Реклама

 






Глава 15. Проявление Рудры

1. Нарада сказал: О творец, о удачливый Брахма, благословен ты, о самый главный среди богов! Сегодня ты поведал чудесную, очищающую историю о Шиве.

2. Я услышал чудесное, божественное повествование о происхождении лингама, благое слушание о (чудодейственной) силе которого разрушает все страдания в этом мире.

3. Расскажи, пожалуйста, что произошло после этого – о великолепии сотворенных вещей и, в особенности, о путях творения.

4. Брахма сказал: Твоя просьба в высшей степени уместна. Я вкратце опишу, что произошло потом, как мне довелось услышать прежде.

5 – 6. Когда вечный Господь Шива сделался невидимым, о глава брахманов, мы с Вишну, в очень счастливом расположении духа, оставили свои образы лебедя и вепря и пожелали творить и поддерживать миры.

7. Нарада сказал: О Видхи, о Брахма, о мудрый, у меня есть одно большое сомнение. Рассей его, пожалуйста.

8. Как получилось, что вы оба приняли образы лебедя и вепря, а не какие-либо другие? Пожалуйста, объясни мне причину этого.

9. Сута сказал: Услышав эти слова высокого духом Нарады, Брахма вспомнил лотосоподобные стопы Шивы и сказал.

10. Брахма сказал: Лебедь способен неуклонно лететь ввысь. Он способен различать между истинным и неистинным, точно так же, как он отделяет молоко от воды.

11. Лебедь понимает разницу между неведением и знанием. Поэтому я (Брахма), творец, принял образ лебедя.

12. О Нарада! Но я оказался неспособен распознать сияющий образ Шивы, и потому моя различающая способность не получила применения.

13. Как истинное знание снизойдет на того, кто погружен в дела творения? Поэтому, хотя и в облике лебедя, я не смог реализовать свою различающую способность.

14. Вепрь наделен способностью неустанно двигаться вниз. Поэтому Вишну, лесной странник, принял облик вепря.

15. Или Вишну, хранитель всех миров, принял облик вепря, чтобы начать новую кальпу (мировую эпоху).

16. Поэтому в день, когда Он принял облик вепря, началась мировая эпоха под названием «Вараха» (вепрь).

17. Или началом Вараха-кальпы можно считать день, когда мы оба решили принять эти облики.

18. Итак, о Нарада, я ответил на твой уместный вопрос. О мудрец, теперь слушай. Я вкратце изложу суть. Вспоминая лотосоподобные стопы Шивы, я объясню тебе пути творения.

19. Когда Бог Шива сделался невидимым, я, Питамаха (дед) миров, размышляя над способом претворения в жизнь Его повеления, погрузился в созерцание.

20. Затем, поклонившись Шиве, получив знание от Вишну и достигнув наивысшего блаженства, я решил приступить к работе по сотворению.

21. Поклонившись Шиве и дав мне наставления, Вишну также сделался невидимым.

22. Получив благословения от Шивы и выйдя за пределы космического яйца, Вишну сделал Своей постоянной обителью Вайкунтху1.

23. Желая творить, я вспомнил Шиву и Вишну. Стоя в уже созданных водах, я черпал из них пригоршни и совершал ритуальные возлияния.

24. Затем возникло космическое яйцо, состоящее из двадцати четырех начал2. О брахман, затем появилась сияющая, гигантская форма Вират, а форму вод было не видно.

25. Это породило в моем уме смущение, и я в течение двенадцати лет совершал суровую аскезу, медитируя на Вишну.

26. Тогда Вишну появился передо мной, приветливо коснулся меня и радостно сказал мне.

27. Вишну сказал: О Брахма, благодаря милости Шивы, Я способен даровать тебе все. Нет ничего, что невозможно было бы даровать тебе. Я рад. Проси у Меня благословение (то, что ты желаешь получить)!

28. Брахма сказал: О Вишну, удачливый, Шива вверил меня Тебе. Поэтому единственно правильный путь – это чтобы я просил Тебя. Пожалуйста, даруй мне, просящему Тебя, то, что велел Тебе (даровать мне) Он. Да будет Тебе почтение!

29. Эта форма «Вират» космического яйца состоит из двадцати четырех начал. В ней нет сознания. Она лишена его.

30. О Вишну, сейчас, благодаря благословениям Шивы, Ты появился передо мной. Вдохни в это космическое яйцо, происходящее от силы Шивы, сознание.

31. Когда я сказал это, великий Вишну, строго следуя велениям Шивы, принял бесконечные образы и вошел в космическое яйцо.

32. С тысячами глав, тысячами очей и тысячами ног, Вишну заключил в Себя космическое яйцо, повсюду касаясь земли.

33. Когда Вишну, должным образом восхваляемый мной, вошел в космическое яйцо, состоящее из двадцати четырех начал, оно обрело сознание.

34. Вишну сиял как Великое Существо, владыка семи миров, начиная с Паталы3.

35. Пятиликий Господь Шива создал в качестве места Своего пребывания прекрасный град Кайласу, который блистает надо всем.

36. О небесный мудрец, Кайласа4 и Вайкунтха никогда не подвергнутся разрушению, даже если все космическое яйцо будет разрушено.

37. О величайший среди мудрецов, я пребываю на Сатья-локе5. О досточтимый, я пожелал творить, действуя согласно указанию Шивы.

38. Когда я был преисполнен желания творить, передо мной появилось дурное творение6, т. е. пятивидная иллюзия. У нее была природа тьмы, отмеченной знанием.

39. Тогда я, с радостным сердцем, создал главное творение7, состоящее из неподвижных существ. По указанию Шивы, я продолжил свою медитацию в отреченном состоянии духа.

40. Когда я творил это, то думал, что оно будет стремиться к Духу. Но творение тирьяк-срот оказалось исполненным мучения. И оно не стремилось (к Духу).

41 – 42. Видя, что оно не стремится (к Духу), я стал размышлять над предметом. Тогда приняла очертания саттвика-сарга, иначе известная как «урдхва-сроты», или дева-сарга (божественное творение). Она была в самом деле чарующей. Но, посчитав, что она тоже не стремится (к Духу), я (снова стал) медитировать на моего Господа.

43. Тогда, по велению Господа Шивы, появилась раджаса-сарга, иначе известная как «арвак-сроты» – творение людей, у которого было великое стремление (к Духу).

44. Затем, снова по велению Господа Шивы, появилась бхутади-сарга (творение первостихий и т. д.). Я привел в движение пять видов творения под общим названием «вайкрита».

45 – 46. Брахма проявил из первоматерии три вида творения. Первым было творение Махат (совокупного космического разума). Вторым было творение тонких элементов. Третьим была вайкарика, чья природа – преобразование и порождение побочных продуктов. Таким образом, с пятью видами вайкриты и тремя позднейшими пракритами, насчитывалось восемь видов творения.

47. Девятой была каумара-сарга. Она относилась и к классу «пракрита», и к классу «вайкрита». Я не могу надлежащим образом описать части и еще более мелкие деления всех этих видов творения.

48. Самым последним я упомяну творение брахманов, польза от которого очень мала. Именно на этом этапе проявилось великое творение Санаки и других, упомянутое выше как «каумара-сарга».

49. Моих духовных сыновей было пять – Санака и другие8. Все они были на одном уровне с Брахманом, искушенные в благих обрядах и враждебные мирскому.

50. Несмотря на мой приказ, они не были расположены продолжить дело творения; эти ученые сыновья остались безучастны к мирской деятельности и посвятили себя исключительно медитации на Шиву.

51. О Нарада, они оказались достаточно храбры, чтобы резко возразить мне, когда я впал в необыкновенную ярость и стал почти невменяем.

52. Когда, из-за крайней ярости и возбуждения, я почти утратил контроль над собой, из моих глаз потекли слезы.

53. В это время туда поспешно явился Вишну, на которого я медитировал в своем уме, и просветил меня.

54. О величайший среди мудрецов, Вишну дал мне указание совершать аскезу во имя Шивы. Соответственно, я предался суровой аскезе.

55 – 56. Когда я совершал аскезу, чтобы (продолжить) творение, милосердный Господь Шива Тримурти вышел из пятнышка между бровями и носом под названием «авимукта». Он проявился как наполовину женщина, наполовину мужчина, и был исполнен сил.

57 – 58. Увидев нерожденного Господа Шиву, массу ослепительного света, супруга Умы, всеведущего, творца всего, известного как «Нилалохита», прямо перед собой, я с великой преданностью приветствовал Его, и преисполнился необыкновенной радости. Я сказал Господу: «Сотвори, пожалуйста, различные создания».

59. Услышав мои слова, Господь господствующих, Рудра, создал множество ган, неотличимых от Него Самого.

60. Снова я обратился к Великому Господу Рудре: «О Господь, сотвори, пожалуйста, те существа, что мучимы страхом рождения и смерти».

61. О величайший среди мудрецов! Услышав мои слова, милосердный Господь Рудра рассмеялся и сказал.

62. Господь Рудра сказал: О Брахма, Я не создам существа, мучимые страхом рождения и смерти. Неблагие существа погружаются в океан скорби своими собственными деяниями.

63. В Своем лике духовного наставника Я буду спасать этих существ, тонущих в океане скорби, даруя им совершенное знание.

64. Только ты создаешь все, исполненное скорби, о владыка! По Моей воле ты не попадешь в тиски иллюзии.

65. Брахма сказал: Сказав это, Господь, славный Шива, в тот самый миг, когда я смотрел на Него, сделался невидимым вместе со Своими спутниками.

1 Обитель Вишну. Согласно различным описаниям, располагается то в Северном океане, то на восточном пике горы Меру.

2 Согласно описанию творения, приводимому в Пуранах, космическое яйцо, состоявшее из двадцати четырех таттв, было полностью материальным. В начале это было мертвое яйцо, и оно оставалось таковым до того, как было активизировано Брахмой, который вошел в яйцо, разделив его на две половины.

3 Вот семь миров, располагающихся ниже земли (перечисляются в нисходящем порядке): Атала, Витала, Сутала, Расатала, Талатала, Махатала и Патала.

4 Согласно традиционной индийской космологии, Кайласа располагается на центральном пике Хемакуты, которая является одной из высочайших вершин к северу от озера Манаса. Это обитель и Господа Шивы, и Его друга Куберы, бога богатства.

5 Сатья-лока: высочайший из семи высших миров. Вот остальные шесть: Бхух, Бхувах, Свах, Махах, Джанах, Тапах.

6 Авидха, также называемая «випарьяя».

7 Пураническая космология разделяет творение космоса на девять частей: 1) мукхья-сарга – творение неодушевленных объектов, 2) тирьяк-сарга – творение животных, 3) дева-сарга – творение божественных существ, 4) раджаса-сарга – творение людей, 5) бхутади-сарга – творение первостихий, 6) махат-сарга – творение космического разума, 7) сукшмабхута-сарга – творение тонких элементов, 8) вайкарика-сарга – вторичное творение и 9) каумара-сарга – первичное и вторичное творение.

8 Пять Кумаров (духовных сыновей Брахмы): Сана, Санака, Санат, Санатана и Суджата. Иногда утверждается, что их семь или десять.

 

Главная | О проекте | Рестораны и кафе | Магазины и поставщики | Туры и билеты | Танец и музыка | Йога и аюрведа | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту