Реклама
История о том, как Хануман получил свое имя Упма -- манка с овощами (рецепт блюда)

Алампур (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Алампур (из цикла «Легенды индийских храмов»)

Алампур

У священного слияния рек Тунгабхадры и Кришны, на границе между округами Карнул и Махбубнагар штата Андхра-Прадеш1, находится Алампур, в котором расположен ряд святилищ, таких как храмы Сангамешвары и Нава-Брахмы.

 

Алампурские храмы расположены на западном берегу реки Тунгабхадры. Главный храм представляет собой группу святилищ, посвященных Нава-Брахме (девяти аспектам Брахмы). Он расположен в крепости и сильно напоминает храм Папанатхи в Паттадакале. Шикхары этих святилищ снаружи имеют криволинейную форму и украшены множеством миниатюрных архитектурных деталей, таких как амалаки и т. д. Украшения в виде амалак встречаются по углам башен Алампура и производят замечательный эффект, поскольку естественным образом сочетаются с каменной кладкой, венчающей башни.

 

По своему внутреннему плану и украшениям алампурские храмы не похожи на храмы Ориссы, хотя имеют поразительное внешнее сходство с последними. С другой стороны, они очень напоминают некоторые высеченные из камня храмы Западной Индии. |||||

 

Здесь имеются девять храмов. Святилища квадратные по форме и имеют проход, чтобы можно было совершать прадакшину (ритуальный обход) вокруг них. Внутреннее пространство храмов, в подражание храмам, высеченным из камня, является замкнутым. Резьба по камню на колоннах тождественна таковой пещерных храмов Западной Индии, и попадая внутрь алампурских храмов, мы часто не можем понять, находимся ли в святилище, высеченном в скале, или в обычном здании.

 

Главный вход в храм Брахмы, расположенный в его крайней северной оконечности, украшен изумительной резьбой по камню. Здесь изображена история охоты на олениху, упомянутая в стхала-пуране храма. Охотник изображен выпускающим стрелу в олениху. В другом месте охотник показан выражающим почтение царю. Прямо под этой панелью находится другая, на которой изображен царь, кормящий олениху. На панелях, обращенных к храму, высечены фигуры богов и лингам.

 

Архитектура алампурских храмов интересна во многих отношениях. Форма их башен показывает несомненное влияние Севера, в то время как их внутренний план характерен для скальных храмов Западной Индии. Хотя рассматриваемые нами святилища расположены на границе дравидских земель, они имеют мало общего с архитектурой этих мест. С другой стороны, их скульптуры и украшения своим изяществом часто напоминают классическое искусство эпохи Гуптов. Этот стиль, очевидно вследствие растущего влияния Юга, не получил широкого признания, так что у средневековых (эпохи Чалукьев) храмов Деккана башни определенно испытали на себе влияние многоэтажных южных гопурамов.

 

Можно также упомянуть другую группу святилищ, связанную с именем Папанатхи. Они расположены в прекрасной роще на правом берегу реки Тунгабхадры на расстоянии примерно мили к югу от города. Архитектура этих храмов скромна. Башни квадратные в плане и многоярусные; чем выше ярус, тем он меньше размером. Вершины увенчаны амалаками, массивными каменными дисками, поддерживающими вазообразные навершия под названием амрита-калаши. Эти храмы были построены в разное время.

 

Главный храм, который расположен в середине, включает украшенный колоннами зал с тремя входами на востоке и западе и двумя ячейками на севере и на юге. Колонны довольно короткие, а украшающая их резьба – невысокого уровня. На некоторых из колонн представлены религиозные сюжеты, тогда как на других имеются надписи. На потолке изображен Натараджа – Шива, исполняющий танец тандава. Нишу занимает фигура Махишасуры, а в святой святых установлен лингам. В ячейках на юге имеются вырезанные из камня изображения семи богинь-матерей (сапта-матрика).

 

«Сканда-пурана» подробно описывает Алампур, и в это произведение входит очень пространная стхала-пурана этого места, занимающая почти пять глав.

 

Говорится, что Алампур является западными вратами Шрисайлам, в котором находится один из самых важных из двенадцати джьотирлингамов в Индии. Главное божество здесь – Бала-Брахмешвара. Говорится, что в этом месте Брахма в течение тысяч лет совершал великую аскезу, и умилостивил Господа Шиву, Который даровал ему силы, необходимые для сотворения мира. Поэтому божество называется «Брахмешвара» (владыка Брахмы). Богиню именуют здесь «Йогини» или «Йогуламба», что является синонимом Парвати.

 

Вокруг храма Брахмешвары существует несколько других святых мест. Из них наиболее важны следующие.

 

1) Папавинашана-тиртха. Место на реке Тунгабхадре примерно в полумиле выше храма Брахмешвары. В этом месте существует храм Папанашешвары. Святость этого места так велика, что, согласно народным верованиям, те, кто совершат здесь омовение хотя бы один раз, обретут то же самое благо, которое приобретается регулярным омовением в Ганге в течение года. Омовением в этом священном месте будет смыт любой грех.

 

2) Храм Ганика-Сиддхешвары. Это место на Тунгабхадре, где омываются и поклоняются Господу Шиве гандхарвы и сиддхи. Говорится, что те, кто принимает здесь омовение, неизменно преуспеют во всех своих начинаниях.

 

3) Раджараджешвара-тиртха. Это место, где совершал аскезу и умилостивил Господа Шиву Кубера.

 

Здесь так же много тиртх, как в Каши, и поэтому Алампур называют «Южным Каши» (Дакшина-Каши). Тунгабхадра образована слиянием двух рек – Тунги и Бхадры. Река Тунга считается проявлением Господа Вишну, а река Бхадра – Господа Шивы. Поэтому слияние этих двух рек, которое означает единство Господа Вишну и Господа Шивы, считается в высшей степени священным.

 

В Алампуре почитают двух богинь, которые описываются в стхала-пуране. Одна из них Йелламма, грама-девата, а другая Бху-деви. С ними связано следующее предание.

 

Ренука была верной и благочестивой женой риши Джамадагни. Она каждый день ходила на реку Тунгабхадру, чтобы набрать воды для пуджи, которую проводил ее муж, и она делала из глины со дна Тунгабхадры кувшин, в котором и носила священную воду. Способность превращать глину и песок в кувшин она приобрела благодаря великой силе своего пати-бхакти (преданности мужу). Однажды, занятая своей ежедневной работой, она случайно увидела царя и царицу, которые купались в реке. Это немного нарушило душевное спокойствие Ренуки, и в результате в этот день она не смогла сделать кувшин из глины. Поэтому она возвратилась в ашрам с пустыми руками.

 

Риши Джамадагни, который знал, какой способностью обладает его жена, понял, что она сбилась со своего духовного пути, и потому приказал своим сыновьям немедленно убить ее. Сыновья не сдвинулись с места, только Парашурама оказался столь послушен своему отцу, что сразу же выполнил жестокий приказ. Риши Джамадагни был очень доволен сыновней преданностью Джамадагни и предложил ему попросить любое благословение. Парашурама тут же попросил вернуть его мать к жизни. Джамадагни сказал ему, что ее голову невозможно приделать обратно к туловищу, так как она упала в некое нечистое место, и он дал ей благословение, что ее голову будут почитать люди всякого звания под именем «Йеламмы», а ее тело станет равно знаменитым под именем «Бху-деви». Так эти две богини оказались в Алампуре, и их нельзя увидеть нигде, кроме этого города.

 

Последняя глава стхала-пураны излагает историю сооружения всех храмов Алампура. Говорится, что некогда в святом городе Бенаресе жила вдова по имени Пуньявати. Она была великой преданной почитательницей Господа Шивы. Она истово молилась Богу, чтобы Он благословил ее сыном. Довольный ее преданностью, Бог даровал ей благословение, и в должный срок она родила сына. Но все окружающие люди неправильно поняли произошедшие и поносили ее за то, что она родила ребенка без мужа. Когда ребенок подрос, то также сделался объектом насмешек. Его дразнили «безотцовщиной». Тогда мать сказала ему обратиться к Самому Господу Шиве и попросить о помощи. Соответственно, мальчик предался аскезе в честь Господа Шивы, и Господь Шива велел ему идти в Брахмешвара-кшетру, западные врата Шрисайлам, и соорудить там храмы для всех богинь, и заверил его, что милостью Брахмешвары, Йогуламбы и Ганапати он получит необходимую помощь. Мальчик, который получил известность как «Расасиддха», пошел в Алампур и с помощью вышеупомянутых богинь и богов построил храмы. Когда Расасиддха был занят строительством этих храмов, царь по имени Виласат-раджа, который был настикой2, вторгся в эти места и разрушил многие храмы. Он хотел отнять у Расасиддхи кувшин с сиддха-расой (чудесным эликсиром). Утверждалось, что этот эликсир обладает способностью превращать камень в золото. Но Сиддха, который знал намерения царя, проклял его, и тот потерял все свое войско и богатство.

 

Однажды царь, мучимый голодом и жаждой, бродил по лесу и попросил одного бхила дать ему что-нибудь поесть. Охотник углубился в лес в поисках какой-нибудь пищи. Он увидел олениху и попытался убить ее. Но олениха взмолилась не убивать ее и сказала, что пойдет покормить молоком своих оленят, а потом вернется. Олениха также сказала охотнику, чтобы он доверял ее словам, и что если она не исполнит свое обещание, то готова пострадать за грех точно так же, как царь Виласат, который разрушал храмы Шивы. Охотник оставил олениху и рассказал о случившемся царю. Царь последовал за охотником, чтобы посмотреть, вернулась ли олениха. Увидев царя Виласата, олениха, которая сдержала свое слово и вернулась, отвернулась от царя со словами, что не хочет видеть такого грешника. Царь раскаялся в своих грехах и спросил олениху, как он может избавиться от них. Олениха сказала, что, если он желает избавиться от своих грехов, то должен идти в Брахмешвара-кшетру и там некоторое время предаваться аскезе, а затем восстановить все храмы. На одном из каменных панно в храме изображена эта история. Олениха также сказала царю, что когда каменное изображение последнего будет повреждено временем, он освободится от великого греха.

 

Помимо вышеупомянутой стхала-пураны, о величии этой Шива-кшетры подробно говорится в поэтическом труде на телугу под названием «Пандитарадхья-чарита», написанном великим поэтом-телугу XII века Палкурики Соманатхой.

 

Девять алампурских храмов Брахмы известны как «Бала-Брахма», «Кумара-Брахма», «Арка-Брахма», «Вира-Брахма», «Вишва-Брахма», «Тарака-Брахма», «Гаруда-Брахма», «Сварга-Брахма» и «Падма-Брахма». Эти девять аспектов отличают исключительно этот храм, и их не встретить больше нигде в Индии.

 

Ежедневно это святое место посещают сотни паломников. Те, кто направляются в Шрисайлам, обычно посещают и Алампур, так как он считается западными вратами Шрисайлам. Помимо храмов, о которых шла речь выше, в Алампуре находится Сангамешвара – место слияния рек Тунгабхадры и Кришны. На берегу Тунгабхадры, в окружении прекрасной природы, расположен храм «Бала-Брахмешвары». Этот храм знаменит своей святостью, равно как своими величественными скульптурами.

 

1 Округ Махбубнагар с 2014 года входит во вновь образованный штат Телангана

2 Настика – приверженец неведического учения.    

 

История о том, как Хануман получил свое имя Упма -- манка с овощами (рецепт блюда)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту