ГЛАВА ВТОРАЯ. ЯВЛЕНИЕ ДЕВИ БОГАМ |
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВОПРОСЫ ДЖАНАМЕДЖАИ
Джанамеджая сказал: Ты поведал [нам] о великом жертвоприношении, называющемся Амба-[яджня],i Кто же та [Амба], как она родилась, ради чего и каковы ее качества, расскажи. (1) И каков ее облик также, Должным образом согласно предписаниям опиши [его], ведь ты всеведущ, о океан милостиii. (2) И возникновение вселенной опиши подробно, Как об этом говорят, ведь ты знаешь все [об этом], о земной богiii. (3) Я слышал, что три бога: Брахма, Вишну и Рудра, Наделенные качествами, являются причиной творения, поддержания и разрушения [мира]. (4) Независимы ли те великие души, о Парашарьяiv, скажи мне, Или зависимы [от кого-либо], об этом я желаю услышать сейчас. (5) Смертны ли они или исполнены бытия, сознания, блаженстваv И подвергаются ли они страданиям трех видов: возникающим от существ и прочим? vi (6) Подвластны ли времени те могучие Индры среди боговvii? И как они появились на свет и почему – в этом сомнение. (7) Радуются ли они, горюют, спят и испытывают лень? Состоят ли их тела из семи дхатуviii или чего-то другого, о мудрец? (8) Из каких веществ созданы они, из каких гун и индрий? Что служит им пищей и какова продолжительность их жизни? (9) Их обители и их могущество опиши мне, [Об этом] я желаю услышать твой подробный рассказ, о брахман. (10) Вьяса сказал: Трудны вопросы, заданные тобой сейчас, о царь, О том, почему появился на свет Брахма и другие [боги], (11) Я прежде спрашивал об этом мудреца Нараду, и удивленный, Он ответил [мне] следующее, это выслушай, о владыка земли. (12) Однажды я увидел мудреца Нараду, восседающего на берегу Ганги, Умиротворенного, всезнающего, лучшего из знатоков Вед. (13) Встретив [его], я обрадовался и, подойдя, припал к стопам мудреца. Получив его разрешение, я сел на превосходное сиденье поблизости от него. (14) Услышав о его благополучииix, я спросил сына Творцаx, Сидящего в одиночестве на песчаном берегу Джахнави: (15) «О мудрец! О многомудрый! Кто [является] величайшим творцом этой обширной вселенной? Это мне скажи должным образом. (16) Отчего возник мир, о лучший из мудрецов, вечен или он или преходящ, об этом поведай, о лучший из брахманов. (17) Один ли у него творец или много, ведь следствие не может существовать без причины, в этом сомнение у меня является. (18) Таким образом, спаси меня, погруженного сейчас во множество сомнений, делающего бесчисленное количество ошибок в этой обширной сансаре. (19) Некоторые, считая [так], говорят, что Шанкара [является] причиной причин, Садашива, Махадева, не затрагиваемый рождением и смертью, (20) Черпающий радость в себе самом, владыка богов, повелитель трех гун, чистый, Хара, дарующий освобождение из сансары, вечный, причина творения, существования и разрушения. (21) Другие восхваляют Вишну [как] господина вселенной, Ишвару, Параматмана вечного, обладателя всех сил, (22) Дарующего освобождение и наслаждение, умиротворенного, начало всего, всюдуликого, [все]проникающего, убежище всех, нерожденного и бессмертного Хари. (23) Также третьи говорят, что Дхатар – причина творения, всезнающий, приводящий в движение все существа, (24) Четырехликий Владыка богов, рожденный в лотосе, [произросшем] из пупа [Вишну], господь, творец всех миров, пребывающий в Сатьялокеxi. (25) Четвертые знатоки Вед говорят, что Солнце – владыка мироздания, И они восхваляют и воспевают его безустанно днем и вечером. (26) [Пятые] приносят жертвы на жертвоприношениях Васаве, Шатакрату, Тысячеокому, Богу богов, великому властелину вселенной, (27) Владыке жертвоприношений, повелителю богов, господу трех миров, супругу Шачи, наслаждающемуся жертвоприношениями, пьющего сому и любимого пьющими сомуxii. (28) Другие [поклоняются] Варуне, Соме, Паваке, Паване, Яме, Кубере, подателю богатства, а также повелителю гановxiii, (29) Херамбе xiv, Слоноликомуxv, исполнителю всех дел, Благодаря поминанию [его] дарующему успех в делахxvi, исполнителю желаний. (30) Некоторые учителя говорят, что Бхавани, подательница всех благ, изначальная Майяxvii, Великая Шактиxviii, пракрити, следующая за пурушей, (31) Неотличимая от Брахмана, причина творения, поддержания и разрушения, Мать всех существ, а также богов, (32) Безначальная и бессмертная, пронизывающая все существа, повелительница всех миров, обладающая качествами и свободная от качеств,xix благая, (33) Вайшнави, Шанкари, Брахми, Васави, Варуни, А также Варахи, Нарасимхи и Махалакшми.xx (34) Мать Вед, единое Знание, [являющееся] корнем дерева бытия, устранительница всех несчастий, благодаря поминанию [ее] исполняющая все желания, (35) Дарующая освобождение для стремящихся к освобождению, исполняющая желания стремящихся к плодам [дел], находящаяся выше трех гун и распространяющая гуны, (36) Свободная от качеств и обладающая качествами, и поэтому ее созерцают стремящиеся к плодам [дел]. Как о самосущем, бездеятельном, незапятнанном [грехом], лишенном качеств, (37) Не имеющим образа, всенаполняющем Брахмане говорят [о ней] владыки мудрецов, Что в Ведах и упанишадах определяется как полный блескаxxi. (38) [Мудрецы говорят] о пуруше, тысячеголовом, тысячеоком, имеющем тысячу рук и ушей, тысячеликом, имеющем тысячу ногxxii, (39) Высшей обителью Вишну называют [они] небо и говорят [о Вишну] как о умиротворенном и чистом Виратеxxiii. (40) Другие знатоки пуран называют его Пурушоттамой.xxiv Никогда не было единого господина и повелителя [у мира] – говорят другие.xxv (41) Некоторые [говорят], что вся эта вселенная не имеет Ишвары, и никогда у этого немыслимого мира не было владыки. (42) Мир, не имеющий владыки, возник естественным путем, “Тот, кто называется пурушей, не [является] творцом. Но природа – [источник всего]”, - (43) Так говорят Капила и другие мудрецы, сторонники санкхьиxxvi. Множество сомнений есть у меня, (44) И колебаниями терзаем мой ум, что делать мне, о лучший из мудрецов? Ум мой твердо не определился в том, что есть дхарма и что есть адхарма. (45) Что есть дхарма и что есть адхарма – [их] определения я не понимаю. Боги, произошедшие из саттва-гуны, пребывают в истинной дхарме. (46) Но и они беспокоятся грешными данавами, так где же определенное положение дхармы? Мои предки пандавы вели добродетельный образ жизни и следовали дхарме. (47) Но и они пережили многочисленные несчастья, так где же сила дхармы? Поэтому мой ум не находит покоя, [погруженный] в сомнение, о отец. (48) Освободи же мой ум от сомнений, ибо ты способен это сделать, о великий мудрец. Перевези меня, погруженного в мутную воду заблуждения, через океан сансары на лодке знания, о мудрец.xxvii (49-50) Так заканчивается в третьей книге махапураны Девибхагавата, состоящей из 18 тысяч стихов, первая глава, называющаяся “Вопросы Джанамеджаи”
|
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЯВЛЕНИЕ ДЕВИ БОГАМ |