Реклама
Заметка о стиле бхаратанатьям Фестиваль Вудсток в 1969 году

Храм Шри Вигхнешвары в Озаре (из цикла "Легенды индийских храмов")

Храм Шри Вигхнешвары в Озаре (из цикла "Легенды индийских храмов")

В штате Махараштра располагаются восемь свайямбху (то есть, нерукотворных, «самосущих», самостоятельно возникших) образов Шри Ганеши, известных как Ашта Винайяки. Соответственно, восемь знаменитых центров поклонения этому божеству — Моргаон (находящийся там образ Ганеши известен как Майюрешвара), Сиддхатек (Сиддхивинаяка), Пали (Баллалешвар), Махад (Варада Винаяка), Теур (Чинтамани), Леньядри (Гириджа-атмаджа, или Гириджа-атмака), Озар (Вигхнешвар, или Вигхнахара), Ранджангаон (Махаганапати); именно в таком порядке и рекомендуется проводить паломничество по этим святым местам. О храме Вигхнешвары — седьмом по счету — в нашем сегодняшнем очерке. |||||

Некогда царь Абхинандана, правитель Химавати, совершал великое жертвоприношение, и царь богов Индра начал опасаться, что могущественные плоды такого действия могут угрожать его положению и трону. По этой причине Индра повелел Времени (Кала) создать всевозможные помехи и затруднения, чтобы жертвоприношение не было завершено. Кала, имевший очень свирепый вид, разрушил не только жертвоприношение Абхинанданы, но и другие жертвоприношения и создал множество помех для святых и различных существ. Из-за этого люди стали звать его Вигхна («затруднение, помеха, трудность»).

Постепенно ведийских ритуалов становилось все меньше и меньше, и дхарма стала покидать землю. Тогда все боги обратились к Ганеше с просьбой спасти мир, приняв форму Вигхнешвары. Ганеша согласился принять земное воплощение в качестве сына мудреца Паршвы и его супруги Дипаватсалы. Боги, возглавляемые Господом Шанкарой, через некоторое время посетили мудреца с тем, чтобы он отпустил Ганапати на войну с Вигхнасурой. Паршва не был расположен отпускать Ганапати, но Ганапати убедил его дать позволение на битву со злым демоном.

В битве Ганеша применил свою анкушу (багор), которая была способна удерживать демона, однако демон стал принимать множество форм, таких как вихрь, водный поток, огонь и др. Винайяка разрушил все эти виды иллюзии, и асур понял, что его силы и тактика не смогут принести победы. Тогда Вигхнасура пал к стопам Ганапати и попросил о прощении.

Винайяка проявил милость к асуру, и асур попросил его, чтобы Винайяка принял имя, связанное с именем асура. Ганапати удовлетворил эту просьбу, став известным как Вигхнешвара («Повелитель Вигхны») или Вигхнараджа. Также Ганеша повелел: «Кто бы ни воспевал это мое имя, он достигнет исполнения своих желаний, и ты, Вигхна, не должен создавать препятствий в его действиях. Но ты должен создавать препятствия для тех, кто не будет вспоминать меня перед началом своей работы. Какое бы из сотворенных существ ни накопило гордыню и эгоизм, включая Шиву и Вишну, ты должен лишить его приобретенных положения и статуса. Ты никогда не должен беспокоить моих преданных почитателей, но всячески препятствовать их обидчикам».

Боги были очень счастливы. Они освятили образ Винайяки в Озаре. С тех древних времен и по сей день храмовое божество Вигхнешвары доступно для созерцания, молитв и поклонения...

 

 

 

 

 

 

 

 


Заметка о стиле бхаратанатьям Фестиваль Вудсток в 1969 году
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту