Реклама
Предисловие переводчика к русскому изданию Агни-пураны Юрий Николаевич Рерих (из цикла «Русские индологи»)

Свати Тирунал Рама Варма (из цикла «Великие имена южноиндийской музыки»)

Свати Тирунал Рама Варма (из цикла «Великие имена южноиндийской музыки»)

Свати Тирунал Рама Варма (16 апреля 1813 – 27 декабря 1846) – выдающийся правитель (махараджа) княжества Траванкор, занимавшего в прошлом часть центральной и южной территории современного штата Керала. Свати Тирунал вошел в историю как блестящий композитор, автор более четырехсот классических музыкальных композиций в стилях карнатик и хиндустани, и, в то же время, как организатор целого ряда модернизационных проектов на Юге Индии (к которым можно отнести новый усовершенствованный свод законов и целый ряд юридических реформ, развитие современной для того времени и доступной населению медицины, учреждение обсерватории и первой правительственной типографии, строительство мостов, создание первой библиотеки рукописей и т.д. («ключевое слово – эффективность, и табу на коррупцию» — такими словами охарактеризовано его правление в статье газеты «The Hindu», опубликованной в 2013 году). |||||

Свати Тирунал взошел на княжеский престол в шестнадцать лет, в 1829 году. Ряд свидетельств современников говорит о его прекрасных способностях и широком научном кругозоре, проявившихся уже в ранней юности (говорится о его знании английского, санскритского и персидского языков, а также о свободном владении языками хинди, маратхи, бенгали, телугу, тамили, каннада и малайялам). Интерес к научной популяризации этот необычный правитель пронес через всю свою жизнь. Широко известны его усилия по создани сети общеобразовательных школ в каждой деревне (князь стремился к тому, чтобы каждый восьмилетний ребенок в его княжестве знал грамоту) и учреждению знаменитой обсерватории в Тируванантапурам (астрономические инструменты были завезены Свати Тируналом из Лондона через Ближний Восток. Известны также его усилия по сравнительному анализу европейской и индийской школ астрономии). 

Другая сторона яркой и, увы, не очень продолжительной жизни этого замечательного человека заключалась в его глубоком интересе к искусствам – прежде всего музыкальному и литературному (в музыке карнатик в то время гремели имена Тьягараджи (1767–1847), Шьяма Шастри (1762–1827) и Мутхусвами Дикшитара (1775-1835). Дворец князя являлся как бы домом для множества прекрасных музыкантов, и, воспитанный на творчестве музыкальной элиты своего времени, Свати Тирунал сам стал автором более чем четырехсот композиций. К любимым его произведениям относят композиции «Sarasijanabha», «Deva Deva», «Devanke», «Padmanabha Pahi» и «Sree Ramana Vibho». Среди литературных работ махараджи Тирунала называют произведения «Bhakti Manjari», «Syanandurapuravarnana Prabandham», «Padmanabhasatakam», «Muhanaprasa Antyaprasa Vyavastha», «Ajamila», «Kuchela Upakhyana» и «Utsava Varnana Prabandha». 

Свати Тирунал сочинил множество композиций в таких традиционных для южноиндийской музыки формах как свараджати, падамы, рагамалики, тилланы, джавали, варнамы и крити, которые были посвящены семейному божеству Падманабхе (Вишну). В этих композициях Господь упоминается под именами Падманабха, Нираджанабха, Сарасиджанабха, Камаланабха и другими. 

Уже в возрасте шестнадцати лет Свати Тирунал получил в жены Аммачи Нарайяни Пиллай, которая обрела известность как одаренная исполнительница песен в стиле карнатик и, кроме того, своим талантом игры на вине. Существует история о том, как однажды, при длившейся несколько дней ссоре этих супругов, известнейший музыкант, композитор Рави Варман Тампи (Ирайимман Тампи), живший при их дворе, написал для супруги князя знаменитую песню «Prananaathan Enikku Nalkiya». Когда та исполнила ее в присутствии князя, то все недоразумения, возникшие между супругами, были забыты. Эту песню знатоки и поныне относят к одной из самых пленительных композиций в расе «шрингара» на языке малайялам. Третья супруга князя, Сундара Лакшми, известна своей великой преданностью слоноголовому богу Ганапати. 

Раннюю, в возрасте тридцати трех лет, смерть Свати Тирунала, связывают как со значительными перегрузками в его просветительской и реформаторской деятельности, так и со стрессом, вызванным конфликтами с английской администрацией и, не в последнюю очередь, смертью людей, близких князю – старшей сестры, отца, жены Нарайяни и всех трех детей от нее. В память об этом князе, интеллектуально и нравственно выдающемся среди монархов Востока и Запада, в Тривандруме ежегодно проводится десятидневный фестиваль, в котором принимают участие самые видные музыканты стилей хиндустани и карнатик. В 1987 году вышел художественный фильм «Свати Тирунал» (язык малайялам). 

Ашвати Тирунал Рама Варма, более известный как Принц Рама Варма, родился 13 августа 1968 года и принадлежит этому известному роду, являясь членом царской (княжеской) фамилии. Подобно своему великому предку, он наделен большим музыкальным талантом и склонен к широкой просветительской деятельности в области традиционных форм музыкального искусства Южной Индии. Одна из самых известных организаторских инициатив Принца Рамы Вармы – проведение ежегодного фестиваля в честь Свати Тирунала – Swathi Sangeethotsavam (Свати Сангитотсавам) – который проходит каждый год с 4-го по 13-ое января в Тривандруме. 

Ниже мы предлагаем видеоролик вокальной композиции и композиции на вине в исполнении Принца Рамы Вармы. Вокальная композиция является одним из широко известных сочинений Свати Тирунала и была исполнена на фестивале в 2017 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие переводчика к русскому изданию Агни-пураны Юрий Николаевич Рерих (из цикла «Русские индологи»)
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту