Реклама

 






КУРКУМА (из цикла «Индийские специи») Калабхайрава-аштакам

Орнамент цветка кевра (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Орнамент цветка кевра (из цикла «Узоры южноиндийских сари»)

Этот узор очень легко узнать на сари ручной работы, особенно сделанных в Тамил Наду. Часто его называют «храмовой каймой» или узором гопурама, и, возможно, связывают этот орнамент со стилизованным изображением храмовой архитектуры. Но, в действительности, этот рисунок обозначает цветок кевры (кевды), иначе называемый также кетаки и кийя в различных частях Индии, и именуемый тхаалампу и кайтхай в Тамил Наду. Цветок этого растения из семейства Pandanus обладает приятным сладким запахом, напоминающим розу. Женщины носят его заостренные лепестки в качестве украшения в волосах, и он также используется в парфюмерии. |||||

С цветком кетаки (тхаалампу) связана одна интересная история, приведенная в различных Пуранах. В частности, «Шива Пурана» рассказывает известную историю о том, как Господь Брахма и Господь Вишну поспорили о собственном превосходстве, величии и могуществе. 

Господь Шива во время этого спора явился в виде бесконечного огненного столпа (лингама), и тогда Вишну и Брахма отправились на поиски его границ. Господь Вишну отправился вниз, а Господь Брахма наверх. Двигаясь вдоль бесконечного лингама, они так и не сумели достичь края. Глядя на Брахму и Вишну, Господь Шива засмеялся. Когда он тряс головой, упал украшавший ее цветок кетаки. Хотя он летел вниз много лет, ни его аромат, ни блеск ничуть не уменьшились. Цветок был знаком благословения им. Тогда Брахма, увидев падающий цветок, попросил его свидетельствовать перед Вишну о том, что Брахма сумел отыскать край бесконечного столпа. Цветок кетаки согласился солгать. Тогда Господь Шива, чтобы наказать Господа Брахму за обман, вышел из огненного столпа и предстал перед Вишну и Брахмой. Господь Шива рассердился также и на цветок кетаки, сказав ему такие слова: «О цветок кетака, ты мошенник и лжец! Убирайся отсюда! Впредь Я не желаю, чтобы ты участвовал в поклонении мне». 

Попав в такое ужасное положение, цветок кетака стал молить Шиву о прощении, и тогда смилостивившийся Господь сказал: «Мне не подобает носить тебя. Я – Господь, и мои слова всегда должны быть непреложной истиной. Пусть тебя носят мои спутники и последователи. Благодаря этому твое рождение не будет напрасным. Конечно, ты сможешь найти себе применение как украшение балдахинов над моими изображениями». 

Таким образом, цветок кетаки не участвует в непосредственном поклонении храмовым божествам Шивы, но является благоприятным знаком для различных атрибутов, и, в том числе, сари. Кроме того, Ганеша – слоноголовый сын Шивы – очень любит гирлянды из этих цветов, так же, как цветы чампака и траву дарба

Очерк подготовлен при содействии студии индийского классического танца и музыки "Куджана" (С-Петербург).

 

 

 


КУРКУМА (из цикла «Индийские специи») Калабхайрава-аштакам
Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту