поскольку оно охраняет всех, оно именуется лучезарным хранителем.

Знаменитый стих Гайятри приведен в Риг Веде (III.62.10), и встречается также в Яджур Веде (III.35) и в Самаведе. Ниже мы приводим его переводы, предлагаемые различными учеными:

По Максу Мюллеру: "Мы медитируем на тот почитаемый свет божественного Савитри, который должен пробудить наши мысли" (Брихадараньяка Упанишад, VI.3.6).

Согласно Роеру: Пусть мы станем размышлять о Почитаемом Свете Савитара, оживляющего наше понимание.

По Гриффиту: Пусть мы достигнем той высшей Славы Бога Савитара; так пусть Он поощрит наши молитвы.

По Джонсу: Да почтим мы высшую власть того божественного Солнца, который озаряет все, от которого все исходит, к которому все должно вернуться, которого мы призываем верно направить наше понимание по нашему пути к Его святому престолу.

По Мадхве: Да станем мы медитировать на великого Бога, Прародителя, на весьма почитаемый Свет, на направляющего наш разум.

По Эггелингу: Да обретем мы великий свет божественного Савитри, на которого мы полагаемся, пусть он вдохновит наши молитвы.

По Гольбруку: Да станем мы медитировать на Почитаемый Свет Божественного Правителя (Савитри); пусть это направит наш разум.

По Мюиру: Мы обрели высшую славу божественного Савитри; да поощрит нашу способность понимания (или гимны, или ритуалы).

По Бенфи: Пусть мы обретем славное сияние того прародителя, бога, который должен помочь нашим деяниям.

По Раме Мохан Рою: Мы медитируем на тот Высший Дух великого Солнца, направляющего наше понимание.

Примечание сэра Вильяма Джонса: Чем являются Солнце и Свет для этого, видимого мира, тем являются Высшие благо и истина для невидимой Вселенной, Вселенной разума; и как наши физические глаза ясно различают объекты, озаренные Солнцем, так и наши души обретают несомненное знание благодаря медитации на свет истины, исходящий от Сути существ: только этим светом могут быть направлены наши умы по пути к блаженству.

(По книге Сурендры Мохана "Ведические таинства")

 

Мантра Гайятри, принятая в ежедневных молитвенных обрядах ригвединов (последователей Риг Веды), согласно работе «Ведические обряды» Сурендры Мохана, имеет следующие значения:

1)"Мы медитируем на почитаемую блаженную форму Бога — Сознание. Пусть Он поощрит все наши способности".

2) "(Посредством моего тройственного сознания) я медитирую на почитаемый божественный Огонь неизменного Создателя, которого называют "Тат". Пусть Лакшми и Нарайяна поощрят мои познавательные способности".

3) "Я медитирую на Бога, (который создает как) Брахма, поддерживает как Вишну и уничтожает как Шива, и кто, как Турья, выше этих трех. Пусть Он поощрит мои познавательные способности".

В самом начале мантра Гайятри после священного слога Ом содержит три особых слова, называемых маха-вьяхрити. Скажем о них несколько подробнее:

Маха-Вьяхрити: OM bhuuH, bhuvaH, svaH. Первые пять слогов известны как "Маха-Вьяхрити", "великие изречения",наделенные силой слова, произнесением которых Бог создал три мира – физический (bhuuH), мир эмоций (bhuvaH) и ментальный (svaH). Помимо трех Маха-Вьяхрити — Бхух, Бхувах и Свах, есть и четыре других Вьяхрити, используемых только в пранайяме. Но их называют не "Маха-Вьяхрити", а просто "Вьяхрити". Остальные двадцать четыре слога, образующие десять слов, есть "Гайятри" par excellence, молитва (gaaya) которая спасает (tri).

Вот еще одно из толкований этого древнейшего гимна:

«О Высший Брахман (священный слог OM, состоящий из трех звуков - "А ", "У" и "М" - и символизирующий Создателя, Поддержателя и Преобразователя миров). Ты - Создатель всех существ (bhuuH), их Поддержатель (bhuvaH) и их Конечная Цель (svaH). Я медитирую (dhiimahi) на Почитаемого (vareNyam), Блаженного (bhargaH), Сознание (savituH, Побудитель, Внутренний Руководитель). Пусть Он поощрит (pracodayaat) все наши (naH) способности (dhiyaH)».

Таким образом, смысл молитвы индуистов может быть изложен в следующих словах: "О Бог, являющийся Создателем, Поддержателем и Преобразователем (трех миров - физического, эмоционального и ментального), мы медитируем на Твою почитаемую, блаженную форму, пребывающую в наших сердцах как сознание. Да озаришь Ты все наши способности".

Семь Вьяхрити - bhuuH bhuvaH и прочие, означают следующее:

Бхух - это sanmatram, чистое бытие, Сат.

Бхувах - это весь разум, поскольку он озаряет или проявляет (bhaavayati = prakaashayati) все, становление, Чит.

Свах - это все Блаженство. Слово происходит от su-vriyate, т.е. suSThu sarvaiH briyamaaNa sukhasyaruupam Совершенство, Ананда.

Махах - это Всемогущий, Почитаемый всеми.

Джанах - это Причина всего, поскольку она порождает (janayati) все.

Тапах - это вся Энергия, или весь свет, Теджас.

Сатьям - это вся Истина, sarvabaadha-rahitaM.

Семь этих Вьяхрити указывают на семь атрибутов Божества – Чистое Бытие, Всеведение, Высшее Блаженство, Всемогущество, служение Великой Причиной, Лучезарность и Истинность. Семь этих Вьяхрити следует декламировать в семи тонах музыкальной октавы, или же — в семи хорошо известных размерах Веды, известных как гайятри, ушник и т. д.

У мантры Гайятри провидцем был мудрец Вишвамитра, призываемым божеством является Бог в аспекте Савиты, Сознания, размером ее служит гайятри, или же первый тон октавы, а целью, которой необходимо достичь с ее помощью, будет упорядочение дыхания и искупление всех грехов.

В числе прочих ежедневных обрядов, индуист совершает медитацию на Богиню Гайятри: Утром на Гайятри следует медитировать как на деву, сидящую на фламинго в позе лотоса, имеющую красный цвет, четыре лица, две руки, и держащую в них четки и кувшин для воды, облаченную в красные одежды и подобную Брахману.

Посредством особых мантр индуист выполняет призыв Гайятри: Ом, приди, дарующая благословения Богиня, присутствуй при моей молитве. Поскольку ты спасаешь (traayase), когда тебя воспевают (gaayantam), оттого ты зовешься Гайятри. После этого совершается джапа (многократное повторение с использованием четок) десять, двадцать восемь, сто, сто восемь или тысячу раз. Затем выполняется прощание с Гайятри следующей мантрой (перевод): Рожденная на высочайшей вершине, обитающая на земной горе, с позволения Брахмы, иди, о Богиня, куда пожелаешь. На высочайшей горной вершине Земли (то есть на горе Меру) живет богиня Гайятри. Удовлетворенная поклоняющимися тебе, вернись, о Деви, в свою обитель, поскольку это угодно тебе. (Согласно тексту Таиттирийя Араньяки, X.36.1).

Еще один вариант медитации на Богиню Гайятри следующий: «Затем пусть он медитирует на Гайятри, как на имеющую темный цвет, четыре руки, держащую раковину, диск, палицу и лотос, сидящую на Гаруде, облаченную в желтые одежды, имеющую облик, подобный облику Вишну, полную энергии Вишну, держащую Яджур Веду, юную, находящуюся посередине солнечного диска и носящую имя "Савитри"». Эти медитации различаются в зависимости от времени суток, когда они производятся, возможен и такой вариант: «Облаченная в белое, Гайятри восседает на быке, имеет две руки и держит ими трезубец и барабан (дамару), украшена полумесяцем, у нее три глаза, обликом она напоминает Рудру; она декламирует Сама Веду, пребывает посредине солнечного диска, я медитирую на нее так. Ом! Она имеет белый цвет, облачена в шелковые одежды, пребывает посредине солнечного диска и живет на Брахма-локе».

Приведенные три варианта медитации на Гайятри соответствуют утренней, дневной и вечерней сандхье ригвединов; Богиня Гайтри при этом свяызывается с аспектами Брахмы, Вишну и Рудры, т. е. утром она Брахмани, в полдень она Вайшнави, а вечером она Рудрани. Такая же трактовка принята и у самавединов.

Эти три облика могут называться как Гайятри, Савитри и Сарасвати:

"Утром на Гайятри следует медитировать как на деву, обладающую природой Ригведы и природой Брахмы, сидящую на лебеде, держащую в двух своих руках четки и кувшин для воды, имеющую розовый цвет".

"В полдень на Савитри следует медитировать как на обладающую природой Яджур Веды, имеющую темный цвет, четыре руки, три глаза, держащую раковину, диск, палицу и лотос, как на молодую женщину, сидящую на Гаруде и имеющую облик Ваишнави".

"Вечером на Сарасвати следует медитировать как на обладающую природой Сама Веды, имеющую белый цвет, две руки, держащую трезубец и барабан, сидящую на буйволе, пожилую и имеющую облик Рудрани".

При джапе счет производят по фалангам пальцев правой руки, последовательным помещением на каждую из них большого пальца. Счет начинается со второй фаланги безымянного пальца правой руки и идет в такой последовательности: (1) средняя фаланга безымянного пальца; (2) первая фаланга того же пальца; (3) первая фаланга мизинца; (4 и 5) средняя и последняя фаланга; (6) последняя фаланга безымянного пальца; (7) фаланга среднего пальца; (8) последняя фаланга указательного пальца; (9 и 10) средняя и первая фаланги указательного пальца. Так можно отсчитать десять раз. Затем, при необходимости этот процесс повторяют вновь, отсчитывая второй десяток, и так далее. Отсчитанные десятки отмечаются на соответствующих фалангах левой руки.

Затем у самавединов следует прощание, с декламацией такой мантры:

OM maheshavadanotpannaa viSNorhR^idaya sambhavaa |

brahmaNaa samanuj~naataa gacCha devi yathecChayaa ||

"О богиня (Гайятри), ты вышла из уст Махеши и, следуя повелению Брахмы, живешь в сердце Вишну. Теперь отбудь, куда Ты пожелаешь".

Потом индуист должен налить в стоящий перед ним медный кувшин немного воды, декламируя следующее:

anena japena bhagavantaavaaditya shukrau priiyetaaM |

OM aaditya shukraabhyaaM namaH ||

"Пусть моя джапа радует Господа Адитью и Господа Шукру. Ом, приветствие Адитье и Шукре".

В сандхье для яджурвединов находим указание для джапы:

«Пусть утром, обратившись лицом к Солнцу, поклоняющийся мысленно повторит Гайятри, с Пранавой и тремя вьяхрити, как показано в вышеприведенной мантре, 108, 28 или 10 раз. Повторение не должно быть механическим, но должно сопровождаться медитацией на смысл произносимых слов. Вечером ему следует сесть лицом к стороне Вайю, в то время как солнце заходит, и продолжать повторение до появления звезд. По праздникам (в дни, на которые приостанавливается чтение Вед), достаточно двадцати восьми повторений утром и десяти вечером. Счет может производиться на четках из рудракши, индракши, хрусталя или видрумы, или же на пальцах. Четки могут содержать 108 бусин или половину этого количества, то есть 54, или же — половину половины, то есть 27 бусин. Джапа должна совершаться с сосредоточенным умом. Во время джапы человек не должен разговаривать, его тело, голова и шея должны быть неподвижны, ему нельзя открывать рот. Место должно быть чистым и уединённым. Во время джапы одна его нога не должна быть прижата другой. Медитацию нельзя совершать, покрыв голову какой-либо тканью. Утром рука должна находиться вблизи пупа, в полдень - вблизи сердца, а вечером - вблизи лица. Никогда не следует совершать джапу в воде. Четки в правой руке должны быть закрыты тканью. Следует всегда считать число повторений. Джапа без счета ведет к оцепенению ума, к притупленности, что в высшей степени нежелательно. Поэтому джапу без счета называют асурической джапой.

Асана (сиденье) может быть устроена из растеленного на земле куска шелка или шерстяного одеяла, или шкуры антилопы, или холста, дерева, листьев и т.д. Ей не должен пользоваться никакой другой человек. Постель, асана, одежда и сосуд для питья не должны использоваться кем-либо другим - они чисты лишь до тех пор, пока используются только одним человеком.

Поза, которую следует принимать во время джапы, должна быть самой удобной. И в начале, и в конце джапы должен декламироваться Пранава, как описано выше; иными словами, следует начинать с Пранавы, а затем продекламировать "Бхух, Бхувах, Свах". Затем нужно вновь декламировать Пранаву, повторить Гайятри, и закончить Пранавой. Утреннее повторение 1000 раз считается наилучшим, 100 раз - средним, и 10 раз низшим. Учащиеся и домохозяева должны декламировать 108 раз, отшельники – 2000 раз. Джапа Гайятри является одной из великих яджн».

Медитация на Гайятри в тантрической традиции происходит аналогичным образом:

Утренняя мантра

udyad aaditya saN^kaashaaM pustakaakSakaraaM smaret |

kR^iSNaajinadharaaM braahmiiM dhyaayet taarakite.ambare ||

"Сияющей алым светом словно восходящее солнце, с книгой и четками в руке, облаченной в шкуру оленя силой Брахмы, такой будем представлять Тебя, пока светят звезды".

Полуденная мантра

shyaamavarNaaM caturdaahuM shaN^khacakralasatkaraam |

gaadaapadmakaraaM deviiM suuryaasana kR^itaashrayaam ||

"Лазурного цвета, четырехрукая, с диском и раковиной в руках, держащая палицу и лотос Богиня, восседающая в солнечном диске".

Вечерняя мантра

shuklaaM shuklaambaradharaaM vR^iSaasanakR^itaashrayaam |

trinetraaM varadaaM paashaM shuula~nca nR^ikaroTikaam ||

"Белого цвета, облаченная в белые одежды, сидящая на могучем быке, трехглазая, делающая жест благословения и держащая аркан, копье и барабан".

«Тантра-сара» приводит различные Гайятри, соответствующие различным божествам:

Вишну-Гайятри

OM trailokya mohanaaya vidmahe kaamadevaaya dhiimahi tanno viSNuH pracodayaat |

Мантра - OM namo naaraayaNaaya

OM naaraayaNaaya vidmahe vaasudevaaya dhiimahi tanno viSNuH pracodayaat |

Рама-Гайятри

OM daasharathaaya vidmahe siitaavallabhaaya dhiimahi tanno raamaH pracodayaat |

Мантра - raaM raamaaya namaH

Шива-Гайятри

tat puruSaaya vidmahe mahaadevaaya dhiimahi tanno rudraH pracodayaat |

Мантры - hauM и hriiM OM namaH shivaaya

Ганеша-Гаиятри

tat puruSaaya vidmahe vakratuNDaaya dhiimahi tanno dantii pracodayaat |

Мантра - OM shriiM hriiM kliiM glauM gaMgaNapataye vara varada sarvajanaM me vashamaanaya svaahaa |

Дакшинамурти-Гайятри

dakSiNaamuurtaye vidmahe dhyaanasthaaya dhiimahi tanno dhiishaH pracodayaat |

Сурья-Гайятри

aadityaaya vidmahe maartaNDaaya dhiimahi tannaH suuryaH pracodayaat |

Мантра - OM ghR^ini suurya aadityaH

Дурга-Гайятри

mahaadevyai vidmahe durgaayai dhiimahi tanno devii pracodayaat |

Мантра - duuM

В заключение нашего очерка мы приводим одну из современных трактовок Гайятри в традиции гаудия-вайшнавизма, по лекции «Суть мантры Гаятри» Б.Р. Шридхара Махараджа от 14 февраля 1982 года (источники: http://harekrishna.ru/2013/11/14074-obyasnenie-smysla..; а также http://bharati.ru/sut-mantry-gayatri/ ):

Достижение самоосознания

Шридхар Махарадж: Истинный смысл освобождения не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны, но достичь позитивного бытия, самопознания. Гаудия-Вайшнавы утверждают: мукхир тване рупам сварупене вьява стхити.Нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановиться в своем истинном положении — это и есть позитивная концепция мукти. Джива Госвами дал объяснение Гаятри в связи со служением Кришне, Кришна-дасьям. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение Гаятри, связав его с обретением служения на Голоке. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе Бхагаваты. Гана траяте. Если правильно повторять эту Гаятри, мы сможем достичь освобождения. В целом нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира, грубые и тонкие, они существуют. Все различные уровни — грубые и тонкие до определенных стадий.

# 02:13

Душа — это солнце, определяющее материальное бытие

Шридхар Махарадж: Затем, что из себя представляет солнце этого мира? Перед нами сейчас объективный мир и солнце, которое освещает его для нас, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце — савитар. Савитар также означает душа, потому что только душа позволяет нам увидеть все это. Если в теле нет души, то эти глаза не могут видеть, и этот обычный свет уже бесполезен для нас. О душе так же говорится в «Бхагавад-гите», точно так же как солнце освещает и показывает весь этот мир, так и атма, на самом деле это она проявляет все. Бхарго означает теджас, как луч солнца.

# 03:22

Дева — сияющий, играющий, прекрасный Господь

Шридхар Махарадж: Затем девасья — это луч другого солнца, и каковы качества этого девы? Какова его характеристика? Дева означает: сияющий, прекрасный и игривый, Див-дхату, див означает играть и также иметь дикти, сияние, блеск, а дева — это слово мужского рода, пуруша. Таким образом это пуруша, который прекрасен и который имеет качество игривости, красивый и игривый, сундарам, красивый, и лиламой, совершающий свои игры. Его энергия, бхарго, мы будем думать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

# 04:47

Дхимахи — развитие через служение

Шридхар Махарадж: Нам нужно постараться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает: мы будем медитировать, иными словами, развивать духовное. Это означает служение, ведь Господь почитаем для нас. Мы должны преклоняться перед Ним, а преклонение означает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо, духом, энергией этого преклонения, этой духовной жизни является служение, сева. Севу Господь дает нам как награду. Дас кори ветан море дехо према-дхан. Служение означает: не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит желание совершать еще больше служения, желание служить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тиллана Дханашри Композиция "Махаганапатим манаса смарами"
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту