Реклама

 






Продолжение цикла «Легенды индийских храмов» Шиваизм, шактизм и тантра в бывшем СССР

Шрисайлам (из цикла "Легенды индийских храмов)

Шрисайлам (из цикла "Легенды индийских храмов)

Шрисайлам

Шрисайлам расположен в густых и труднодоступных лесах в горах Налламала (округ Карнул, штат Андхра Прадеш) почти в самом центре Южной Индии.

 

Это важное святилище расположено на холме под названием Ришабха-гири на южном берегу священной реки Кришна и известно как Шрисайлам, или Шрипарвата (названия указывают на один из аспектов Шивы). Это место почиталось священным как индуистами, так и буддистами. В торжественных славословиях, которые произносятся индуистами во время обрядовых омовений, это место упоминается в ряду других святых мест Индии. Упоминания о Шрисайлам можно найти почти во всех индуистских пуранах.

 

Шрисайлам – священное место паломничества, которое известно в Индии с древних времен. Махабхарата (Вана-парва) говорит о нем так:

 

На Шрипарвате, на горе Шрисайлам блаженно пребывают Махадева (Шива) с Богиней (Парвати). Там также пребывает Брахма вместе с другими богами. Омовение в священном озере [в этом месте] в состоянии [духовной] чистоты и святости дарует [тот же результат, что] жертвоприношение коня. [Не только сам паломник, но и весь его] род избавляется [от перерождений в низших мирах].

 

На вершине холма Шрисайлам находится знаменитый храм Господа Шивы, известного здесь как «Малликарджуна». В этом же храме находится один из двенадцати джьотирлингамов. «Линга-пурана» также упоминает джьотирлингам здесь. Богиня (супруга Шивы) почитается здесь под именем «Бхрамарамба». Это святилище считается одним из восьми главных святых мест Шивы, и здесь же находится великое святое место Богини (Шакти-питха).

 

Шри Ади Шанкара, великий учитель адвайты, который восстановил индуистскую религию в этих землях, во время своего паломничества по всей Индии посетил Шрисайлам и оставался там некоторое время. Именно во время своего пребывания в Шрисайлам Ади Шанкара сочинил свои изысканные стихи во славу Малликарджуны Свами, которые вошли в его прославленный труд «Шивананда-лахари». Также именно во время своего пребывания в Шрисайлам он воспел богиню Бхрамарамбу в своей «Бхрамарамба-аштаке». В своей «Двадаша-линга-стотре» Шри Шанкара так прославляет Господа Малликарджуну:

 

Я склоняюсь пред Господом Малликарджуной, Который, подобно мосту, помогает людям преодолеть огромный океан мирского бытия, и Который всегда пребывает на холме Шрисайлам и на холме Шешадри.                          |||||

 

В «Бхрамарамба-аштаке» мы находим следующий стих Ади Шанкары, написанный изысканным размером, с буквой «га», повторяющейся повсюду:

 

Я мысленно созерцаю божественную и благоносную Матерь, пребывающую в Шрисайлам. Она есть Гаятри. Она держит знамя [с изображением] Гаруды. Она движется по небу и любит музыку гандхарвов. Она таинственна, и двигается [с царственной поступью] слона. Она дочь [бога] Гималаев, и она умащена благовониями и украшена [растением] акшата. Ее почитают Ганга, Гаутама и Гарга, и ее называют «Гаутами» и «Гомати».

 

«Стхала-махатмья» (произведение, содержащее восхваление того или иного святого места) храма содержит очень интересную историю касательно возникновения храма. Согласно этой истории, принцесса Чандравати, дочь гуптского царя Чандрагупты1, ежедневно подносила божеству Шрисайлам гирлянду цветов жасмина, и в конце концов вышла за него замуж. Каменная надпись XVI века в храме сообщает нам часть деталей этой истории:

 

Много лет назад жила принцесса по имени Чандравати, дочь царя, который правил из Чандрагуптапаттнама на северном берегу реки Кришна. Ее отец был доблестным воином, который часто отсутствовал при своем дворе вследствие других забот. Принцесса Чандравати росла, и превратилась в прекрасную девушку. Она была очень набожной, и вследствие одного семейного несчастья ушла в лес Шрисайлам на южном берегу реки, чтобы молиться и совершать аскезы. В этом отшельничестве ее сопровождал только некий преданный пастух с небольшим стадом коров.

Так принцесса жила в обществе пастуха и коров и питалась дарами леса, а также молоком, которое давали коровы. Она заметила, что одна черная корова вообще не дает молока. Поэтому она велела пастуху наблюдать за коровой, чтобы найти причину этому. Пастух скрыто последовал за коровой и наблюдал за ее передвижениями. Когда он вернулся, то рассказал, что она не дает молока, потому что по ходу своего движения выливает все молоко на черный каменный образ Шивы в виде лингама. Принцесса также увидела эту сцену. В ту же ночь Господь Шива явился ей во сне и сказал, что черный камень, находящийся в лесу, есть не что иное, как Его Собственное проявление. Он приказал принцессе построить вокруг Его лингама храм.

Так, согласно приведенному выше преданию, появился первый храм в Шрисайлам.

 

Среди многочисленных барельефов, которые можно видеть на внешней стороне внутреннего двора, имеются два панно, иллюстрирующих эту легенду в камне.

 

Среди племени ченчу, обитающего в этих горах, бытует другая легенда касательно происхождения храма. Согласно этой легенде, однажды Господь Шива пришел в Шрисайлам на охоту и влюбился в прекрасную женщину-ченчу. Он женился на ней, и когда Он отправлялся на охоту в окрестные леса, она обычно сопровождала Его. Поэтому и по сей день Господь Малликарджуна известен среди этого племени как «Ченчу Маллиа». Прекрасным подтверждением этой племенной легенды служит интересный барельеф на пракаре храма, на котором изображен Господь Шива, убивающий Своим трезубцем тигра. При этом Господа Шиву сопровождают Парвати, одетая как лесная женщина, и четыре собаки. Интересно отметить, что ченчу вплоть до сего дня имеют право свободно входить в любую часть храма, в том числе в гарбха-гриху, где находится священный лингам. Именно представители этого племени помогают тянуть колесницу с божеством во время большой храмовой процессии, а также прислуживают при других, менее важных храмовых церемониях. Во время праздника Маха-Шива-ратри, когда тысячи людей собираются здесь, чтобы принять омовение в священных водах Паталаганги (другое название реки Кришны) и поклониться Господу Малликарджуне, ченчу также приходят и поклоняются в гарбха-грихе независимо от всех священников. Вплоть до наших дней кто угодно, вне зависимости от касты, религиозного направления или пола – при условии, что он/она является индуистом/кой, – может принять участие в абхишеке Господа и непосредственно в арчане с цветами. Такая универсальная форма поклонения не встречается больше нигде в Андхра-Прадеш и, возможно, восходит к буддийским временам, когда кастовые правила были не столь строги.

 

Шрисайлам существовал в буддийский период, и, возможно, даже до появление махаяны, которое обычно датируют I веком н. э. Буддийские паломники Фасянь и Сюаньцзан упоминают холм Шрипарвата, который находится в районе Нагарджунаконды в долине все той же реки Кришны.

 

После того как буддизм в Индии пришел в упадок, индуистская религия, во многом усилиями Ади Шанкары, восстановила свое влияние, и Шрисайлам превратился в важную кшетру (священное место паломничества) индуистов, которая считается обителью Шакти, почитаемой здесь под именем Мадхави, а позже Бхрамарамбы. Шрисайлам также является основным местом джангамов и одним из пяти главных матхов вирашайвов. И брахманы, и лингаяты, известные как джангамы, поклоняются «сваямбху-лингаму» Малликарджуны, называя его «Линга-чакраварти» (Лингам-император всего мира). И в наши дни лингаяты носят на шее в качестве маленьких лингамов камушки со дна Паталаганги в Шрисайлам, храня их в особых деревянных или серебряных футлярах.

 

Однако надписи, выгравированные на камнях, сохранившиеся в храме, относятся к периоду не раньше XIV века, когда царь из династии Какатия по имени Пратапарудра правил в Варангале. Самые ранние надписи в храме относятся только к его правлению. Цари Виджаянагара очень расширили храм, и в 1405 г. Харихара II соорудил перед святой святых мукха-мандапу (главный зал собраний). Пратапа Деварая из той же династии также посещал храм. Цари из династии Салува устроили на территории храма ряд водоемов. Знаменитый виджаянагарский царь Кришнадеварая посетил храм и построил ряды домов по обеим сторонам улицы Чар и подарил храму три освобожденные от налогов деревни, а также отменил налог на лошадей, волов и ослов. Сановник царя по имени Чандрашекхарарая подарил храмовому святилищу золотые изображения Нанди и Бхринги, а некий местный вождь по имени Санталинга построил канал для удобства паломников, а также подарил джангамам множество деревень. Он также украсил золотом главный зал собраний и отремонтировал главные ворота.

 

Главные храмовые празднества продолжаются с февраля по конец мая, и в течение этого времени храм находится под управлением Пушпагири матха, что в округе Кадапа, в то время как в другие дни храмом управляет священник-джангама, которому помогают местные ченчу. В наши дни празднование Шива-ратри не столь величественно, как в прошлом, о чем свидетельствуют сохранившиеся в храме надписи. Ведущую роль в празднествах и до, и после Шива-ратри играют ченчу. Праздники в честь богини Бхрамарамбы, которые отмечаются через месяц-два после Шива-ратри, привлекают даже бо́льшие толпы народу, состоящие из лингаятов. На самом деле богиня Бхрамарамбика является одним из проявлений Кали и входит, как утверждается, в число восемнадцати главных Шакти Индии.

 

Храм стоит в небольшой ложбине на вершине холма Шрисайлам, возвышающегося над священной рекой Кришной и со всех сторон окруженного прекрасным лесом. От восточных ворот храма прямо к берегу реки Кришны, известной здесь как Паталаганга, идет мощеная дорога. Река Паталаганга считается у паломников очень священной. Она протекает примерно в двух милях от храма, и к ней ведут каменные ступени. Храмовая летопись свидетельствует, что эти ступени построил царь, который принадлежал к одной из ветвей династии Редди, в XV-XVI веках правившей землей Андхры.

 

Поскольку Шрисайлам является одним из самых известных и важных храмов Андхры, имеет смысл подробно рассмотреть его структуру.

 

Огороженная территория храма образует более или менее квадрат длиной пятьсот футов с востока на запад и шестьсот футов с севера на юг. На севере, юге и востоке имеются высокие ворота. В центре внешнего огороженного пространства находится ряд зданий, огороженных каменной стеной, которые включают основной храм. Основной храм Господа Малликарджуны стоит в центре внутреннего двора и окружен рядом второстепенных святилищ. Храм Бхрамарамбы, или, как Она известна в народе, Амман, находится посреди отдельного огороженного пространства к западу от внутреннего двора.

 

Основной храм представляет собой небольшое здание, состоящее из святой святых, в которой пребывает Господь в образе лингама, и небольшой колоннады спереди. Главный храм Малликарджуны – это каменное здание, и перед святой святых находится покрытый изысканной резьбой зал собраний, построенный виджаянагарским царем Харихарой II в 1404-1405 гг. В нем можно увидеть украшенные прекрасными скульптурами каменные колонны и декоративные каменные карнизы. Наиболее ценным и священным объектом в храме является тонкой работы бронзовое изображение Господа Шивы в образе Натараджи. Это изображение представляет собой шедевр искусства, и один лишь его вид наполняет верующих чувством глубокого благоговения и преданности.

 

Между храмом Малликарджуны и восточными воротами внутреннего двора находятся два красивых украшенных колоннами помещения, в одном из которых стоит статуя Нанди. К северу от храма, под сенью дерева вата (смоковницы), расположено другое святилище, посвященное Малликарджуне, и местные легенды говорят, что именно в нем находится первоначальный лингам, на который выливала молоко черная корова принцессы Чандравати.

 

К северу от украшенного колоннами зала собраний расположен небольшой храм Шивы, в котором находится высеченный из камня лингам под названием Сахасра-лингам. Этот знаменитый символ Господа сделан из камня с двадцатью пятью гранями, каждая из которых несет на себе изображение сорока лингамов. Таким образом, всего получается тысяча лингамов. Вокруг лингама обвивается трехглавый наг, опорой которому служит красивый каменный пьедестал. Примечательной чертой этого храма является то, что первоначально уступчатая башня над святой святых, дверные рамы и карнизы украшенного колоннами зала перед ней, фигуры быков и т. д. были покрыты медными позолоченными пластинами и украшениями.

 

В дополнение к резьбе по камню, в храме есть и важное бронзовое изображение Шивы. Это одно из самых изысканных бронзовых изображений в земле Андхры. Оно представляет Господа Шиву в танце. Фотография не позволяет осознать всю удивительную красоту этого изображения. Мастерство, с которым изображены тело, руки, ноги и пояс божества, едва ли возможно превзойти. Скульптура представляет Господа Шиву, исполняющего танец тандава. В правой верхней руке божество держит барабанчик-дамару, тогда как правой нижней делает жест, известный как «абхая-мудра» (жест дарования защиты). В левой верхней руке Шива держит пылающий огонь, а Его левая нижняя рука вытянута с наклоном вдоль груди в жесте, известном как «гаджа-хаста». Правой ногой Господь Шива попирает демона Апасмару, и на голове у Него высокий головной убор. Этот танец Господа Натараджи символизирует действия космической энергии по сотворению, поддержанию и разрушению видимой Вселенной. Там имеется и другое бронзовое изображение Господа Шивы, известное как «Сомасканда». На нем Шива и Парвати сидят вместе на лотосовом престоле, а между Ними стоит дитя-Сканда.

 

Шрисайлам также знаменит своими барельефами, украшающими внешнюю сторону стены, что окружает внутренний двор. Самые интересные барельефы находятся на южной и восточной стенах. Сцены, фигуры и портреты, представленные на них, многочисленны и разнообразны, и их подробное описание само по себе заняло бы целый том. Барельефы Шрисайлам – это ценный музей и библиотека в одно и то же время. Здесь представлены все популярные образы Господа Шивы, и легенды, связанные с ними, раскрываются во всех подробностях. Ниже мы приводим только несколько из них.

 

На одном из верхних панно представлена история Господа Шивы как Бхикшатаны. Пураническая легенда такова. Когда Господь Шива отрубил одну из голов Брахмы, то совершил грех убийства брахмана, и потому череп Брахмы прилип к Его руке, и от него никак нельзя было избавиться. Чтобы освободиться от греха – а заодно и от черепа, было предписано, что Господь Шива должен странствовать по земле как нагой аскет по имени «Бхикшатана», пока Он не достигнет священного места в Гималаях под названием «Брахма-капала» (череп Брахмы), где он в конце концов освободится от греха – и от черепа. В Шрисайлам эта легенда отображена в камне. Здесь Господь Шива изображен в сопровождении двух ганов, держащих зонтик и флагшток, и маленького мальчика впереди, держащего чашу для сбора подаяния. В верхней руке Шивы показаны трезубец и барабанчик-дамару. Какой бы облик ни принимал Бхикшатана, Он остается божественным Господом, и Его лицо и тело обладают божественной красотой. Его красота столь велика, что когда Он достиг леса Дарукавана, некоторые жены мудрецов, живших в лесу (риши-патни), самозабвенно погрузились в созерцание Его божественной красоты. Эта сцена также запечатлена здесь, и два дерева справа на панно призваны указывать на то, что действие происходит в лесу (т. е. Дарукаване).

 

Существует другое панно, надпись на котором гласит: «Вот место, куда был приведен жених, чтобы предстать пред Химавантом».

Здесь имеется в виду брак богини Парвати как дочери Химаванта с Господом Шивой. Чтобы испытать силу Ее преданности, Господь Шива, получив поддержку Брахмы и Вишну, предстал перед Ней и Ее родителями в виде дряхлого старика. Несмотря на то, что Господь изменил Свой облик, Парвати оказалась способна узнать Его и почтила Его. Каменное панно изображает Химаванта в высоком головном уборе и положившим руку на плечо дочери. Он стремится привлечь внимание последней к горю Ее матери из-за того, что ей придется выдать любимую дочь замуж за такого немощного старика.

 

На другом панно изображен Вишвакарма, зодчий богов, взвешивающий Господа Шиву. Шива на одной чаше весов перевешивает всех остальных богов на другой.

 

На одном из панно имеется также прекрасное изображение истории Киратарджуны. Когда Арджуна, герой Махабхараты, предавался аскезе, чтобы получить у Господа Шивы могущественное оружие Пашупата, Тот, чтобы испытать преданность Арджуны, появился перед ним в облике охотника-дикаря. Шиву сопровождали Парвати и свита из Шива-ганов, также одетые соответствующим образом. Они погнали на Арджуну, который предавался аскезе, кабана. Арджуна, видя бегущего на него кабана и будучи великолепным стрелком, выпустил стрелу и убил зверя. В этот же миг Господь Шива также поразил кабана Своей стрелой, и между «охотником» и Арджуной возник спор, кому должна достаться туша животного. Спор становился все острее, и в конце концов Господь Шива в облике охотника и Арджуна начали бороться. Естественно, никто не сможет выдержать ударов Самого Господа, и Арджуна, раздраженный и выбившийся из сил, начал молиться Господу Шиве, чтобы Тот дал ему достаточно сил для борьбы с охотником. Удивительным образом цветы, которые Арджуна бросил на глиняный лингам, который он спешно установил для поклонения, упали на охотника, и так Арджуна понял, что испытание было не чем иным, как проявлением милости Всевышнего Господа. Барельеф показывает эту историю во всей последовательности, и интересно отметить, что Парвати на этом барельефе одета как женщина-ченчу.

 

Сразу за панно с Киратарджуной представлена история Господа Шивы в образе Бхуджанга-Лалиты, который является другим образом Натараджи.

 

Существует много других интересных барельефов, изображающих Шиву и Кали, танцующих вместе; Шиву как Гаджаха-мурти, т. е. сокрушителя демона в облике слона; Дургу как Махишасура-мардини, т. е. убивающую демона в облике буйвола; Шиву, спасающего мальчика Маркандею из аркана бога смерти Ямы; и ряд других шиваитских сюжетов из пуран. Имеется также высеченная фигура змея Шеши, чье свернутое кольцом тело является в индуизме символом вечности.

 

Шрисайлам это также одно из главных мест вирашайвов. Само слово «вирашайва»2 указывает, что эта школа возникла тогда, когда людям приходилось героически защищать свою религию. Вирашайвы обычно носили нательные лингамы с явным пренебрежением к джайнам, которые преследовали их, и потому эти лингамы получили название «прана-лингамы» (лингамы жизни). Считалось, что они защищают саму жизнь тех, кто их носит. Вирашайвы не принимали теорию адхьясы Шанкары. Концепцию вишишта-адвайты Рамануджи они также считали внутренне противоречивой. Они полагали, что пашу, или джива (индивидуальная душа) связана тремя загрязнениями – малой, кармой и майей и что освобождение означает только свободу от этих загрязнений. Во время посвящения вирашайвы получают Шива-панчакшара-мантру (Ом намах Шивая), после чего начинают носить нательный лингам, который не должны снимать всю оставшуюся жизнь. Женщины также получают это посвящение.

 

Итак, Шрисайлам, овеянный древними и высоко чтимыми преданиями, является одним из самых важных древних храмов Андхры и по сей день привлекает множество паломников. Это место почиталось святым еще во времена Махабхараты. А пураны утверждают, что в этом месте Вришабха, священный бык Господа Шивы, совершал аскезы, и чтобы порадовать его, Господь Шива проявился там как Малликарджуна вместе со Своей супругой в образе Бхрамарамбы. Этот храм с его чудесными барельефами, на которых запечатлено множество шиваитских легенд, в равной мере привлекает археолога, скульптора и преданного почитателя Шивы.

 

 

1 В династии Гуптов было два царя с таким именем.

2 От санскр. «вира» – герой. 

 

Продолжение цикла «Легенды индийских храмов» Шиваизм, шактизм и тантра в бывшем СССР
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту