Реклама

 






Первые годы движения «Харе Кришна» в СССР Сергей Федорович Ольденбург (из цикла «Русские индологи»)

СЕККИЛАР (XI-XII вв). РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НА СВЯЩЕННОЙ ГОРЕ КАЙЛАСЕ

СЕККИЛАР (XI-XII вв). РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НА СВЯЩЕННОЙ ГОРЕ КАЙЛАСЕ

(Тамильская версия мифа об изгнании из «земного рая») 

Перевод с тамильского и аннотация А.М. Пятигорского

Известно, что миф об изгнании человека из земного рая не является ни 
специфически библейским, ни специфически религиозным мифом. В своих существенных, инвариантных чертах он входит в сокровищницу мировой мифологии. Различные версии этого мифа мы находим в фольклоре и литературе десятков народов и племен на протяжении ряда тысячелетий. Трудно представить себе, чтобы все эти версии были, генетически связаны друг с другом: скорее, здесь мы имеем дело с каким-то типологическим единством. Реконструируемый же миф-основа вряд ли существовал когда-либо в реальной истории, являясь чистой мифологической абстракцией. |||||

Одну из версий этого мифа мы находим в Перийя-пуране Секкилара, в рассказе, посвященном описанию жизни поэта Сундарара в его предыдущем рождении. Там рассказывается, как Сундарар, будучи служителем Шивы, был изгнан с горы Кайласы за то, что влюбился в двух служанок жены Шивы, Парвати. Здесь весьма интересно отметить два обстоятельства. Первое: Сундарар был изгнан на землю, собственно, не за самый факт любви, а за то, что его любовь была направлена не на Шиву. Самый факт любви ни в коем случае не расценивался как греховный. Более того, Шива посылает его на землю, чтобы он насытился там любовью к женщинам и «очищенный» вернулся на Кайласу. Второе: то, что он был обречен на земное рождение, произошло не вследствие этого поступка (т.е. любви к служанкам Парвати), а исключительно вследствие воли Шивы. Оба эти обстоятельства говорят за то, что общая трактовка эпизода чужда в равной степени как индуистской кармической точке зрения, так и библейской и христианской оценке.

 


13 
У подножия священного Кайласы 
Процветал [тогда] непостижимый, [мудрый] Упаманья муни, 
Кто познал в пылу приверженности Шиву, 
Чья непознаваема природа. 

14 
[Муни], кто обрел то состояние, где начала и конца 
не существует, 
В несравненном услуженье Бхутанатхе, 
Кто попрал главу 
Мадхавы, Ядавы, царя Двараки.

15 
[Муни], что, сосредоточив чистое сознанье, мысля, 
Вскормлен был из моря млечного той милости, что дал 
Отец [небесный]. 
[Раз], когда [сидело], вкруг [него собравшись], 
Много тысяч бхактов, муни, йогов,

16 
Вдруг пред [ними] свет сверкнул великий, 
Будто много тысяч солнц взошло [внезапно]. 
Все там бывшие святые и аскеты: 
«Что это за чудо?» — так вскричали. 

17 
И сказал тогда тот муни, мыслью кто и созерцанием [был к] 
стопе Великого прикован, 
Чье чело увенчано луною, на вечернем небе [восходящей]: 
«Грубый раб грядет, кто Шивы милостью достигнет 
Славы Южной стороны царя поэтов». 

18 
И сложив в молитве руки, в поклонении обратился он 
в ту сторону, [откуда свет пришел]. 
На теле же от счастья пот благоговейный заструился, 
И когда к молитве приступил [он], брахманы тогда его 
спросили, 
[Самого] великого [из] муни, с прядями прекрасными волос, 
дабы разрешить [свое] сомненье: 

19
«Что это, отец наш? [Ведь] доселе [ничему] отец не поклонялся, 
Кроме Шамбху стоп лотосоравных?» — и тогда [им] так ответил: 
«Поклоненья нашего достоин тот Аруран Намби, кто 
[Всем] сердцем Шиву [вездесущего] объял».

20 
И когда он возгласил все это, то промолвили они, 
склонившись: 
«Про того, кем вызван был сей свет великий, 
И про тапас, что свершил, как должно, 
Услыхать хотим мы», — так сказали. 

21 
[И] сказал [им] муни [все] как было: 
«У того, в чьих прядях Ганг струится, кто является 
основой всей вселенной. 
Был слуга, который [постоянно] украшал [его] гирляндами 
цветов медовых 
И чело священным пеплом покрывал. 

22 
Тот слуга Аллала Сундараром звался; 
И случилось как-то на Кайласе, 
Чтоб для Первого нарвать цветов жасмина нежных, 
Тот слуга забрел [в пустынный] сад. 

23
В тот же час туда пришли [две] девы, что красою солнце 
затмевали, 
[Две] служанки луносветоликих, — [в сад] пришли они, 
Чтобы нарвать цветов, достойных красоваться 
В локонах волос благоуханных госпожи, владычицы моей [супруги Шивы]. 

24 
Аниндита, красивая безмерно и благоуханная, как груда 
[сорванных] цветов, 
Камалини, с прекрасными власами — так их звали; 
И когда [в саду] цветов священных [дивный тот] букет 
они набрали, 
То, по милости [великой Шивы], бога небожителей [могучих], 

25 
Чтобы Южной стороне содеять благо 
За великий тапас совершенный, было сделано, 
Чтоб Сундарар Аллала в новом [на земле] своем рожденье 
написал [стихов] святую книгу; потому-то в сад 
[тогда] вошел [он], и [тотчас] к тем девушкам 
прекрасным сердце его [властно] потянулось, 
А они со [вспыхнувшей] любовью [на него], глаз не сводя, 
глядели, ничего, кроме [него], не замечая.

26 
Он удалился первым, унося с собой бутоны утренних 
цветов нежнейших, 
[Которые желал столь сильно] Шива, мною завладевший; 
когда же, 
Взяв [утренней] росой омытые цветы, затем 
И девушки те лебедеподобные прочь удалились. 

27
То Шива, что всего началом был, сказал, на Сундарара глядя: 
"Что же это? Ты — [мой раб], а быть рабом влюбленным 
этих женщин хочешь? 
[Раз так, иди отсюда] в Южный Край и, там родившись. 
Наслаждайся [вволю] любовью с ними, что мягки и нежны!" 

28 
[Аллала Сундарар] печально отвечал, молитвенно 
сложивши руки: 
"О повелитель [мой]! Когда, ничтожный, уйдя от 
Алопламенеющих прекрасных стоп [твоих], 
В людское наслажденье плотское я погружусь, 
[погрязну в нем],— тогда явись ты и спаси меня!

29 
Прекрасноглазый Шива [тотчас] милостиво согласился; 
И в человеческом обличье на юге с женами двумя явившись, 
Там Сундарар любовью насладился и Шивы вновь достиг». 
Вот что поведал [Упаманья муни] о том, что с Сундараром 
на Кайласе приключилось.

 

 

 

 

 

Первые годы движения «Харе Кришна» в СССР Сергей Федорович Ольденбург (из цикла «Русские индологи»)
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту