Реклама
6. Присущность, или самавая*13 III. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ МИРА*16

7. Небытие, или абхава

До сих пор мы имели дело с шестью положительными категориями. Теперь мы переходим к рассмотрению отрицательной категории – абхавы, или небытия. Эта категория не входит ни в одну из шести перечисленных выше категорий.

Реальность небытия несомненна. Смотря на небо ночью, вы столь же уверены в несуществовании там солнца, как и в существовании луны и звезд. На этом основании седьмой категорией реальности вайшешики считают небытие. Правда, при перечислении основных объектов познания (падартха) Канада не выделяет абхаву как отдельную категорию. Поэтому некоторые думают, что Канада признавал только шесть категорий. Но ввиду того, что небытие как возможный объект познания рассматривается в других частях "Вайшешика-сутры", и того, что более поздние комментаторы признают самостоятельность этой категории, – мы должны рассмотреть ее как таковую14Абхава делится на: сансарга-абхаву и аньйонья-абхаву. Сансарга-абхава означает отсутствие чего-либо в чем-то другом, а аньйонья-абхава означает то, что одна вещь не является другой вещью. Сансарга-абхава, в свою очередь, делится напраг-абхаву, дхванса-абхаву и атьянта-абхаву15. Все разновидности сансарга-абхавы в общей форме могут быть выражены в суждении "S есть не в Р", а аньйонья-абхавы – в суждении "S не есть Р".

Праг-абхава (предшествующее небытие) есть несуществование вещи до ее возникновения. Когда говорят: "Дом будет построен из кирпичей", – то это означает небытие дома в кирпичах, из которых он будет выстроен. Подобное небытие дома до того, как его построят, и называется праг-абхавой. Оно означает отсутствие тесной связи между кирпичами, благодаря которой и может существовать дом. Дом никогда не существовал до его постройки, так что его прежнее небытие не имеет начала (анади). Когда, однако, он построен, предыдущее небытие дома прекращается. Отсюда следует, что праг-абхава не должна иметь начала, но имеет конец (анади и санта).

Дхванса-абхава – небытие вещи в результате ее разрушения после того, как она создана. Сделанный гончаром кувшин может быть затем разбит. Когда кувшин разбит на куски, мы имеем его небытие в этих осколках. Это небытие прежде существовавшей вещи в результате ее разрушения называется дхванса-абхава. Оно должно иметь начало (сади), но не имеет конца (ананта). Небытие кувшина начинается с его разрушения, но оно отнюдь не может быть закончено, так как этот кувшин не может вновь обрести свой прежний вид и существовать как кувшин.

Мы уже видели, что по отношению к положительным сущностям (бхава падартха) общим правилом будет: все, что произведено, должно быть разрушено, по отношению же к отрицательным (сабхава падартха) – произведенное не может быть разрушено. Небытие кувшина получилось в результате его разрушения, и это небытие само по себе не может быть разрушено. Чтобы положить конец небытию кувшина, мы должны восстановить бытие того же самого кувшина, а это невозможно.

Атьянта-абхава, то есть абсолютное небытие, есть отсутствие связи между двумя вещами в течение всего времени их существования – прошлого, настоящего и будущего (например, отсутствие цвета у воздуха). Таким образом, оно отлично как от праг-абхавы, так и дхванса-абхавы. Если праг-абхава есть небытие вещи до ее возникновения или выделки, дхванса-абхава – небытие вещи после ее разрушения, то атьянта-абхава обозначает небытие вещи в течение всего времени. Оно не является ни субъектом происхождения, ни субъектом исчезновения, то есть не имеет ни начала, ни конца (анади и ананта).

Если сансарга-абхава есть отсутствие связи между двумя вещами, то аньйонья-абхава обусловливает отличие (бхеда) одной вещи от другой. Когда одна вещь отлична от другой, они взаимно исключают друг друга, то есть не существуют как другие. Стол отличается от стула. Это означает, что стол не существует как стул, или, проще говоря, стол – это не стул. Аньйонья-абхава есть небытие одной вещи как другой, отличной от нее вещи. Таким образом, сансарга-абхава есть отсутствие связи (сансарга) между двумя сущностями, а противоположное ей положение есть именно то, что их связывает. Аньйонья-абхава же означает отсутствие одной вещи как другой, а противоположное ей положение есть именно тождественность, схожесть этих вещей.

Возьмем следующие примеры: "у зайца нет рогов", "воздух не имеет цвета". Эти предложения выражают отсутствие связи между зайцем и рогами, цветом и воздухом. Противоположностью этих предложений будут предложения: "у зайца есть рога", "воздух имеет цвет". В предложениях "корова – не лошадь", "кувшин – не ткань" выражено различие между коровой и лошадью, кувшином и тканью. Противоположностью этих двух предложений будут предложения: "корова есть лошадь", "кувшин есть ткань". Таким образом, мы можем сказать, что сансарга-абхава есть относительное небытие в смысле отрицания связи или отношения между любыми двумя объектами, тогда как аньйонья-абхава есть взаимное небытие, то есть различие в смысле отрицания тождества (тадатмья) между двумя объектами. Подобно атьянта-абхаве, или абсолютному небытию, аньйонья-абхава (взаимное небытие) не имеет начала и конца, то есть оно вечно.

 

 

 

 

6. Присущность, или самавая*13 III. СОЗИДАНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ МИРА*16
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту