Реклама

 






Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов») Стихотворение Видьяпати

Лепакши (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Лепакши (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Лепакши – это маленькая деревня, которая находится в девяти милях восточнее Хиндупура в округе Анантапур штата Андхра-Прадеш. Лепакши знаменита своим храмом Вирабхадры, и это также место, где находятся одни из лучших образцов настенных росписей виджаянагарского периода.

 

Храм Вирабхадры является замечательным примером виджаянагарского стиля в архитектуре и расположен на невысоком каменистом холме под названием «Курмасайла» (Черепашья гора), потому что напоминает по форме черепаху1. Надпись на внешних воротах храма утверждает, что храм построен в XVI веке человеком по имени Вирупанна.

 

Лепакши примечательна тем, что здесь в одном и том же месте почитают Господа Папанашешвару (Шиву как уничтожителя грехов), Господа Раму, Господа Вирабхадру и Дургу. В «Сканда-пуране» Лепакши упоминается как одна из ста восьми важных Шива-кшетр. |||||

 

Говорится, что храм был основан самим мудрецом Агастьей. Позже это святилище, усилиями благочестивого Вирупанны, казначея виджаянагарских царей, превратилось в изысканный храм, который мы можем видеть сейчас. В этом храме святилища Господа Шивы и Господа Вишну расположены лицом друг к другу, в то время как в центре находится святилище Господа Вирабхадры. Таким образом, эти три святилища образуют треугольник с общим залом собраний. Храм со всех сторон окружен внешней оградой. Существует и вторая, внутренняя ограда, внутри которой находятся главные части храма. Наиболее прекрасные части храма – это танцевальный зал (натья-мантапа) и входной портик перед главным залом (ардха-мантапа). Танцевальный зал украшен великолепными каменными колоннами, покрытыми резьбой, с необыкновенной живостью изображающей танцоров и музыкантов. Зал для различных торжественных церемоний (кальяна-мантапа) представляет собой изысканный образец виджаянагарского искусства, и остался незаконченным. Здесь имеется святилище Шивы-Папанашешвары, а к западу отсюда расположен вход в святилище Рамешварасвами (Шивы как объекта поклонения Рамы). К северу от храма Рамы расположено еще одно святилище. Оно посвящено Гопаласвами (Кришне). К югу от главного святилища находится массивный нага-лингам (лингам, над которым изображен змей-наг) в сени великого нага. Основание лингама раскололось.

 

В двухстах ярдах восточнее храма находится колоссальная скульптура Нанди – крупнейшее изображение Нанди в Индии. Она высечена из монолита высотой двести и длиной триста футов. Эта скульптура сделана с чрезвычайной тщательностью, и ее создание потребовало огромного приложения труда.

 

С этим храмом связана следующая популярная легенда.

 

Вирупанна был царским казначеем и главой купеческой гильдии во времена знаменитого виджаянагарского царя Кришнадевараи. Он нашел здесь изображение Вирабхадры и решил построить для него храм. Он осуществил свой план, и полностью использовал для этой цели также подати, предназначавшиеся царю, которого в это время не было в Виджаянагаре. Вирупанна почти закончил строительство и наблюдал за завершением зала для торжественных церемоний, когда возвратился царь и обнаружил казну пустой. В качестве наказания за это преступление царь приказал ослепить Вирупанну. Казначей был верным слугой царя, и тут сам же привел приговор в исполнение. В наши дни на стене около зала для торжественных церемоний можно видеть два темных пятна, и говорится, что это следы глаз Вирупанны, которые он сам себе выбил ударом об стену. После этого строитель храма прожил недолго, и потому зал для торжественных церемоний остался незаконченным. С этой историей связывают и название деревни – Лепакши, т. е. лепа (слепой) + акши (глаз) = «слепой глаз».

 

Помимо огромной монолитной скульптуры Нанди – крупнейшей скульптуры Нанди в Индии – Лепакши знаменита изящными статуями в виджаянагарском стиле, которые можно увидеть в танцевальном зале и зале для торжественных церемоний, а также настенными росписями, которыми покрыты верхние части стен этих залов. Вышеупомянутые скульптурные композиции представляют различные пуранические и другие легенды, и изучение храмовой скульптуры само по себе равноценно изучению пуран и эпоса.

 

В одном из залов имеются прекрасные скульптуры Ананташаяны (Вишну, возлежащего на змее Ананте), фигуры Вирупанны в натуральную величину и изображения Даттатреи, четырехликого Брахмы, Тумбуру, Нарады и Рамбхи. Музыкальные инструменты, одежда, жесты и украшения богов изображены с чрезвычайной тщательностью. Особенно прекрасны скульптуры Аннапурны (проявление Великой Богини), Мритьюнджаи (аспект Шивы) и Падмини.

 

Барельефы на внешних стенах храма изображают историю знаменитого бхакты Шивы по имени Шрияла и историю Киратарджунии. Эти две легенды достаточно известны. Сначала приведем историю Шриялы.

 

Родители Шриялы были преданными почитателями Господа Шивы. Чтобы проверить силу их преданности, Господь принял облик нищего старика и пришел к ним просить милостыню. Его приняли с большим почтением и предложили Ему подаяние. Поскольку Он пришел туда, чтобы проверить их преданность, то заявил, что не удовлетворится ничем меньшим, чем мясо их единственного сына Шриялы, которое должна приготовить его собственная мать. Горе родителей невозможно было описать, тем не менее, поскольку они очень строго следовали закону гостеприимства, то пообещали исполнить просьбу и сделали так, как велел «нищий»: мать держала мальчика, а отец отрезал ему голову. Мать спрятала голову, чтобы хоть она напоминала ей о любимом сыне. Но Господь настоял, чтобы ее тоже приготовили вместе со всем остальным. Когда мясо вот-вот должны были принести гостю, Господь попросил родителей, чтобы они позвали своего сына, и когда они пришли и позвали Шриялу, мальчик, благодаря божественной милости, появился как ни в чем не бывало. После этого Господь Шива даровал им Свой даршан и сделался невидим.

 

Эта знаменитая история о преданности Шиве с редкими совершенством и выразительностью изображена на барельефах на внешней стене храма. Подобным же образом храмовые барельефы также изображают историю Киратарджунии, или сражения Арджуны с Господом Шивой, когда первый совершал аскезу на холме Индракила, чтобы получить оружие Пашупата (особое оружие Господа Шивы).

 

Стены святой святых храма Вирабхадры, потолки святилища под названием «Ранга-мантапа» и часть главного зала собраний, примыкающая к святилищу Шивы, украшены множеством настенных росписей виджаянагарского периода. Все сюжеты, представленные здесь, взяты из пуран. Брак Парвати, изображения Дакшинамурти, Шри Рамы и Господа Кришны как Ватапатрашаи – вот некоторые из самых важных настенных росписей в этом храме.

 

Во входном портике храма также имеется ряд панно, на которых изображены пуранические легенды. Первое представляет Господа Шиву, появляющегося из лингама. Здесь также показан Маркандея, напуганный Господом Ямой. Господь Шива показан танцующим на демоне, которого Он пронзил Своим трезубцем. На следующем панно изображен Дакшинамурти, сидящий на небольшом холме под сенью двух деревьев вата (фикус бенгальский) в окружении мудрецов. Следующее панно изображает Господа Шиву в Его милостивом (ануграха) аспекте, дарящего Свой топор, или парашу, Чандикешваре (одному из Своих божественных спутников). Следующая сцена представляет Господа Шиву как Бхикшатану, когда, чтобы искупить грех отрубания головы Брахме, Шива должен был странствовать в облике аскета по имени «Бхикшатана», пока не достиг Гималаев, где смог искупить Свой грех. Здесь изображены риши-патни (жены мудрецов), подносящие Ему пищу. В это время все их существо было проникнуто глубокой любовью и нежностью при виде прекрасного облика Господа. Поза Господа как Бхикшатаны столь же благородна и величественна, сколь позы Шива-ганов, следующих за Ним, – странны и забавны. Здесь также имеется панно с изображением Харихары. Другая роспись показывают Шиву как Кальяна-сундару (прекрасного и всеблагого), женящегося на Парвати. Но лучшей росписью здесь является та, на которой Шива изображен как Гаури-прасадака (дарующий милость Гаури). Эта картина удачно передает сочетание действия и покоя, гнева и умиротворения.

 

В основном зале собраний также имеется ряд настенных росписей, изображающих историю Киратарджунии, Господа Кришну как Ватапатрашаи и т. д.

 

Существует великолепная роспись, запечатлевшая знаменитую историю, как легендарный царь Ману Чола воздает справедливость корове ценой жизни собственного сына. Подобный же сюжет можно найти в храме в Тируваллуре на Юге. Вот эта популярная история.

 

Ману Чола был великим царем, известным своим безупречно справедливым отношением ко всем. Чтобы в любое время дня и ночи каждый, ищущий справедливости, мог обратиться к нему, он приказал установить рядом с дворцом большой колокол, и всякий мог в любое время звонить в него, чтобы привлечь личное внимание царя к своему вопросу. Как-то раз раздался особенно яростный колокольный звон, и царь вышел, чтобы посмотреть, кто это так неистово бьет в колокол. Оказалось, что в колокол била корова. Царь последовал за коровой и увидел, что ее теленок был случайно задавлен насмерть колесницей, которой управлял принц – сын царя. В глубокой скорби корова вопила и требовала возмещения от рук царя. Царь понял, что требование коровы справедливо, и приказал, чтобы, как колесница его сына задавила насмерть теленка, так и принца положили на дорогу, и та же самая колесница, управляемая коровой, должна задавить его насмерть. Так его сын был принесен в жертву справедливости. Такая приверженность принципу справедливости, даже ценой жизни собственного сына, понравилась Господу Шиве, и Он явился перед царем и вернул к жизни принца, а также теленка. Здесь эта история представлена на ряде панно с необыкновенной живостью.

 

Входной портик особенно знаменит своими росписями, изображающими различные проявления Господа Шивы. Здесь Шива изображен то как Натана-мурти (божественный танцор), то как Андхакасура-дхвамса, попирающий демона Андхакасуру, то как Дакшинамурти с канканой, кеюрахарой и киратапаттой, и т. д. Господь Шива как Чандикеша-ануграха-мурти (дарующий милость Чандикешваре) изображен с длинной гирляндой из черепов (капала-мала) и одетый в тигровую шкуру. Изображение Бхикшатаны, где Господь показан в лесу Дарукавана, выполненное с исключительным мастерством, представляет собой еще один шедевр.

 

Храм в Лепакши достаточно знаменит и на Шива-ратри и другие шиваитские праздники привлекает много паломников. Этот храм является подлинной сокровищницей виджаянагарской скульптуры и живописи и в буквальном смысле слова музеем, где собраны все пуранические легенды о Господе Шиве, запечатленные в камне и краске. Храм сохраняет свое влияние и в наши дни и в равной мере привлекает паломника, преданного почитателя Шивы, археолога, скульптора и художника.

1 «Курма» = «черепаха».

 

Тадпатри (из цикла «Легенды индийских храмов») Стихотворение Видьяпати
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту