«Украшенная изображением зайца», «Несущая знак зайца» – один из устойчивых эпитетов по отношению к Луне, который можно встретить как в древнеиндийской литературе (например, «Махабхарате»), так и в литературе нового времени. В фольклоре народов мира существуют разнообразные истории, связанные с тем, каким образом заяц или его изображение оказались на поверхности Луны. В индуистской традиции сведений о лунном зайце до современности по-видимому не дошло, однако одна из буддийских «Джатак», написанная на санскрите и называющаяся «Джатака о зайце», подробно рассказывает о том, как это произошло.
В одном лесу жил бодхисаттва в образе зайца. |||||
«Благодаря высокой благости и тела красоте, необычайной крепости, огромной силе, что слабыми зверями не подозревалась, он безопасно жил в лесу, как царь зверей.
Он там блистал, словно отшельник мудрый; был облачён, как в кожаное платье, в собственную кожу, и заменяла шерсть ему мочальную одежду; свою потребность в пище он утолял побегами травы.
И так как помышления его, слова, поступки были дружбою просветлены, то большинство животных диких, доступных прежде всяким злодеяньям, теперь друзьями сделались его, учениками». (Здесь и далее перевод с санскрита А. Баранникова и О. Волковой).
Ближайшими друзьями зайца были выдра, шакал и обезьяна. Они уважали его за добродетели, любили и считали своим наставником.
«Однажды вечером к Великосущному пришли его друзья послушать наставления в святом законе и с глубочайшим почтением уселись около него; в это время почти полный диск луны, которая стояла очень далеко от солнца, сиял ослепительным блеском, словно серебряное зеркало без ручки. Он, посмотрев на луну и увидев, что одна сторона её кажется не совсем круглой, вспомнил, что луна уже четырнадцатый день восходит в своей светлой половине и обратился к своим друзьям:
«Луна как будто улыбается прекрасным полным диском, всем добрым говорит она о празднике пошадха.
Так, значит, завтра – пятнадцатый день луны. Посему вы должны надлежащим образом выполнить предписания, относящиеся к празднику пошадха, а именно: вы должны почтить гостя, явившегося в надлежащий час, прекраснейшею пищей, полученной надлежащим образом, и лишь после этого удовлетворить свои насущные потребности».
После того, как друзья-ученики зайца согласились подготовить радушный прием гостя, сулящий обретение духовных заслуг, и отправились по домам, заяц задумался о том, что же он сможет предложить гостю – ведь в его распоряжении имеются только побеги травы... Решение принятое им после раздумий обрадовало его: поскольку все его имущество заключается в собственном теле, он сможет предложить гостю самого себя!
Шакра, царь богов, узнал о решении зайца и решил испытать его. Под видом брахмана, сбившегося с пути и отставшего от каравана, он появился в лесу и стал взывать о помощи. Пришедшие звери предложили ему свои дары: обезьяна – свежие сочные плоды манго, выдра – рыбок, а шакал – ящерицу и кувшин молока. После них подошел заяц и предложил Шакре в качестве пищи собственное тело, изжаренное на огне. Поначалу Шакра отказывался от предложения зайца, но после его убеждений в благоприятности такого поступка согласился, и заяц вошел в огонь.
«Когда Шакра, владыка богов, увидел это, его сердце было поражено величайшим изумлением, и он, приняв свой божественно прекрасный облик, почтил его словами, приятными для сердца и для слуха, предварив их целым потоком небесных цветов. Затем он взял его своими руками, прекрасными, как лепестки цветов белого лотоса, пальцы которых украшали их, как драгоценности, и показал его божествам:
"Взгляните вы сюда, о боги-небожители! Возрадуйтесь вы великому подвигу Великосущного!
О! Как сегодня он без размышлений, из любви лишь к гостю, легко расстался с телом! Меж тем как слабодушные без дрожи не расстаются даже и с цветами, которые от жертвоприношения остались.
Какая противоположность меж его животным обликом и этой тонкостью ума и благородным самоотреченьем! Сколь поразительный урок для тех богов, людей, что нерадивы в накоплении заслуг!
Как сильно ум его проникнут блеском постоянных упражнений в добродетели! О, как своим поступком благородным к достойной жизни любовь он проявил!"
После этого Шакра, заботясь о благе мира, чтобы увековечить этот дивный подвиг, украсил изображением зайца, как счастливым предзнаменованием, верх лучшего из своих храмов – Вайджаянты и залы собраний небожителей – Судхармы, а также диск луны.
Поэтому ещё теперь на полном месяце сияет в небесах изображенье того зайца, как будто отраженье в зеркале серебряном.
С тех пор ночи украшенье – месяц, что заставляет расцветать улыбкой лотосы, известен в мире стал под именем Шашанка ("Со знаком зайца")».
Заяц, воскрешенный Шакрой (Индрой), по различным версиям мифа, остается жить на Луне и становится бессмертным. С некоторыми вариациями эту легенду воспроизводят в Китае, Японии, Корее, Шри Ланке, Таиланде, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме... История про лунного зайца связывается с популярными летними праздниками в этих странах.
В Китае, в старинных поэтических сборниках, говорилось о том, что в Лунном дворце живет белый лунный заяц, который, сидя в тени коричного дерева, круглый год толчет в ступе снадобье бессмертия. Некоторые из китайских поэтов называют лунного зайца «нефритовым зайцем» или «золотым зайцем», и эти названия часто используются для обозначения самой Луны. Помимо этого, легенды о лунном зайце можно встретить в мексиканской (ацтекской) культуре, культуре доколумбовой Америки в целом и некоторых других.
|