Концерт исполнительницы танца бхаратанатьям Шрути Кумар
Бхаратанатьям (также исторически называемый Садир) – один из основных (по современной классификации – один из восьми) жанров индийского классического танца. Как считается, возник на территории современного Тамилнада и затем распространился в других штатах Южной Индии. Традиционно был сольным танцем и выражал духовные идеи шиваизма, вайшнавизма и шактизма, исполнялся в храмах и на религиозных праздниках.
Теоретические основы Бхаратанатьяма прослеживаются вплоть до древнего санскритского трактата «Натья-шастра», созданного легендарным мудрецом Бхаратой Муни. Он отмечен в древнем тамильском труде «Силаппатикарам» (2-ой век н.э.) и «Манимегалай (6-ой век н.э.), его позы можно видеть у храмовых скульптур 6-9 веков н.э. При этом он являлся хорошо разработанным и изысканным видом представления уже в древности, а в наши дни он представляет, возможно, старейшую танцевальную традицию Индии.
Стиль Бхаратанатьям отличается фиксированной верхней частью туловища, согнутыми коленями в сочетании с эффектной работой ног, сложной лексикой языка жестов, основанной на движениях рук, глаз и мышц лица. Танец сопровождается музыкой и пением, являя традиционную форму интерпретации повествования легенд, эпоса и сюжетов из священных писаний индуизма. Исполнительский репертуар влючает нриту (чистый танец), нритью (экспрессивный танец соло) и натью (групповой драматический танец).
Бхаратанатьям оставался эксклюзивным для индуистских храмов в течение 19-го века. Он был запрещен колониальным британским правительством в 1910 году, но индийское общество протестовало против запрета и расширило этот стиль за пределы храмов в 20-м веке. Современные сценические постановки Бхаратанатьяма могут включать также технические перформансы, чистый танец, основанный на не религиозных идеях и темах фьюжн.
Мы предлагаем вниманию наших подписчиков видео с концерта исполнительницы бхаратанатьяма Шрути Кумар, ученицы наставника и своего дедушки Натьячарьи Кальянасундарама.