Реклама
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ II. МЕТАФИЗИКА САНКХЬИ 1. Теория причинности*1

Часть седьмая. ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ I. ВВЕДЕНИЕ

Система санкхья была создана великим мудрецом Капилой. Санкхья – весьма древняя система. Это явствует из того, что взгляды санкхьи встречаются во всех произведениях древней Индии, включая шрути, смрити и пураны. Первой работой школы санкхья принято считать "Санкхья-сутру" Капилы. Поскольку она была очень краткой, Капила, как полагают, написал более подробную работу, озаглавленную "Санкхья-правачана-сутра". Поэтому философия санкхья называется также "санкхья-правачана"*40. Эта система иногда называется "атеистической санкхьей" (ниришвара-санкхья), в отличие от системы йога, называющейся "теистической санкхьей" (сешвара-санкхья). Основанием для такого разделения является то, что Капила не признает существования бога и к тому же полагает, что бытия бога нельзя доказать. Но это спорное положение.

Вслед за Капилой его ученик Асури и последователь последнего Панчашикха написали несколько книг с целью ясно и подробно изложить систему санкхья. Но эти работы со временем были утеряны, и мы ничего не знаем об их содержании. Самым ранним дошедшим до нас авторитетным источником по философии санкхья является работа Ишваракришны "Санкхья-карика". Другими важными произведениями по системе санкхья являются "Санкхья-карика-бхашья" Гаудапады, "Таттва-каумуди" Вачаспати, "Санкхья-сара" Виджнянабхикшу и "Санкхья-правачана-сутра-вритти" Анируддхи.

Происхождение термина "санкхья" покрыто тайной. По мнению некоторых мыслителей, термин "санкхья" происходит от слова санкхья, обозначающего "число", ибо эта философия ставит своей целью правильное познание реальности через перечисление основных объектов познания.

Более правдоподобно данное слово истолковывается следующим образом: "санкхья" означает совершенное знание(самьягджняна), и философия, содержанием которой является такое знание, справедливо называется санкхьей. Как и философская система ньяя-вайшешика, санкхья стремится познать реальность с практической целью – положить конец всем несчастьям и страданиям. Санкхья дает нам познание себя, более совершенное по сравнению с теорией познания других систем, за исключением, может быть, веданты. Таким образом, слово "санкхья" может быть очень хорошо охарактеризовано как чисто метафизическое познание я. Это – метафизика дуалистического реализма. Если наяйики и вайшешики допускают первичную реальность многих сущностей – атомов, умов и душ, – то санкхья признает первичные реальности только двух видов – дух и материю (пуруша и пракрити). Природа этих двух первичных реальностей и других производных от них реальностей будет рассмотрена в главе о метафизике санкхьи.

 

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ II. МЕТАФИЗИКА САНКХЬИ 1. Теория причинности*1
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту