ГВОЗДИКА (из цикла «Индийские специи») | Индийский художественный фильм «Мадхвачарья» |
Из поэзии Паттинаттара (перевод с тамильского А.М. Пятигорского)
[Одни представляют тебя в] двух телах, вместе с Умой, которая рядом [с тобой]; [Другие], — что в полночь ты танцуешь [свой] танец разрушенья; [Одни говорят], что ты одеваешься в тигровую шкуру [с человеческими] костями, [Другие], — что ты ведешь скитальческую жизнь [аскета, живущего] подаянием; [О тебе думают], что ты являешься и формой и бесформенностью, ||||| Что [ты и] Лакшми с Вишну и [Брахма], чьи [четыре] лика [обращены к четырем] странам света. [О тебе мыслят] как о сущем и как о не сущем, Как о незнающем усталости, как об устающем; [Ты для одних] — Ади [Натха], для других [ты тот], кто под древом Ашока рожден был, [Либо] просветленьем исполненный Будда рождений прежних. В этих и всяких других [образах видят тебя] люди, каждый в меру [своего] знания. [Запутавшись] во множестве священных книг, пребывая в состоянии затемнения души, Люди спорят [о тебе, а ты] становишься для каждого тем, Чем он желает [тебя видеть] в соответствии со своими наклонностями. [И твоя] форма подобна образу, многократно отражающемуся в ряде следующих друг за другом зеркал, О ты, пребывающий в великом городе Отри!
Примечания:
Адинатха – Ришабхадева — первый из 24 джайнских тиртханкаров. Под деревом Ашока рожден был – имеется в виду Будда Гаутама. Будда рождений прежних – т. е. бодхисаттва.
О Паттинаттаре (из книги А.М. Пятигорского «Материалы по истории индийской философии): «По преданию, поэт Паттинаттар (или Паттинатту Пиллай) (Х или ХI в.) был прежде богатым купцом и судовладельцем. Однажды, когда он услышал, что суда его погибли, и в отчаянии стоял на берегу, они вдруг появились перед ним, нагруженные золотом. В это время к его жене пришел за подаянием шиваитский саньяси; она попросила его подождать возвращения мужа. Когда ему наскучило ждать, саньяси ушел, оставив ей для мужа кусок ткани с воткнутой в него иголкой без ушка; на ткани было написано:
Дурное богатство, сокровище скрытое И без ушка иголка — в конце не пригодятся [никому].
Прочтя эти строки, Паттинаттар оставил жену, роздал все свои богатства и стал нищим аскетом. Основным местом почитания Шивы для него стал Тирувотрийур.
Существует предположение ряда тамильских ученых о том, что существовало два Паттинаттара. Один был автором по крайней мере четырех гимновых поэм одиннадцатого «Священного сборника»; второму принадлежат стихотворения с крайне пессимистической окраской, написанные на простом разговорном языке, и, может быть, пятая гимновая поэма. Ко второму же относится и приведенная здесь легенда, рассказанная Муругадасаром в его «Истории поэтов». Второй Паттинаттар должен был жить значительно позднее — в XIV или XV в. и был не «чистым» шайва-бхактом, а йогом, творчество которого примыкает к традиции «Восемнадцати поэтов-сиддхов». Трудно себе представить в творчестве одного Паттинаттара расщепление традиции шайва-бхакти и выделение новой (для тамилов), йогической, или сиддхской, традиции».
|
ГВОЗДИКА (из цикла «Индийские специи») | Индийский художественный фильм «Мадхвачарья» |