Реклама
Тиллана Дханашри Мантра Гайятри и ее значение

Мантра Гайятри и ее значение (II часть)

Мантра Гайятри и ее значение (II часть)

Мантра Гайятри, принятая в ежедневных молитвенных обрядах ригвединов (последователей Риг Веды), согласно работе «Ведические обряды» Сурендры Мохана, имеет следующие значения:

1)"Мы медитируем на почитаемую блаженную форму Бога — Сознание. Пусть Он поощрит все наши способности".

2) "(Посредством моего тройственного сознания) я медитирую на почитаемый божественный Огонь неизменного Создателя, которого называют "Тат". Пусть Лакшми и Нарайяна поощрят мои познавательные способности".

3) "Я медитирую на Бога, (который создает как) Брахма, поддерживает как Вишну и уничтожает как Шива, и кто, как Турья, выше этих трех. Пусть Он поощрит мои познавательные способности". |||||

 

В самом начале мантра Гайятри после священного слога Ом содержит три особых слова, называемых маха-вьяхрити. Скажем о них несколько подробнее:

Маха-Вьяхрити: OM bhuuH, bhuvaH, svaH. Первые пять слогов известны как "Маха-Вьяхрити", "великие изречения",наделенные силой слова, произнесением которых Бог создал три мира – физический (bhuuH), мир эмоций (bhuvaH) и ментальный (svaH). Помимо трех Маха-Вьяхрити -- Бхух, Бхувах и Свах, есть и четыре других Вьяхрити, используемых только в пранайяме. Но их называют не "Маха-Вьяхрити", а просто "Вьяхрити". Остальные двадцать четыре слога, образующие десять слов, есть "Гайятри" par excellence, молитва (gaaya) которая спасает (tri). 

Вот еще одно из толкований этого древнейшего гимна:

«О Высший Брахман (священный слог OM, состоящий из трех звуков - "А ", "У" и "М" - и символизирующий Создателя, Поддержателя и Преобразователя миров). Ты - Создатель всех существ (bhuuH), их Поддержатель (bhuvaH) и их Конечная Цель (svaH). Я медитирую (dhiimahi) на Почитаемого (vareNyam), Блаженного (bhargaH), Сознание (savituH, Побудитель, Внутренний Руководитель). Пусть Он поощрит (pracodayaat) все наши (naH) способности (dhiyaH)».

Таким образом, смысл молитвы индуистов может быть изложен в следующих словах: "О Бог, являющийся Создателем, Поддержателем и Преобразователем (трех миров - физического, эмоционального и ментального), мы медитируем на Твою почитаемую, блаженную форму, пребывающую в наших сердцах как сознание. Да озаришь Ты все наши способности".

Семь Вьяхрити - bhuuH bhuvaH и прочие, означают следующее:

Бхух - это sanmatram, чистое бытие, Сат.

Бхувах - это весь разум, поскольку он озаряет или проявляет (bhaavayati = prakaashayati) все, становление, Чит.

Свах - это все Блаженство. Слово происходит от su-vriyate, т.е. suSThu sarvaiH briyamaaNa sukhasyaruupam Совершенство, Ананда.

Махах - это Всемогущий, Почитаемый всеми.

Джанах - это Причина всего, поскольку она порождает (janayati) все.

Тапах - это вся Энергия, или весь свет, Теджас.

Сатьям - это вся Истина, sarvabaadha-rahitaM.

Семь этих Вьяхрити указывают на семь атрибутов Божества – Чистое Бытие, Всеведение, Высшее Блаженство, Всемогущество, служение Великой Причиной, Лучезарность и Истинность. Семь этих Вьяхрити следует декламировать в семи тонах музыкальной октавы, или же -- в семи хорошо известных размерах Веды, известных как гайятри, ушник и т. д.

У мантры Гайятри провидцем был мудрец Вишвамитра, призываемым божеством является Бог в аспекте Савиты, Сознания, размером ее служит гайятри, или же первый тон октавы, а целью, которой необходимо достичь с ее помощью, будет упорядочение дыхания и искупление всех грехов.

В числе прочих ежедневных обрядов, индуист совершает медитацию на Богиню Гайятри: Утром на Гайятри следует медитировать как на деву, сидящую на фламинго в позе лотоса, имеющую красный цвет, четыре лица, две руки, и держащую в них четки и кувшин для воды, облаченную в красные одежды и подобную Брахману.

Посредством особых мантр индуист выполняет призыв Гайятри: Ом, приди, дарующая благословения Богиня, присутствуй при моей молитве. Поскольку ты спасаешь (traayase), когда тебя воспевают (gaayantam), оттого ты зовешься Гайятри. После этого совершается джапа (многократное повторение с использованием четок) десять, двадцать восемь, сто, сто восемь или тысячу раз. Затем выполняется прощание с Гайятри следующей мантрой (перевод): Рожденная на высочайшей вершине, обитающая на земной горе, с позволения Брахмы, иди, о Богиня, куда пожелаешь. На высочайшей горной вершине Земли (то есть на горе Меру) живет богиня Гайятри. Удовлетворенная поклоняющимися тебе, вернись, о Деви, в свою обитель, поскольку это угодно тебе. (Согласно тексту Таиттирийя Араньяки, X.36.1).

Еще один вариант медитации на Богиню Гайятри следующий: «Затем пусть он медитирует на Гайятри, как на имеющую темный цвет, четыре руки, держащую раковину, диск, палицу и лотос, сидящую на Гаруде, облаченную в желтые одежды, имеющую облик, подобный облику Вишну, полную энергии Вишну, держащую Яджур Веду, юную, находящуюся посередине солнечного диска и носящую имя "Савитри"». Эти медитации различаются в зависимости от времени суток, когда они производятся, возможен и такой вариант: «Облаченная в белое, Гайятри восседает на быке, имеет две руки и держит ими трезубец и барабан (дамару), украшена полумесяцем, у нее три глаза, обликом она напоминает Рудру; она декламирует Сама Веду, пребывает посредине солнечного диска, я медитирую на нее так. Ом! Она имеет белый цвет, облачена в шелковые одежды, пребывает посредине солнечного диска и живет на Брахма-локе».

Приведенные три варианта медитации на Гайятри соответствуют утренней, дневной и вечерней сандхье ригвединов; Богиня Гайтри при этом свяызывается с аспектами Брахмы, Вишну и Рудры, т. е. утром она Брахмани, в полдень она Вайшнави, а вечером она Рудрани. Такая же трактовка принята и у самавединов.

Эти три облика могут называться как Гайятри, Савитри и Сарасвати:

"Утром на Гайятри следует медитировать как на деву, обладающую природой Ригведы и природой Брахмы, сидящую на лебеде, держащую в двух своих руках четки и кувшин для воды, имеющую розовый цвет".

"В полдень на Савитри следует медитировать как на обладающую природой Яджур Веды, имеющую темный цвет, четыре руки, три глаза, держащую раковину, диск, палицу и лотос, как на молодую женщину, сидящую на Гаруде и имеющую облик Ваишнави".

"Вечером на Сарасвати следует медитировать как на обладающую природой Сама Веды, имеющую белый цвет, две руки, держащую трезубец и барабан, сидящую на буйволе, пожилую и имеющую облик Рудрани".

При джапе счет производят по фалангам пальцев правой руки, последовательным помещением на каждую из них большого пальца. Счет начинается со второй фаланги безымянного пальца правой руки и идет в такой последовательности: (1) средняя фаланга безымянного пальца; (2) первая фаланга того же пальца; (3) первая фаланга мизинца; (4 и 5) средняя и последняя фаланга; (6) последняя фаланга безымянного пальца; (7) фаланга среднего пальца; (8) последняя фаланга указательного пальца; (9 и 10) средняя и первая фаланги указательного пальца. Так можно отсчитать десять раз. Затем, при необходимости этот процесс повторяют вновь, отсчитывая второй десяток, и так далее. Отсчитанные десятки отмечаются на соответствующих фалангах левой руки.

Затем у самавединов следует прощание, с декламацией такой мантры:

OM maheshavadanotpannaa viSNorhR^idaya sambhavaa |

brahmaNaa samanuj~naataa gacCha devi yathecChayaa ||

"О богиня (Гайятри), ты вышла из уст Махеши и, следуя повелению Брахмы, живешь в сердце Вишну. Теперь отбудь, куда Ты пожелаешь".

Потом индуист должен налить в стоящий перед ним медный кувшин немного воды, декламируя следующее:

anena japena bhagavantaavaaditya shukrau priiyetaaM |

OM aaditya shukraabhyaaM namaH ||

"Пусть моя джапа радует Господа Адитью и Господа Шукру. Ом, приветствие Адитье и Шукре".

 

В сандхье для яджурвединов находим указание для джапы:

«Пусть утром, обратившись лицом к Солнцу, поклоняющийся мысленно повторит Гайятри, с Пранавой и тремя вьяхрити, как показано в вышеприведенной мантре, 108, 28 или 10 раз. Повторение не должно быть механическим, но должно сопровождаться медитацией на смысл произносимых слов. Вечером ему следует сесть лицом к стороне Вайю, в то время как солнце заходит, и продолжать повторение до появления звезд. По праздникам (в дни, на которые приостанавливается чтение Вед), достаточно двадцати восьми повторений утром и десяти вечером. Счет может производиться на четках из рудракши, индракши, хрусталя или видрумы, или же на пальцах. Четки могут содержать 108 бусин или половину этого количества, то есть 54, или же -- половину половины, то есть 27 бусин. Джапа должна совершаться с сосредоточенным умом. Во время джапы человек не должен разговаривать, его тело, голова и шея должны быть неподвижны, ему нельзя открывать рот. Место должно быть чистым и уединённым. Во время джапы одна его нога не должна быть прижата другой. Медитацию нельзя совершать, покрыв голову какой-либо тканью. Утром рука должна находиться вблизи пупа, в полдень - вблизи сердца, а вечером - вблизи лица. Никогда не следует совершать джапу в воде. Четки в правой руке должны быть закрыты тканью. Следует всегда считать число повторений. Джапа без счета ведет к оцепенению ума, к притупленности, что в высшей степени нежелательно. Поэтому джапу без счета называют асурической джапой.

Асана (сиденье) может быть устроена из растеленного на земле куска шелка или шерстяного одеяла, или шкуры антилопы, или холста, дерева, листьев и т.д. Ей не должен пользоваться никакой другой человек. Постель, асана, одежда и сосуд для питья не должны использоваться кем-либо другим - они чисты лишь до тех пор, пока используются только одним человеком. 

Поза, которую следует принимать во время джапы, должна быть самой удобной. И в начале, и в конце джапы должен декламироваться Пранава, как описано выше; иными словами, следует начинать с Пранавы, а затем продекламировать "Бхух, Бхувах, Свах". Затем нужно вновь декламировать Пранаву, повторить Гайятри, и закончить Пранавой. Утреннее повторение 1000 раз считается наилучшим, 100 раз - средним, и 10 раз низшим. Учащиеся и домохозяева должны декламировать 108 раз, отшельники – 2000 раз.  Джапа Гайятри является одной из великих яджн».

 

Медитация на Гайятри в тантрической традиции происходит аналогичным образом:

 

Утренняя мантра

 

udyad aaditya saN^kaashaaM pustakaakSakaraaM smaret |

kR^iSNaajinadharaaM braahmiiM dhyaayet taarakite.ambare ||

 

"Сияющей алым светом словно восходящее солнце, с книгой и четками в руке, облаченной в шкуру оленя силой Брахмы, такой будем представлять Тебя, пока светят звезды".

 

Полуденная мантра

 

shyaamavarNaaM caturdaahuM shaN^khacakralasatkaraam |

gaadaapadmakaraaM deviiM suuryaasana kR^itaashrayaam ||

 

"Лазурного цвета, четырехрукая, с диском и раковиной в руках, держащая палицу и лотос Богиня, восседающая в солнечном диске".

 

Вечерняя мантра

 

shuklaaM shuklaambaradharaaM vR^iSaasanakR^itaashrayaam |

trinetraaM varadaaM paashaM shuula~nca nR^ikaroTikaam ||

 

"Белого цвета, облаченная в белые одежды, сидящая на могучем быке, трехглазая, делающая жест благословения и держащая аркан, копье и барабан".

 

«Тантра-сара» приводит различные Гайятри, соответствующие различным божествам:

 

  1. Вишну-Гайятри

     

OM trailokya mohanaaya vidmahe kaamadevaaya dhiimahi tanno viSNuH pracodayaat |

 

Мантра - OM namo naaraayaNaaya

 

  1. OM naaraayaNaaya vidmahe vaasudevaaya dhiimahi tanno viSNuH pracodayaat |

     

  1. Рама-Гайятри

     

OM daasharathaaya vidmahe siitaavallabhaaya dhiimahi tanno raamaH pracodayaat |

 

Мантра - raaM raamaaya namaH

 

  1. Шива-Гайятри

     

tat puruSaaya vidmahe mahaadevaaya dhiimahi tanno rudraH pracodayaat |

 

Мантры - hauM и hriiM OM namaH shivaaya

 

  1. Ганеша-Гаиятри

     

tat puruSaaya vidmahe vakratuNDaaya dhiimahi tanno dantii pracodayaat |

 

Мантра - OM shriiM hriiM kliiM glauM gaMgaNapataye vara varada sarvajanaM me vashamaanaya svaahaa |

 

  1. Дакшинамурти-Гайятри

     

dakSiNaamuurtaye vidmahe dhyaanasthaaya dhiimahi tanno dhiishaH pracodayaat |

 

  1. Сурья-Гайятри

     

aadityaaya vidmahe maartaNDaaya dhiimahi tannaH suuryaH pracodayaat |

 

Мантра - OM ghR^ini suurya aadityaH

 

  1. Дурга-Гайятри

     

mahaadevyai vidmahe durgaayai dhiimahi tanno devii pracodayaat |

 

Мантра - duuM

 

В заключение нашего очерка мы приводим одну из современных трактовок Гайятри в традиции гаудия-вайшнавизма, по лекции «Суть мантры Гаятри» Б.Р. Шридхара Махараджа от 14 февраля 1982 года (источники: http://harekrishna.ru/2013/11/14074-obyasnenie-smysla-gayatri-mantry-propovedi-hranitelya-predannosti-chast-17.html; а также http://bharati.ru/sut-mantry-gayatri/ ):

 

Достижение самоосознания

Шридхар Махарадж: Истинный смысл освобождения не только в том, чтобы освободиться от негативной стороны, но достичь позитивного бытия, самопознания. Гаудия-Вайшнавы утверждают: мукхир тване рупам сварупене вьява стхити.Нам необходимо выбраться из болезненного состояния и восстановиться в своем истинном положении — это и есть позитивная концепция мукти. Джива Госвами дал объяснение Гаятри в связи со служением Кришне, Кришна-дасьям. Я не использовал это объяснение, но ту же идею я попытался вложить в свое объяснение Гаятри, связав его с обретением служения на Голоке. Я объяснил все последовательно, шаг за шагом, согласно философской школе Бхагаваты. Гана траяте. Если правильно повторять эту Гаятри, мы сможем достичь освобождения. В целом нам необходимо учитывать различные уровни этого материального мира, грубые и тонкие, они существуют. Все различные уровни — грубые и тонкие до определенных стадий.

# 02:13

Душа — это солнце, определяющее материальное бытие

Шридхар Махарадж: Затем, что из себя представляет солнце этого мира? Перед нами сейчас объективный мир и солнце, которое освещает его для нас, которое проявляет для нас это материальное бытие, — это душа. Солнце — савитар. Савитар также означает душа, потому что только душа позволяет нам увидеть все это. Если в теле нет души, то эти глаза не могут видеть, и этот обычный свет уже бесполезен для нас. О душе так же говорится в «Бхагавад-гите», точно так же как солнце освещает и показывает весь этот мир, так и атма, на самом деле это она проявляет все. Бхарго означает теджас, как луч солнца.

# 03:22

Дева сияющий, играющий, прекрасный Господь

Шридхар Махарадж: Затем девасья — это луч другого солнца, и каковы качества этого девы? Какова его характеристика? Дева означает: сияющий, прекрасный и игривый, Див-дхату, див означает играть и также иметь дикти, сияние, блеск, а дева — это слово мужского рода, пуруша. Таким образом это пуруша, который прекрасен и который имеет качество игривости, красивый и игривый, сундарам, красивый, и лиламой, совершающий свои игры. Его энергия, бхарго, мы будем думать об этой энергии, и это приведет нас к Нему.

# 04:47

Дхимахи развитие через служение

Шридхар Махарадж: Нам нужно постараться все свое внимание обратить на дхимахи. Дхимахи означает: мы будем медитировать, иными словами, развивать духовное. Это означает служение, ведь Господь почитаем для нас. Мы должны преклоняться перед Ним, а преклонение означает служение Ему. Мы будем служить Ему, служить бхарго, служить Ей, и дхийо, духом, энергией этого преклонения, этой духовной жизни является служение, сева. Севу Господь дает нам как награду. Дас кори ветан море дехо према-дхан. Служение означает: не желать результатов этого служения для себя. Но в качестве награды к нам приходит желание совершать еще больше служения, желание служить.

# 06:00

Према награда за служение

Шридхар Махарадж: Наградой нам будет премаПрема означает еще большее вдохновение служить, наша обязанность — служить Ему, и мы получаем от Него вознаграждение, какое? Больше сил и больше желания служить — это есть премаДхийо йо на прачодаят. Также я связал свое объяснение с киртаномгана-киртан. Это относится к Махапрабху, и также это относится к звуку флейты Кришны. Почему?

# 06:48

Призывный звук флейты Кришны

Шридхар Махарадж: Когда Кришна играет на своей флейте, этот звук вдохновляет и призывает всех Его слуг, чтобы они были готовы к своему служению. Например, встретить Его в кунджах или еще где-то. Звук флейты помогает мальчикам-пастушкам в служении Ему, он помогает гопи быть готовыми в их служении. Также он вдохновляет тех, кто служит Ему в ватсалья-расе, — Нанде, Яшоде и другим. Он направляет их в этой ватсалья-расе. Звук флейты Кришны приходит, чтобы помочь нам обрести высшее понимание служения. Этот ган, эта песня, Кришна-ганГаятри, то, что лежит в основе Богоявленных истин. Священные Писания — это отзвук того звучания флейты Кришны и также санкиртана Махапрабху. Все это побуждает нас стремиться к достижению высшей цели в любовном служении Всевышнему Господу, которого должны почитать все души, все сознающие существа в этом материальном мире. Таким образом из гаятри мы извлекаем всеобъемлющий смысл, охватывая все сущее вплоть до Голоки. Это звук, дающий силу солнцу и побуждающий нас обрести свое высшее предназначение, таков смысл Гаятри.Так я дал различные объяснения, раскрывая нашу высшую цель.

# 08:57

Гаятри это мать Вед

Шридхар Махарадж: Гаятри — ведамата, мать Вед, дающая рождение Богооткровенным Писаниям. Гаятри — это та фундаментальная основа, из которой нисходят Веды, Богооткровенная истина. Ее природа такова, пракрити, энергия, наиболее основополагающая энергия Кришны, которая призывает нас вернуться в наше изначальное положение, поскольку мы ушли от Кришны. Подобно тому, как коровы Кришны разбредаются повсюду, но когда Кришна начинает играть на флейте, они собираются вместе благодаря этому звуку. Этот звук направляет все и всех, он помогает нам обнаружить нашу обязанность, наш высший долг, таков истинный, глубокий смысл Гаятри. Все должно иметь связь с высшей сферой, у нас должна быть связь с Центром всего. Все сущее так или иначе имеет связь с Высшим миром, поэтому все в большей или меньшей степени стремится подвести нас к тому миру, и это сварупа-шакти, внутренний поток. А внешний поток — это майа, иллюзия, заблуждение. Майа пытается направлять нас провинциальным, эгоистическим интересом — это внешний поток. Она пытается сосредоточить нас на преследовании отдаленных, корыстных интересов, малых или больших. Но высший, внутренний поток всегда направляет нас к центру.

# 11:14

Относительное положение солнца по отношению к душе

В «Бхагавад-гите» говорится, что солнце не может ничего показать нам само по себе, потому что все нам показывает душа, она помогает нам чувствовать, а не солнце. Если бы не было души, даже тот, кто породил солнце, тоже не мог бы никому ничего показать, только душа нам действительно дает видение, а не солнце. Критснам локам имам равих. Мы думаем, что когда взойдет солнце, мы сможем все увидеть благодаря его свету. Но в действительности это атма, именно она показывает нам все. Не только с помощью глаз мы можем все воспринимать, но также через обоняние, через слух, потому что в центре всего — атма, все исходит от нее. Представление об окружающем нас мире мы можем получить только благодаря атме, а не солнцу. Оно занимает относительное положение, и мы можем использовать солнце в качестве аналогии. Свет олицетворяет собой знание, и идея света используется во многих местах, чтобы показать, какими качествами обладает дух, душа. Это выразительная, яркая аналогия, также как свет экспрессивен, ярок, так и душа экспрессивна, красива. Итак для того, чтобы понять положение души, субъект, то есть главное знание, посредником для нас выступает свет. Как свет показывает нам все вокруг, точно также и душа показывает нам все.

Кто способен понять, что все эти концепции являются функцией души, тот видит, что свет не может дать нам все. Он только освещает форму, он дает образ, но есть также осязание, звук. Все это свет дать не может, как не может он дать почувствовать запах. Таким образом свет может помочь нашему пониманию в какой-то степени, но на самом деле это душа, находясь в центре всего, дает нам полное понимание. Слух, зрение, осязание, обоняние — этими функциями управляют ум, разум и душа. Поэтому в «Бхагаватам» говорится, что облако покрывает луну, дается такая аналогия. С помощью света луны нам видно это облако, но саму луну мы не видим, поскольку облако закрыло собой луну. Точно также наша ментальная система, наш ум, наше представление о мире покрыло видящего, то есть душу. Все, что мы воспринимаем, приходит к нам благодаря свету души, и все это — аханкара. Наша индивидуальная ментальная система покрыла нашу душу, но мы можем воспринять все это с помощью света самой души. Облако покрывает солнце, но само облако видно благодаря солнечному свету, однако само солнце покрыто облаком, мы не можем его видеть, таково положение.

Преданный: Савитур также означает Кришна?

Шридхар Махарадж: Нет, савитур — это дживадживатма, савитур вареньям, и дживатма принадлежит к миру поклонения.

Преданный: А что такое бхарго?

Шридхар Махарадж: Это сияющий мир Кришны, бхарго относится к девасья бхарго, она энергия Кришны, она принадлежит Ему.

Преданный: А что означает дева?

Шридхар Махарадж: Господь игривый и прекрасный, дева, Он прекрасен и игрив, а бхарго — Его энергия, сварупа-шакти. Это та энергия, которой должна поклоняться джива, душа, савитур вареньям. Джива должна поклоняться их обители. Владыка того мира — Кришна, который игрив и необычайно красив. Он даст нам еще большую силу служить Ему. Дхимахи, мы будем стараться совершать поклонение и служить Ему, а Он в ответ даст нам еще больше сил для этого. В мире души мы можем двигаться с помощью медитации, дхимахи, это означает служение. Ведь Он занимает такое высокое положение по отношению к нам, что мы должны поклоняться Ему.

# 16:51

Служение — единственный источник силы в духовном мире

Шридхар Махарадж: Таким образом, в том мире невозможен никакой другой источник силы, только преклонение, почитание, то есть служение Его энергии, дхийо йо на прачодаят. Гаятри ганам, ган означает «происходящий из звука», из того звука, который может привести к нашей высшей целиВсе звуки происходят из того звука флейты, из той песни, ганам. Высший дар этой песни — занять нас в нашем вечном служении после достижения освобождения. Звук флейты Кришны вдохновляет нас и задействует в исполнении нашего истинного долга, он дает нам самоосознание. В настоящее время мы не знаем, кто мы, мы не имеем полного понимания себя. Сейчас мы страдаем, но истинное самоосознание приходит в служении Кришне. Служение помогает нам восстановиться в нашем истинном положении. Звук флейты Кришны и звуки санкиртаны Махапрабху — это два звука, которые полностью утверждают нас в нашем высшем желаемом положении, это и есть самоосознание, освобождение. В любом другом положении мы не можем сказать, что достигли полного освобождения. Освобождение обретает свой позитивный смысл именно в служении Кришне, Высшей Сладости и Красоте. Освобождение является позитивной концепцией только в этом. Сварупе сабара хайа голокете стхити. Все другие положения не следует считать полным самоосознанием. Есть сравнительные состояния: Кришна в мадхурья-расе и также есть Радха-дасьям. Постепенно мы будем приняты туда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тиллана Дханашри Мантра Гайятри и ее значение
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту