Реклама
II. КАТЕГОРИИ 1. Субстанция, или дравья*3 3. Действие, или карма*6

2. Качество, или гуна

Качество, или гуна5, определяется как то, что существует не само по себе, а в субстанции, не имеет собственных качеств и не проявляет никакой активности. Субстанция существует сама по себе и является производящей (самавайи) причиной вещей. Качество же зависит от некоторой субстанции и никогда не является производящей причиной чего-либо. Качество есть непроизводящая, или нематериальная, причина вещей, поскольку оно определяет природу и характер, но не само существование вещей.

Все качества должны принадлежать субстанции, так что не может быть качеств качества. Красный цвет принадлежит некоторой вещи, а не какому-либо другому цвету. Качество – это неподвижное, то есть находящееся в состоянии покоя, свойство вещей. Оно пребывает в вещах как нечто пассивное и недеятельное (нишкрия). Таким образом, качество отлично как от субстанции (дравья), так и от действия (карма).

Существует двадцать четыре вида качеств. Это: рупа – цвет, раса – вкус, гандха – запах, спарша – осязание, шабда – звук, санкхья– число, паримана – величина, притхактва – определенность, саньйога – соединение, вибхага – разъединение, паратва – отдаленность и апаратва – близость, буддхи – познавательная способность, сукха – удовольствие и духкха – страдание, иччха – желание и двеша – антипатия, праятна – усилие, гурутва – тяжесть, драватва – текучесть, снеха – вязкость, насскара – стремление, дхарма – добродетель, адхарма – порок.

Многие из этих качеств имеют свои подразделения. Так, имеются различные виды цвета – белый, черный, красный, голубой, желтый, зеленый и т.д.; различные виды вкуса – сладкий, кислый, горький и т.п. Запах бывает двух видов: приятный и дурной. Осязание может быть трех видов: ощущением горячего, холодного и теплого. Звук бывает двух видов: дхвани, то есть нечленораздельным (например, звук колокола), и варна, то есть членораздельным (например, буква-звук). Число есть такое качество вещей, для обозначения которого мы употребляем слова: один, два, три и т.д. Величина есть такое качество, благодаря которому вещи разделяются на большие и малые. Величина бывает четырех видов: атомистическая, или чрезвычайно малая, малая, большая и чрезвычайно большая.

Определенность есть такое качество, которое дает нам возможность" отличать одну вещь от другой, например кувшин от картины, стол от стула и т.д.

Соединение – это сочетание двух или более вещей, которые могут существовать самостоятельно, например книга и стол. Связь же следствия с его причиной не является соединением, ибо следствие не может существовать без связи с причиной. Разъединение есть разобщение соединенных ранее вещей. Соединение может быть трех видов: 1) в соответствии с движением одной из соединяющихся вещей (когда, например, бумажный змей садится на вершину холма); 2) в соответствии с движением обеих соединяющихся вещей (когда, например, сталкиваются два шара, двигающиеся навстречу друг другу); 3) соединение может также возникнуть из другого соединения; например, когда перо, находящееся" в моей руке, прикасается к столу, возникает соединение моей руки со столом, осуществленное через соприкосновение руки и пера. Подобным же образом разъединение может быть вызвано движением одной из разъединяющихся вещей, например, когда птица улетает с вершины холма; оно может быть вызвано движением обеих разъединяющихся вещей, как, например, в случае, когда шары отскакивают друг от друга после столкновения. Разъединение может быть вызвано также другим разъединением, например, выпуская перо из рук, я тем самым разъединяю руку и стол.

Отдаленность и близость бывают двух родов – во времени и в пространстве. Отдаленность и близость во времени означают качества давности и новизны, а в пространстве – отдаленности и близости.

Познание, или познавательная способность, и его различные формы были объяснены выше. Удовольствие и страдание, симпатия и антипатия – хорошо известные факты.

Усилие бывает трех видов: правритти – стремление к чему-либо, нивритти – стремление избежать чего-либо и дживанайони – жизненная функция. Тяжесть есть причина падения тел. Драватва – причина текучести некоторых субстанций, таких, как вода, молоко, воздух и т.п. Вязкость – причина сцепления различных частиц материи в форму шара или в какую-либо общую массу. Это качество принадлежит исключительно воде.

Стремление бывает трех видов: вега – скорость, которая поддерживает движение вещи; бхавана – впечатления ума, помогающие вспоминать и опознавать вещи; стхити-стхапакатва – эластичность, благодаря которой вещи стремятся к восстановлению прежней формы, подобно тому как сжимается растянутая резина. Дхарма и адхарма означают соответственно добродетель и порок, то есть предписанные или запрещенные действия; первая ведет к счастью, вторая – к несчастью.

Таким образом, мы перечислили двадцать четыре вида качеств.

Но почему следует признавать именно это число? Разве их не может быть больше или меньше?

Если мы примем во внимание многочисленные подразделения этих качеств, то мы получим весьма большое их количество. Но при классификации объектов мы должны свести качества к таким видам, которые являются конечными с данной точки зрения и, следовательно, не допускают дальнейшего обобщения. Тем самым мы приходим к простейшим формам, или видам, качеств. Например, если такой составной цвет, как оранжевый, можно разложить на красный и желтый или если комплексный звук можно получить из комбинации других звуков, то цвет невозможно обратить в звук или в какое-либо другое качество. Именно поэтому необходимо признать, что цвет, звук, осязание, вкус и запах являются различными видами качеств. Исходя из этих соображений о простоте и сложности качеств, их обратимости или необратимости, все качества были подразделены именно на двадцать четыре группы. Гуны – это то, что, согласно учению вайшешиков, считается простейшими пассивными качествами субстанций.

 

 

 

 

II. КАТЕГОРИИ 1. Субстанция, или дравья*3 3. Действие, или карма*6
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту