Реклама
Сиддхи Винайяка (из цикла «Легенды индийских храмов») Индийский художественный фильм «Дхрува Махарадж»

Лебедь (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Лебедь (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Санскритское слово «хамса» (и соответствующее тамильское «аннам») подразумевает лебедя, гуся, других подобных птиц и даже, по мнению некоторых исследователей, фламинго. Наряду с прямым значением, оно имеет поэтические и мистические толкования, используемые в Индии с древнейших времен до наших дней. Еще в «Риг-веде» эта птица описывается как способная отделить сому от воды, если их предварительно смешать. В более поздней литературе эта способность переходит на разделение смешанных молока и воды. |||||

 

Эта птица является символом особой чистоты, изящества, духовной утонченности и совершенства. Дополнительным фактором для того, чтобы хамса стал излюбленным символом индийских философов и людей искусства, является то, что эта птица не принадлежит постоянно земле Индии, а лишь появляется на зимний период. Традиция связывает ее родину с легендарным озером Манасаровар в Гималаях.

 

Хамса является ваханой (средством передвижения) Господа Брахмы, творца вселенной, а также богини Сарасвати, его супруги, покровительницы наук и искусств. В религии он символически обозначает Высший дух, Абсолютную реальность, Брахмана. Свободный полет этой птицы символизирует мокшу, освобождение от циклических перерождений. В эзотерической йоге принято толкование слова «хам-са» как постоянное произнесение мантры «Са-Хам», в которой «са» указывает на «Это» и «хам» указывает на «я». Таким образом, выражение «Это я» как бы намекает на конечные выводы Упанишад: «Я есть этот Высший недвойственный Абсолют», «Ты есть То».

 

Один из великих титулов, которыми награждают прославленных святых, – это Парамахамса (т. е. «высший лебедь»). Для учеников и адептов образ отделяющего молоко от воды лебедя подразумевает способность отделять главное от второстепенного в своем мышлении и в выбранной практике. Он показывает на идеал в стремлении к Истине. Другая легендарная способность, связанная с хамсой – это способность питаться жемчужинами.

 

Санскритское «хамса» является родственным и очень похожим на латинское «(h)anser» (обозначающим ту же птицу). Соответственно, в языках этой группы прослеживается тот же корень: испанский «ganso», немецкий «gans», английский «goose», русский «гусь» и т. д.

 

В индийских ремесленных и художественных изделиях образ лебедя очень распространен: например, он изображается сверху традиционной масляной лампы. Несчетное число раз декоративный мотив лебедя воспроизводится и на южноиндийских сари. Называемый «аннам» на тамильском, он применяется как «аннапакши» относительно дизайна. Если вы захотите выбрать сари в Южной Индии с изображением лебедя, то попросите «аннапакши-дизайн». В числе прочего, он ассоциируется с «анна надаи» (походкой лебедя), символом женственности и грации. Прекрасных птиц можно найти как на кайме сари, так и на основном поле ткани.

 

В некоторых современных видах сари разница между изображением павлина и лебедя практически отсутствует. Однако в классических сари эта разница всегда была ощутима: она состояла в изображении клюва (у павлина острее), хохолка (у павлина он более вертикальный), хвоста, цветовой гаммы и других деталей. Так подчеркивалось более точное смысловое значение запечатленных на ткани символов, которые могут рассказать столь многое...

 

Очерк подготовлен при содействии студии индийского классического танца и музыки "Куджана" (С-Петербург).

 

 


Сиддхи Винайяка (из цикла «Легенды индийских храмов») Индийский художественный фильм «Дхрува Махарадж»
Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту