Глаз кукушки (из цикла "Узоры южноиндийских сари") Стихотворение Рабиндраната Тагора

Кудияттам

Кудияттам

Кудияттам (кудийаттам, кутийяттам) — традиционное исполнительское искусство штата Керала, сочетающее традиции санскритского театра и тамильско-малаяламской культуры эпохи Сангама. Само слово означает "совместное выступление", происхождение и развитие кудияттама окутано тайной и мало изучено. Тем не менее, считается, что это едва ли не единственная форма, непосредственно связанная с наследием древнего санскритского театра. Как и другие классические танцы и театральные действа, он следует предписаниям древних текстов (например, "Натья-шастры"). Традиционно представления кудияттама происходили только в храмах — в особых местах, называемых "кутхамбалам" (храмовый театр). Есть некоторые элементы, сближающие его с традиционным представлением катхакали, также кералийским. ||||| В представлении кудияттама участвовали Чакьяры (индуистская подкаста), причем только мужчины этой касты (женщины этой касты не допускались), зато женские роли исполняли нангьяраммы (женщины касты Амбалаваси-Намбияр). Выступления кудияттама были длительными и сложными, их продолжительность составляла от 12 до 150 часов и проходила в течение нескольких или многих ночей (иногда до сорока). Источники говорят о том, что полное представление кудияттам состоит из трех частей. Первая из них - пураппаду, где актер исполняет стих вместе с аспектом танца нритта. Далее следует нирваханам, где актер, используя абхинаю (эмоциональные средства выражения), доносит до зрителей настроение главного героя пьесы. Нирваханам продолжается до точки, с которой начинается фактическая игра. Заключительная часть спектакля — "кудияттам" — является собственно пьесой. В то время как первые две части являются сольными актами, третья может иметь столько персонажей, сколько требуется для выступления на сцене. Набор аккомпанирующих музыкальных инструментов также детально определен и описан. 

Вместе с обветшанием феодальной системы Кералы в 19 веке, этот вид искусства лишился богатых просвещенных покровителей (некоторые из пьес для него были написаны царями) и стал испытывать финансовые затруднения. После некоторого возрождения в начале 20 века, он опять погружается в забвение, связанное с трудностями финансирования. В наши дни традиционные школы кудияттама поддерживаются правительственными и частными организациями Индии, а сам кудияттам признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. В 1955 году представление кудияттама впервые состоялась за пределами храма, а в 1962 году прошло в Ченнае — впервые за пределами Кералы. В начале 1960-х годов польская студентка изучала кудияттам в традиционной системе обучения и стала первой исполнительницей, не принадлежащей обычной касте артистов этого стиля. 

Ниже мы приводим несколько видеороликов, демонстрирующих этот замечательный вид искусства. Первое представление происходит в храме Субраманьи (Карттикейи). Последующие ролики рассказывают историю поражения царя обезьян Бали (эпизод из "Рамаяны") и доступны для просмотра в исполнении разных артистов. Некоторые видео имеют поясняющие субтитры на английском языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаз кукушки (из цикла "Узоры южноиндийских сари") Стихотворение Рабиндраната Тагора
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту