Реклама
Стихи из «Брахма-самхиты» Шрисайлам (из цикла "Легенды индийских храмов)

Продолжение цикла «Легенды индийских храмов»

Продолжение цикла «Легенды индийских храмов»

Ахобилам

 

Ахобилам – очень древний религиозный центр. Он расположен в тридцати милях от Нандьяла (округ Курнул, Андхра-Прадеш).

Это место также известно как «Сингавел Кундрам» и посвящено Господу Нарасимхе, т. е. нисшествию Господа Вишну в виде получеловека-полульва, в котором Он явился, чтобы убить демона Хираньякашипу. Существует много мест, где почитают Господа Вишну в образе Нарасимхи, но только в Ахобилам поклоняются всем девяти проявлениям Господа Нарасимхи, т. е. Нава-Нарасимхе.

 

У самых подножий холмов находится храм Прахладаварада-Нарасимхи, т. е. Нарасимхи, благословляющего Прахладу. Этот храм окружен тремя пракарами, построенными в виджаянагарском стиле. Примерно в полутора милях от этого храма находится храм Чхатравата-Нарасимхи. В нем божество, установленное под фиговым деревом, окружено колючими кустами.

 

От подножия холма необходимо подняться вверх, чтобы попасть в то, что называется «Верхний Ахобилам». Длина дороги, идущей через холмы – около шести миль, и по пути можно любоваться прекрасными девственными лесами и несколькими небольшими водопадами изумительной красоты. Здесь расположено несколько святилищ Нарасимхи. Существует святилище Каранджа-Нарасимхи и другое, посвященное Йогананда-Нарасимхе. Популярная легенда гласит, что после уничтожения Хираньякашипу Господь Нарасимха обучал Прахладу, Своего ученика, различным йогическим позам, и Господь в этом аспекте известен как Йогананда-Нарасимха. Также утверждается, что в этом священном месте совершали аскезы, чтобы освободиться от грехов, мудрецы Гобхила и Бхарадваджа.

 

Верхний Ахобилам представляет собой плато на высоте 2800 футов над уровнем моря. Две вершины холма называются Ведадри и Гарудадри. Между ними протекает священная Бхаванасани-тиртхам. Эта река разделяет надвое и вновь соединяет Кумадвати и Пеннар. Говорится, что тиртхам является антарвахини, т. е. рекой, частично текущей под землей. На южном склоне холма Господа почитают в Его гневном аспекте Угра-Нарасимхи (грозного Нарасимхи). Его храм представляет собой величественное здание с залом собраний и гопурам. Совсем рядом отсюда находится святилище Гуха-Нарасимхи, у входа в которое стоит огромная колонна. Широко распространенное предание гласит, что это та самая колонна, которую, как повествуют пураны, пнул ногой Хираньякашипу, когда спросил своего сына Прахладу, присутствует ли Господь Вишну также в этой колонне, и из которой в конце концов вышел Господь Вишну в образе Угра-Нарасимхи и убил демона. В трех фарлонгах от этого святилища находится святилище Вараха-Нарасимхи, где Господу поклоняются в образе вепря. Говорится, что если в этом святилище в течение трех дней совершать джапу шестисложной мантры Нараяны и параяну (чтение нараспев) «Вараха-канды», это приносит неизмеримое духовное благо. |||||

 

В двух милях отсюда находится знаменитое святилище Малола-Нарасимхи. Здесь Господь представлен в Своем умиротворенном образе (шанта-рупа), и вместе с Ним пребывает Божественная Мать Лакшми. Знаменитый царь из династии Какатия по имени Пратапарудра пожертвовал храму золотую утсава-виграху (божество, которое выносят из храма во время праздничных процессий), которой поклоняются духовные главы (джияры) Ахобилам. Далее, выше, находится святилище Джвала-Нарасимхи (огненного Нарасимхи). Утверждается, что именно в этом месте гнев Господа достиг высшей точки, когда Он разорвал Хираньякашипу. Рядом находится храм Павана-Нарасимхи (очищающего Нарасимхи), где, как утверждается, Господу следует поклоняться согласно шактийскому обряду. Итак, вот все девять аспектов Нарасимхи (Нава-Нарасимха): 1. Прахладаварада-Нарасимха, или Лакшми-Нарасимха; 2. Чхатравата-Нарасимха; 3. Каранджа-Нарасимха; 4. Йогананда-Нарасимха; 5. Гуха-Нарасимха; 6. Вараха-Нарасимха; 7. Малола-Нарасимха; 8. Джвала-Нарасимха; и 9. Павана-Нарасимха.

 

Говорится, что божество в Верхнем Ахобилам является сваямбху, т. е. нерукотворным. Существуют две популярные легенды о происхождении слова Ахобилам (или Ахобалам). Говорится, что когда боги увидели Господа в Его устрашающем аспекте, когда Он собирался разорвать Хираньякашипу, то воспели Ему хвалу:

 

Нарасимхам парам дайвам ахо балам ахо балам

 

«Нарасимха – Высшее Божество! Вот это сила! Вот это сила!»

 

Поэтому место стало называться «Ахобалам» (ахо балам – вот это сила!). Согласно другому преданию, место получило название от большой пещеры Ахобилам, где поклонялся Господу и увидел Его Гаруда. Существует ряд легенд о Господе, которые широко распространены среди ченчу – племени, традиционно обитающего в этих горах. Ченчу связаны как со Шрисайлам, так и с Ахобилам. Популярная легенда гласит, что когда Господь Нараяна низошёл как Нарасимха, богиня Лакшми родилась в племени ченчу, и оба жили счастливо в этих местах. Вследствие этого, утверждает легенда, Господь отказался возвращаться обратно на Вайкунтху. Эта любовь Господа Нарасимхи и богини Лакшми, нисшедшей как ченчета, невеста ченчу, прославляется во множестве народных песен, исполняемых в этих краях.

 

Существует также ряд святых тиртх вокруг Ахобилам, самая важная из которых Ракта-кундам. Говорится, что, убив демона Хираньякашипу, Господь Нарасимха омыл Свои окровавленные руки в этой тиртхе, и потому вода в ней до сих пор красноватого цвета (ракта = кровь). В двух милях к северо-востоку от Ахобилам, по дороге в Бхаргаву, существует другая горная тиртха под названием Ланджаконеру. Говорится, что некогда одна куртизанка, просто получив здесь даршан Господа, раскаялась в своем образе жизни и построила эту тиртху, чтобы смыть свои грехи. Эта тиртха обладает святостью сама по себе. В пяти милях от Нижнего Ахобилам находится искусственное озеро Рама-тиртха, который связывают с различными священными событиями.

 

Храмовый комплекс в Ахобилам известен с глубокой древности. Существуют надписи, которые свидетельствуют, что великий Викрамадитья из династии Западных Чалукьев из Кальяна (1076-1106) поклонялся главному божеству этого храма. Как уже говорилось выше, царь Пратапарудрадева, последний и самый могущественный из правителей династии Какатия, установил в этом храме утсава-виграху. По возвращении из Шрисайлам Пратапарудра остановился в месте под названием Рудраварам в шестнадцати милях от Ахобилам. Именно в этом месте было отлито изображение Господа, и в память о преданности царя была написана знаменитая поэма под названием «Пратапарудриям». Царь Кришнадеварая также посетил эту святыню по возвращении из завоевательного похода в Калингу и пожертвовал божеству бриллиантовое ожерелье, браслет, золотое блюдо и тысячу кусков золота. Популярная легенда гласит, что царь Пратапарудра хотел отлить золотой Шива-лингам, но как бы ни старались мастера, в итоге фигура все равно превращалась в изображение Господа Нарасимхи. Это сильно смутило царя, и во время медитации ему явился Господь и сказал, что напрасно проводить различие между Шивой и Вишну, и попросил его поклоняться Господу в Верхнем Ахобилам, так как Господь всегда и везде один и тот же, в каком бы образе Ему ни поклонялись.

 

С древних времен Ахобилам является важным духовно-религиозным центром. Здесь находится знаменитый матх (монастырь), духовное руководство которого признают множество благочестивых вишнуитов. Духовных глав этого монастыря называют «джиярами». Утверждается, что первый джияр этого матха родился в 1379 году у некого Кешавачарьи, шри-вайшнава из Тирунараянапурам близ Мелукоте-Девагири. Этому мальчику, Шринивасачарье, явился Господь, и он, по указанию Господа, пришел в Ахобилам, где его принял Шри Мукундарая, местный старейшина. Сам Господь в облике йогина посвятил мальчика, и с тех пор джияр стал известен как Сатакопа-яти.

 

Джияры, духовные главы матха, служат источником благословения для всех людей. Таллапака Аннамачарья, знаменитый музыкант-телугу, также получил посвящение у джияров Ахобилам.

 

Важным праздником в этом месте является ежегодная Брахмотсава, которая отмечается в первую половину месяца пхалгуна, через две недели после Шива-ратри. Этот праздник, которому свойственны особые, для него одного характерные обряды, ясно показывает любовь людей к их Господу. Падмашали этих мест утверждают, что божественной супругой Господа стала девушка из их касты, и потому претендуют на право совершать праздничные ритуалы для Господа. В связи с этой легендой сложился интересный обычай. Утсава-виграхи Господа и Богини приносят в зал собраний при храме, и между представителями падмашали (среди которых, как утверждается, явилась Богиня) и Самим Господом начинаются переговоры о браке Богини. Падмашали бросают жребий, чтобы определить человека, который будет совершать свадебную церемонию для Богини и Господа. В жизни человека, которому выпал жребий, это считается самым благим и духовно значимым событием.

 

Ахобилам – древнее и священное место, и в пуранах есть отрывок, где говорится, что все холмы Налламалаи от Карнула до округа Читтур являются олицетворением Самого Господа Ади-Шеши, чей кончик хвоста – Шрисайлам, средняя часть – Ахобилам, а голова – Тирупати. Ахобилам воспет знаменитыми вишнуитскими святыми Южной Индии, известными как альвары, которые называли это место «Сингавелкунрам». Тирумангай-альвар, знаменитый вишнуитский святой, воспел славу Господа в десяти бессмертных стихах в своем знаменитом гимне «Тирувайможи». Поскольку девять святилищ расположены в пределах радиуса пяти крош1, или десяти миль, эта тиртха также известна как «Панча-кроша-тиртха». Ахобилам как место паломничества особенно знаменит тем, что это единственное место, где поклоняются всем девяти аспектам Господа Нарасимхи, или Нава-Нарасимхе.

 

В Упанишадах утверждается, что Нарасимха-аватара очень подходит для поклонения. Это гневный аспект Господа, наполненный вирой (героизмом) и всепроникающий, но он открывает дорогу благодати. Наммальвар, великий южноиндийский вишнуитский святой, особенно любил этот образ Господа и отождествлял его с Нараяной Вайкунтхи. Так же толкует этот образ другой великий вишнуитский святой – Перияльвар. Шри Шанкара в своем гимне «Караваламбана-стотра» говорит, что Господь Молочного океана есть Господь Нарасимха. Тирумангай-альвар в своем «Перия-тирумоли» ставит знак равенства между Нараяной и Нарасимхой. В «Нрисимха-пурва-тапани-упанишаде» утверждается, что вначале Бог явился Брахме как Нарасимха и даровал ему мантру под названием «Нарасимха-ануштубх», из которой позднее развились четыре веды. Вот эта мантра:

 

Уграм вирам махавишнум джвалантам сарватомукхам

Нрисимхам бхишанам бхадрам мритьормритьюм намамьяхам

 

В приведенной выше мантре присутствуют девять аспектов Господа Нарасимхи, которые соответствуют Нава-Нарасимхе. Это Угра, или Грозный Нарасимха, Вира, или Героический Нарасимха, Махавишну, или Лакшми-Нарасимха, Джваланта, или Огненный Нарасимха, Сарватомукха, или Вездесущий Нарасимха, просто Нарасимха, Бхишана, или Устрашающий Нарасимха, Бхадра, или Благой Нарасимха, и Мритьормритью, или Нарасимха как смерть самой смерти (сокрушитель смерти).

 

Интересно отметить, что никакая янтра-пратиштха (обряд освящения янтры) не может быть полной без Нарасимха-ануштубха, выгравированного на янтре. Таким образом, это самая основа всех янтр. Так же интересно увидеть, что слова в молитве Арджуны Господу Кришне в Его Вселенском Образе в «Бхагавад-гите» – Угра, Вира и т. д. – по-видимому, соответствуют словам приведенной выше мантры и идут в том же порядке, что и в ней. Тщательное изучение стихов 20 – 31 XI главы «Бхагавад-гиты» показывает прямую связь между ними и мантрой, начинающейся с «угра» и заканчивающейся «намамьяхам».

 

Таким образом можно видеть, что и Упанишады, и «Дивья-прабандхам», и «Гита» свидетельствуют о величии Нарасимха-мантры. Хотя существуют другие очень важные кшетры, посвященные Господу Нарасимхе, Ахобилам является самым главным, и это единственное место, где поклоняются всем девяти образам Господа. Кроме того, это место освящено альварами и джиярами. Поэтому Ахобилам имеет огромное духовно-религиозное значение.

 

1 Кроша – древнеиндийская мера длины, равная приблизительно 3,5 км.   

 

Стихи из «Брахма-самхиты» Шрисайлам (из цикла "Легенды индийских храмов)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту