ХIХ. ГЛАВА О СОБЛЮДАЮЩЕМ ДХАММУ (224) | ХХI. ГЛАВА О РАЗНОМ |
ХХ. ГЛАВА О ПУТИ
273Лучший из путей – восьмеричный (233), лучшая из истин – четыре слова (234); лучшая из дхамм – уничтожение страстей; лучший из двуногих – тот, кто прозорлив. 274Вот путь, и нет другого для очищения зрения. Следуйте по нему. Все иное – наваждение Мары (235). 275Следуя по нему, вы положите конец страданию. Это путь был провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии (236). 276Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты – единственные учителя. Те, кто следует этим путем и самоуглублён, освободится от оков Мары. 277"Все санкхары преходящи". Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению. 278"Все санкхары горестны". Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению. 279"Все санкхары лишены души". Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению (237). 280Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль подавлены, – тот, беспечный и ленивый, не найдёт пути к мудрости. 281Внимательный к слову, вполне смиривший свой ум, пусть он не делает ничего дурного телом, пусть он очистит эти три пути действия, пусть он достигнет тропы, указанной мудрецами. 282Истинно: из размышления рождается мудрость; из отсутствия размышления – уничтожение мудрости. Зная этот двойной путь к жизни и к уничтожению жизни, пусть он сделает так, чтобы мудрость увеличивалась. 283Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх. Вырубив и лес, и чащу, вы, о бхикшу, станете свободными (238). 284Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, – пусть даже самое малое, – до тех пор его ум на привязи подобно теленку, сосущему молоко у матери. 285Вырви свое желание, как вырывают рукой осенний лотос. Следуй по пути спокойствия к Нирване, указанной Сугатой (239). 286"Здесь я буду жить во время дождей, здесь – зимой и летом", – так рассуждает глупец. Он не думает об опасности. 287Такого человека, помешавшегося на детях и скоте, исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение спящую деревню (240). 288Ни дети, ни отец, ни даже родственники не могут быть защитой тому, кого схватила смерть. У родных не найти защиты. 289Зная эту истину, пусть мудрец, внутренне сдержанный, быстро очистит себе путь, ведущий к Нирване.
|
ХIХ. ГЛАВА О СОБЛЮДАЮЩЕМ ДХАММУ (224) | ХХI. ГЛАВА О РАЗНОМ |