Реклама

Обновления

08 апреля 2016г.

Продолжаем обзор различных индийских праздников, на которые так богат апрель...

 

Гангаур – один из самых ярких, популярных и значительных праздников штата Раджастан, который отмечают главным образом женщины. В этот праздник поклоняются Гаури, божественной супруге Господа Шивы, и также он знаменует новый урожай, сезон дождей и крепость супружеских уз. Слово «Гангаур» происходит из двух слов: «Гана» обозначает Господа Шиву, а «Гаур» – Гаури (Парвати), его супругу и Мать вселенной.

 

Незамужние девушки просят Богиню в этот день о благополучном замужестве, а замужние женщины молятся о счастье своих мужей. Считается, что обряд священного союза между Шивой и Гаури совершается в этот праздник. Фигурки Шивы и Гаури, напоминающией кукол, вырезают из дерева, ярко раскрашивают и нарядно одевают. Женщины отмечают праздник много дней, исполняя различные религиозные церемонии, семейные и народные обряды. Так, например, незамужние девушки в один из вечеров исполняют песни, держа на голове особый глиняный сосуд, называемый гхудлия, с горящей лампой внутри. Они обходят окрестные дома и собирают небольшие подарки, монетки, сладости, тростниковый сахар, гхи и т. п. Также поются гимны из «Гангаур-гиты», посвященные Богине. Общая продолжительность празднеств составляет 18 дней и заканчивается церемонией прибытия домой Шивы в сопровождении божественной невесты. Торжественная праздничная процессия по этому случаю очень живописна и включает украшенных верблюдов, лошадей и слонов; процессию сопровождают барабанщики, танцующие люди и дети, а божества несут в богато убранном золотом и серебром паланкине.

 

Помимо этого, по всей Индии с 8 по 16 апреля (для 2016 года) проходит весеннее Наваратри, которое еще называется малым Наваратри. Как и в случае главного осеннего Наваратри, в этот праздник поклоняются Богине Дурге в различных ее формах, соответствующих каждому из девяти дней.

 

В штате Керала с 8 апреля 2016 года отмечается Аттувела-махотсавам, длящийся 2 дня. Как и два перечисленных выше праздника, он посвящен Великой Богине и непосредственно связывается с Бхагавати, чей образ находится в храме селения Эламкаву. Вокруг этого храма проходят всевозможные красочные мероприятия – и религиозные, и светские. Торжественные процессии обязательно включают шествие слонов и групп храмовых музыкантов, а на ближайшей реке разворачивается богатый водный карнавал и соревнования гребцов на длинных ладьях. 

07 апреля 2016г.

Праздник Угади или Гуди Падва знаменует собой начало Нового года в штатах Махараштра, Андхра Прадеш и некоторых частях Карнатаки. С этим днем связывают различные легенды и истории – так, например, считается, что Господь Брахма, творец вселенной, создал мир именно в этот день и, следовательно, должен особенно почитаться в эту дату. Также говорится, что Господь Вишну принял свое воплощение в образе Рыбы (Матсья) в этот же день.

Слово «гуди» обозначает своего рода флаг или транспарант, который состоит из металлического кувшина с нанесенной на него свастикой и шелковой материи. Он знаменует собой победу и радость. Помимо этого, в Махараштре он исторически связывается с доблестными воинами-маратхами, возвращавшимися домой после успешных битв. Некоторые связывают праздник с тем, что в этот день Господь Рама вернулся в свое царство после лет изгнания и победой над Раваной. Гуди, установленные перед входом в дома, выражают ликование по этому поводу.

В этот день люди украшают свои дома и жилища манговыми листьями, узорами ранголи и молятся о благополучии в Новом году. Принято посещать храмы, в которых на этот праздник можно увидеть древний календарь «Панчангашраванам», по которому священники делают предсказания на предстоящий год. Существует обычай устраивать в этот день поэтические чтения и концерты. Также считается благоприятным совершать в этот праздник значительные покупки – такие как недвижимость, ювелирные украшения и т. п. В качестве подношения Божествам в этот праздник подносят горькие листья нима с тростниковым сахаром.

Слово «падва» означает «урожай». Новый год в этих краях совпадает с началом лета: уже поспел и снят новый урожай, воздух напоен ароматами манго, джекфрута и других сладких фруктов. Другое толкование этого слова подразумевает первый лунный день лунного месяца.

02 апреля 2016г.

Дорогие друзья! Продолжая публикацию "Шива-пураны", мы предлагаем вниманию читателей ее следующую часть: Шива-пурана. Рудра-самхита. Часть II. Сати-кханда. Главы 26-43. Как и предыдущие, в полном объеме на русском языке эти главы публикуются впервые. 

Перечень глав: 

Глава 26. Причина разрыва отношений между Дакшей и Шивой
Глава 27. Торжественное открытие жертвоприношения Дакши
Глава 28. Путешествие Сати
Глава 29. Обращение Сати
Глава 30. Сати оставляет тело. Хаос, последовавший за этим
Глава 31. Голос с небес
Глава 32. Появление на свет Вирабхадры. Шива наставляет Вирабхадру
Глава 33. Поход Вирабхадры
Глава 34. Боги наблюдают на месте жертвоприношения дурные предзнаменования
Глава 35. Речь Вишну
Глава 36. Беседа между Вишну и Вирабхадрой
Глава 37. Разгром жертвоприношения Дакши
Глава 38. Беседа между Кшувой и Дадхичей
Глава 39. Битва между Вишну и Дадхичей
Глава 40. Путешествие на Кайласу и видение Шивы
Глава 41. Боги возносят хвалу Шиве
Глава 42. Конец несчастий Дакши
Глава 43. Завершение жертвоприношения Дакши

 

 

 

01 апреля 2016г.

Папмочани Экадаши выпадает на 11-ый лунный день темной половины лунного месяца в месяц Чайтра по индуистскому календарю. Многие индуисты постятся в каждый из экадаши, и Папмочани Экадаши является последним из всех 24-х экадаши в году. По календарю индуистов, принятому в Южной Индии, этот пост отмечается также в темную половину лунного месяца (кришна-пакша), но только месяца Пхальгуна. Примечательно, что этот экадаши выпадает на один и тот же день в обеих календарных системах и отмечается в 2016 году 3 апреля. Слово «паап» означает «грех», а слово «мочани» значит «устраняющий»; пост и молитвы в этот благоприятный день устраняют грехи верующих. «Экадаши» означает одиннадцатый лунный день.

 

Порядок соблюдения поста в Папмочани Экадаши, также как и в любой другой экадаши, описывается в трактате «Харивасара».

 

Полное и строгое соблюдение поста на экадаши представляется достаточно трудным в нынешнее время: верующие постятся весь день, молятся Господу Вишну, читают мантры и исполняют песни преданности (бхаджаны), посвященные Кришне. Конец поста приходится на утро следующего 12-го лунного дня.

 

История, связанная с этим днем, котрую описывает «Бхавишья Уттара Пурана», приведена в диалоге между Господом Кришной и царем Юдхиштхирой. Вот она:

 

Некогда жил мудрец по имени Медхави, который был великим преданным почитателем Господа Шивы. Этот мудрец предавался сосредоточенным медитациям и суровым аскезам в лесу Чайтраратха. Красивый лес изобиловал чудесными ароматными цветами, и его часто посещали царь богов Индра и небесные танцовщицы апсары. Прекрасные апсары много раз пытались соблазнить молодого Медхави, но их попытки не приносили никакого результата. Одна известная апсара по имени Манджугхоша также неоднократно пыталась склонить Медхави к любви, но не могла сблизиться с ним из-за огромной силы уравновешенности и трезвости, которую он накопил с годами.

 

После многих попыток Манджугхоша решила сделать следующее: она соорудила шатер неподалеку от места пребывания мудреца и, сев в нем, стала петь. Она пела так прекрасно, что даже бог любви Камадева был взволнован ее пением и решил помочь ей сблизиться с мудрецом. Когда через некоторое время апсара запела вновь, бог любви привлек внимание мудреца при помощи своих волшебных стрел. Апсара медленно подошла к мудрецу и обняла его своими красивыми руками. Медхави прервал свою медитацию и полностью подпал под очарование апсары.

 

Мудрец мгновенно утратил чистоту и стойкость ума – он был так околдован ее красотой, что даже не видел разницы между ночью и днем.

 

Так апсара и мудрец провели вместе в супружеской жизни 57 лет. По прошествии этого времени Манджугхоша потеряла интерес к Медхави и решила покинуть его. Однако мудрец, околдованный шармом апсары, даже не осознавал, сколько времени он провел с ней. И только когда она попросила отпустить ее, он понял, в какой ловушке был все это время.

 

Воспылав гневом, мудрец проклял апсару, в результате чего она стала безобразной ведьмой. Крайне опечаленный, Медхави вернулся в ашрам своего отца – мудреца Чьяваны – и поведал тому всю историю, произошедшую с ним.

 

Мудрец Чьявана попросил Медхави соблюдать пост на Папмочани Экадаши и заверил его, что все его грехи будут уничтожены этим постом. Так Медхави стал соблюдать пост в этот день с полной преданностью Господу Вишну и очистился от последствий своей ошибки. Чьявана также посоветовал поститься в этот день и Манджугхоше. Она тоже соблюдала пост в этот день, в результате чего раскаялась в своих неверных деяниях и полностью очистилась от грехов. 

 

 

01 апреля 2016г.

На наш сайт добавлен художественный фильм «Мира» («Meera”), Индия, 1945, ч/б, русские субтитры


Известный индийский фильм, снятый в 1945 году, посвящен великой преданной почитательнице Кришны и прославленной поэтессе Мире (Мирабай, Мира Баи). Роль Миры играет выдающаяся исполнительница классического вокала карнатик М.С. Суббулакшми.

 

31 марта 2016г.

В цикл очерков "Легенды индийских храмов" добавлен очередной рассказ -- он посвящен священному Котипалли, с которым связано множество историй и легенд: как местных народных, так и известных классических, содержащихся в Пуранах. 

29 марта 2016г.

В разделе заметок опубиликован Ганеша-свапна-гитам, который поют перед вечерним закрытием храма для сладкого сна Господа Ганеши. 

29 марта 2016г.

Узнать о художниках, вдохновившихся Индией в своем творчестве, и посмотреть их работы можно здесь: http://www.indosfera.ru/?c=457-anastasiya-vostretsova-i-sergey-tahtamyshev-zhivopisnoe-puteshestvie-v-indiyu . 

27 марта 2016г.

Мы рады представить новый цикл очерков "Об искусствах и традиции", который, как планируется, будет публиковаться при активном содействии студии "Куджана" (С-Петербург). Первый очерк нового цикла -- "Кто такие Йяли"

 

25 марта 2016г.

Наш постоянный автор КД предлагает вниманию читателей свою очередную острополемическую заметку "Насколько ведична "ведическая культура"?

24 марта 2016г.

Опубликован очерк о Дракшараме -- священном месте в штате Андхра-Прадеш. Этот рассказ продолжает наш цикл "Легенды индийских храмов".

22 марта 2016г.

В библиотеку сайта добавлена новая книга:  А.М. Пятигорский «Материалы по истории индийской философии» (Материализм локайяты, индуистская система шайва-бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках); Идательство Восточной Литературы, Москва, 1962.

 

Мы надеемся, что этот труд заинтересует наиболее философски настроенную часть посетителей нашего сайта; для тех же, кому научное изложение тем, заявленных в труде известного профессора, покажется трудным для восприятия, -- им, возможно, придутся по душе цитаты из различных южноиндийских писаний, обильно представленные в Приложениях к главам книги. 

 

 

21 марта 2016г.

Этот праздник ярких красок, плодородия и любви имеет, как предполагают, исключительно древние арийские корни. Во всяком случае, об этом празднестве с почтением упоминается в таких достаточно древних текстах как «Дашакумара-чарита» и «Гаруда-пурана». Не подлежит никакому сомнению, что в средневековье этот праздник пользовался большой популярностью при царских дворах и у мусульманских правителей Индии; также известны описания, с какой пышностью он отмечался, к примеру, при дворе правителя Ашоки, покровительствовавшего буддистам. 

Знаменуя собой бенгальский новый год, это праздник с простодушной радостью, весельем и ликованием и поныне отмечается по всей Индии, а в последние десятилетия он стал праздноваться и в ряде европейских стран, включая Россию (пусть и в некотором отрыве от индийского религиозного бэкграунда). 

В своей наиболее древней части этот бэкграунд, пожалуй, связан с богом Камадевой, своими цветочными стрелами возжигающим в людях пламень любви . Согласно традиции именно в день полнолуния месяца Пхальгуна бог любви когда-то осмелился направить свою стрелу в самого Господа Шиву, предававшегося подвижничеству, и был обращен в пепел третьим глазом Господа – впрочем, впоследствии воскресившего Каму по молитвам Рати (жены бога Камы). 

В восточных, северных, западных районах Индии праздник Холи прежде всего связывают с именем Кришны-Йогешвары, веселившегося и танцевавшего в эту ночь полнолуния с девушками-пастушками на берегу реки Ямуна. Следует отметить, конечно, что широким массам простых индийцев малодоступен глубочайший мистический смысл этого действа, и они просто проводят время в пении и озорных шутках, весело поливая друг друга красками и посыпая цветной пудрой.

Холика Дахана

Особую роль в легендах, связанных с этим днем, играет предание о смерти Холики - дочери царя демонов Хираньякашипу,имя которой, возможно, и послужило названием праздника. Не подверженная обжигающему воздействию огня, в этот день демоница вошла в пламя костра, держа на руках ребенка – Прахладу, знаменитого исключительной силой преданности Господу Вишну и свершившего этой силой множество чудес. Тогда, ко всеобщему изумлению, огонь костра, не причинив вреда Прахладе, испепелил демоницу Холику. 

Именно так, в глубочайшей древности, в этот день добро (духовная сила преданности Богу) легким и непостижимым образом превозмогла зло (магическое демоническое могущество).

Всем посетителям «Индосферы» мы желаем радости, процветания и любви в замечательный день Холи – день весеннего возрождения и упоения счастьем жизни.

 

20 марта 2016г.

Очередной рассказ нашей серии "Легенды индийских храмов" повествует об Акирипалли -- священном месте в штате Андхра-Прадеш, в котором поклоняются одновременно и Господу Вишну и Господу Шиве.  

19 марта 2016г.

"Шива-махимнах стотрам" ("Гимн Величия Шивы") неоднократно переводился с санскрита на русский язык и на сегодняшний день доступен как в Сети, так и в бумажных изданиях в различных вариантах. Однако перевод этого текста, выполненный для издания 1994 года (С-Петербург, "Панчама-веда") Дмитрием Никаноровым (Димешвар Р.А.), вероятно, был одним из первых, а, возможно, и первым. Снабженный предисловием и комментариями, он, по информации администраторов нашего сайта, ранее в Сети не выкладывался. Приглашаем всех наших читателей ознакомиться с этим замечательным произведением. 

17 марта 2016г.

В новой публикации можно ознакомиться с рецептом приготовления Алу-гоби (картофель с цветной капустой)

12 марта 2016г.

В нашем постоянном цикле "Легенды индийских храмов" опубликован очередной рассказ: небольшое виртуальное путешествие и паломничество можно совершить в Виджаяваду (штат Андхра Прадеш). 

 

10 марта 2016г.

У нашей группы В Контакте www.vk.com/indosfera сегодня скромный, но вполне достойный юбилей — 300 участников! Благодарим подписчиков за внимание и поддержку!

10 марта 2016г.

По случаю недавнего праздника Шиваратри будет уместным вспомнить о том, что Ханумана часто рассматривают как воплощение или сына Шивы. Об этом наша новая заметка

09 марта 2016г.

В раздел "Заметки. Блоги. Ссылки" добавлен документальный фильм "Индийские йоги -- кто они? 40 лет спустя" -- своеобразное продолжение легендарного советского фильма. 

08 марта 2016г.

По случаю праздника Шиваратри мы рады предложить вниманию наших подписчиков очерк А.П. Ольшевского «Шива», написанный в качестве предисловия к изданию «Шива-махимнах стотрам» (С-Петербург, «Панчама Веда», 1994). По сведениям, имеющимся у администрации нашего сайта, текст очерка публикуется в Сети впервые.  

07 марта 2016г.

Праздник Шиваратри (Ночь Шивы) или Махашиваратри (Великая Ночь Шивы) выпадает на тринадцатый-четырнадцатый дни темной половины лунного месяца Магха и с великим энтузиазмом отмечается по всей Индии (а кроме того, в некоторых прилегающих к Индии странах, к примеру – в Непале и на Шри Ланке). Этот праздник посвящен исключительно Господу Шиве – обладателю сотен имен, вершителю величайших йогических подвижничеств, живушему в бедности и одаривающему изобилием и богатством даже богов и других величайших существ, герою множества древних преданий, почитаемому богами и асурами, провидцами и божественными предками, так же как и великими философами, йогами, воинами и царями и самыми простыми душами – и радушно привечающему, в своем невыразимом духовном блаженстве, всех.

 

Различные предания по-разному описывают причину возникновения празднества Шиваратри. Часто говорится что именно в этот день Шива в виде великого огненного столба предстал перед Брахмой и Вишну, которые оказались неспособны обнаружить его верх или низ. Согласно другим источникам, когда-то в глубокой древности именно в этот благоприятный день начала весны произошла свадьба Шивы и Парвати. Именно с этими сказаниями связан обычай индийских женщин обращаться в этот день с молитвами к Парвати о счастливом замужестве. Иногда можно слышать, что именно в ночь Шиваратри Шива когда-то исполнил священный танец Тандава.

 

Строгий порядок соблюдения этого праздника требует полного поста от захода до восхода Солнца, поклонения Шиве и пения бхаджанов и чтения сказаний о Шиве всю ночь, священного омовения утром. Все, кому дорого индийское духовное наследие – от мала до велика – рады принять в участие в этом необыкновенном событии.

 

В этот особенный день мы желаем всем посетителям «Индосферы» духовного благополучия – того продвижения на духовном пути и постижения глубинного смысла бытия, которым способствуют благословения Господа Шивы.

 

 

 

03 марта 2016г.

В раздел "Заметки. Блоги. Ссылки" добавлен видеоролик небольшого репортажа программы "Взгляд" (СССР, 1988г) об индийском садху Девраха-бабаджи, который, в числе прочего, предсказал распад СССР.

02 марта 2016г.

В разделе "Заметки. Блоги. Ссылки" опубликован очерк Александра Ольшевского "Концептуальные обоснования достижения освобождения в индийских садхана-шастрах".

02 марта 2016г.

Всенародные любовь и уважение, которыми пользуются слоны в Южной Индии, отчасти связаны с покровительством, которое оказывает слонам слоновоголовый бог Ганеша. Кроме того, живущие при храмах слоны часто участвуют в праздничных религиозных шествиях, перевозя на своей спине изображения богов и богинь. Это, конечно же, дополнительно возвышает слонов в глазах людей, в добавление к их великому природному обаянию.

 

Известно, что некогда в прошлом, в штате Керала, богатые и влиятельные семьи нередко держали в своем хозяйстве слонов, считая их за своих родственников и относясь к ним как к членам семьи. Прочно установившейся и строго соблюдаемой традицией этого штата является маскарадное шествие слонов, приходящееся в этом году на 3 марта. Это шествие является частью ежегодного празднества при храме богини Шри Бхадракали в городе Парипалли.

 

Парад великолепно украшенных слонов начинается с их освящения в храме Шри Бхадракали. Обычно в процессии принимают участие 50-60 животных. Сидящие на их спинах погонщики машут, в такт ударам многочисленных барабанов, опахалами из павлиньих перьев, белыми метелками и красочными зонтами. Мы поздравляем с замечательным праздником всех симпатизирующих слонам посетителей нашего сайта!

 

 

02 марта 2016г.

В нашей постоянной серии "Легенды индийских храмов" опубликован рассказ о священном месте паломничества Мангалагири (штат Андхра Прадеш), в котором поклоняются удивительной форме Вишну -- Нарасимхадеву. 

02 марта 2016г.

Всем, кто всерьез интересуется таким непростым предметом как Тантра, предлагаем ознакомиться с очень содержательной статьей А.П. Ольшевского "Традиция тантрического шактизма"

27 февраля 2016г.

Новый очерк из серии "Легенды индийских храмов" посвящен Амаравати -- месту паломничества как индуистов, так и буддистов. Ссылка:http://www.indosfera.ru/?c=420-amaravati-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov 

21 февраля 2016г.

Гимн Сарасвати из "Брахма-вайварта-пураны" в переводе Ю.С. Шугриной можно прочитать в разделе "Заметки. Блоги. Ссылки". 

20 февраля 2016г.

Наш следующий очерк из цикла "Легенды индийских храмов" посвящен Моргаону (штат Махараштра) — одному из восьми связанных с Ганешей святых мест в окрестностях города Пуны.

20 февраля 2016г.

Известный путешественник Антон Кротов проведет две встречи в Санкт-Петербурге. Ниже размещен анонс самого автора:

 

Жителям Петербурга! Уже скоро у меня состоится там две интересные лекции. Я расскажу вам вот про что:


25 февраля, 18:30, Московский пр-т — про ИНДИЮ. Музей "Иллюзиум"... https://vk.com/krotovindia. Индия сегодня и 18 лет назад, пути попадания, транспорт, пролетарская жизнь, религии и места паломничества, мало известные широкой публике. Железные дороги, еда, вписки, здоровье, и всё, что нужно отправляющимся в Индию.

26 февраля, 19:00, б-ка Крупской — про ИНДОНЕЗИЮ. Октябрьская наб., 64...https://vk.com/debarcader_spb_indonesia3. С показом фотографий, карт и ответами на вопросы. Попадание, визы, попутные пароходы, паромы, автостоп, железная дорога, вписки, религия, особенности разных островов. А.Кротов провёл в Индонезии 7 месяцев и путешествовал от Бандар-Ачеха (Суматра) до Мерауке (Папуа) по 11 островам.

Вход свободный на все лекции. Питерские друзья! Приходите сами, и приглашайте народ, сделайте репост какой-нибудь. А то я не успею всех пригласить, а вас много. Итак, две страны на ИНД - такие интересные и такие разные — на следующей неделе в Питере!

 

 

20 февраля 2016г.

Продолжая наш виртуальный тур по штату Андхра-Прадеш, можно ознакомиться с неизвестным для широких масс туристов местом -- храмом Капотешвара близ деревни Чезерла. 

11 февраля 2016г.

Пятый день (панчами) месяца Магха отмечается в Индии как день начала весны (васант). Существует множество народных обычаев и традиций, связанных с празднованием этого дня. Кроме того, этот день почитается днем явления богини Сарасвати – родившейся из уст Брахмы богини мудрости и ведического знания, божественной покровительницы шестидесяти четырех искусств. В этот день (по всей Индии, но особенно – в Бенгалии и Ориссе), проводятся празднества в честь Сарасвати и поклонение ей, а также почитание предков; также, по традиции Сарасвати-пуджу широко отмечают в учебных заведениях, и детей в этот день учат написанию первых в их жизни слов. 

В этот день богиня Сарасвати почитается в разных формах. Обычные особенности ее облика –полностью распустившийся белый лотос в качестве сидения или белый лебедь как средство передвижения (лебедь в индийских традициях – птица, способная отделять молоко от воды, то есть главное от ненужного и побочного). Богиня облачена в белые одежды и белое жемчужное ожерелье, в четырех руках она держит струнный музыкальный инструмент вИну, четки и священную рукопись. Несмотря на преобладающий белый цвет в облике богини, в день поклонения ей особо благоприятным считается желтый, солнечный цвет. Люди стараются облачиться в желтые предметы одежды, домохозяйки готовят особые желтые сладости из желтых фруктов для угощения друзей и родственников. 

Мы желаем всем нашим читателям благословений богини Сарасвати, дарующей творческие силы, так же как и способности воспринимать тонкий смысл шастр (священных писаний), произведений искусства, явлений, событий.

08 февраля 2016г.

Об изучении филологии Индии на Кафедре истории и филологии Южной и Центральной Азии при Институте Восточных Культур и Античности (Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва) читайте в разделе "Религия. Философия. Культура". 

08 февраля 2016г.

Интересная музыковедческая статья Виктора Костецкого "Музыкальный звук в аспекте апперцепций культуры", из которой можно узнать о принципиальных отличиях древних форм музыки (в том числе индийской классической) от современных. 

06 февраля 2016г.

Продолжаем публикацию "Калика-пураны" в переводе Андрея Игнатьева. Теперь в нашей библиотеке доступны главы 41 - 51. Перечень глав:

 

Глава сорок первая. Нарада приносит весть

Глава сорок вторая. Махадева обращает Каму в пепел

Глава сорок третья. Кали обретает Хару

Глава сорок четвертая. Свадьба Кали и Хары

Глава сорок пятая. Повесть об Ардханаришваре

Глава сорок шестая. Рождение Сканды

Глава сорок седьмая. Рождение Чандрашекхары

Глава сорок восьмая. Свадьба Чандрашекхары и Таравати

Глава сорок девятая. Повесть о Капоте и Читрангаде

Глава пятидесятая. Повесть о рождении Веталы и Бхайравы

Глава пятьдесят первая. Ветала и Бхайрава отправляются в Камарупу

 

 

 

05 февраля 2016г.

В раздел "Авторское фото" добавлен альбом Марии Яковлевой "Варанаси. Геометрия гхатов"

04 февраля 2016г.

В нашем очередном виртуальном паломничестве по святыням Индии -- знакомство с Калахасти. Очерк опубликован в разделе "Заметки. Блоги. Ссылки". 

02 февраля 2016г.

История о Ханумане и жемчужном ожерелье добавлена в рездел "Заметки". 

02 февраля 2016г.

Опубликован очередной рецепт из нашей кулинарной серии -- на этот раз готовим блюдо из нута панджаби-чоле

02 февраля 2016г.

Кто бы мог подумать, что мантра «Харе Кришна» звучала в СССР вполне официально, на радио и на пластинке, да еще и в исполнении хора мальчиков Московского хорового училища – и не во времена перестройки, а 1969 году? Интрига раскрывается вполне просто: это был радиоспектакль «Сказание Сур Даса – Сказание о Кришне». («Сур Сагар», С.Гушанский, М.Корабельникова, реж. Б.Тираспольский, 1969). 

 

Читать и слушать полностью: http://www.indosfera.ru/?c=384-radiospektakl-o-krishne-sssr-1969-god

 

26 января 2016г.

"Общество культурных связей с Индией" приглашает принять участие в торжественном вечере по случаю Дня Республики Индия,
который состоится в четверг, 28 января в Доме дружбы на Литейном пр., 60.


Начало вечера в 19:00.

Нашим почетным гостем будет Генеральный консул Республики Индия в Санкт-Петербурге г-н Арун Кумар Шарма. 

В концертной части программы - выступления петербургских музыкантов и танцоров, исполнителей индийских классических танцев: студия "Куджана" (бхаратнатьям), Светлана Иванкина (катхак), Лариса Рагоза (вокал), Александр Рагоза (мриданг), Лаврентий Мганга (вокал, бансури), Виктор Кхан (сантур), Павел Сартаков (табла).

19 января 2016г.

В библиотеку сайта добавлена новая книга -- "Саундарья-лахари" ("Океан божественной красоты"). Этот прославленный поэтический трактат, посвященный Деви (Великой Богине), традиционно связывают с именем известного святого-философа Шанкарачарьи (хотя есть и другие версии авторства, о чем можно узнать из пояснений к этому труду). Помимо основного текста, приводятся выдержки из комментариев к нему С. Субрахманьи Шастри и Т.Р. Шринивасы Айенгара, написанные к индийскому изданию 1937 года. Комментарии подробно раскрывают философский, религиозный и эзотерический (йогический) смыслы трактата, делая особый акцент на традиции самая.  Перевод с санскрита и английского выполнен В. А. Заволокиным. На русском языке книга была опубликована Некоммерческим Издательством "Дасван" (С-Петербург, 2011г). В Сети публикуется впервые. 

 

 

 

17 января 2016г.

В разделе "Заметок" опубликован гимн "Шри-Баджранг-бан" ("Стрела Ханумана"), прославляющий Господа Ханумана и служащий обращением к Нему за помощью во времена бедствий. 

16 января 2016г.

В раздел "Заметки" добавлена информация о проекте 3d-india петербургского фотохудожника Сергея Лоза, а в разделе "Авторское фото" размещен его фотоальбом "India Expo"

12 января 2016г.

Праздник Лори (Lohri), который выпадает в 2016 году на среду 13 января и празднуется, в основном, в Северной Индии, знаменует кульминацию, высшую точку зимы и вступление Солнца на «Северный путь», Уттарайяна, упоминаемый, между прочим, в «Гите» Господом Кришной (стих 8.24: … шесть месяцев, когда Солнце идет на север, тогда ушедшие [из земной жизни] люди, познавшие Брахму, достигают Брахмы). В этот день люди собираются вокруг костров (огонь символизирует при этом бога огня, Агни) и предлагают поклонение (пуджу) пламени, обходя вокруг костра «по ходу Солнца» (по часовой стрелке), поют народные песни, обмениваются приветствиями и подносят в пламя сладости и воздушный рис. Всем собравшимся раздается традиционная освященная пища, предложенная божеству (прасад). 

Еще одной особенностью этого праздника являются песни, исполняемые детьми, обходящими с утра дома и просящими взамен деньги или сладости. Собранные таким образом общие продукты и деньги будут использованы на исходе этого дня, вечером, когда зажгутся праздничные костры. Исследователи отмечают, что этот обычай напоминает славянские рождественские колядки.


 

15 января будет отмечаться Макар Санкранти, который является одним из самых значимых событий индуистского календаря и с великим благоговением, пышностью и весельем празднуется по всей Индии в неисчислимом множестве форм, в зависимости от особенностей вероисповедания, культуры или истории того или иного народа, населяющего конкретный район страны. Выделяя общее среди этих форм, можно сказать, что Макар Санкранти – день, когда великий бог Солнца начинает свой путь в Северное полушарие, как бы напоминая всем нам, своим детям, древнее санскритское изречение «тамасо ма джьйотир гамайя» - «веди меня из темноты к свету». Согласно очень древнему учению, Макар Санкранти это начало той благоприятной половины года, которая известна как «день богов».
 

Важная составляющая этого особенного дня – его особое значение для отношений между родителями и детьми: мы видим, что в этот день даже Бог Солнца, Сурья, в обычное время не очень-то ладящий со своим сыном Шани (Сатурном) приходит в дом своего сына (в созвездие Макара, Козерог). 

 

Праздник Понгал (15 января) можно назвать южным аналогом фестиваля Макар СанкрантиПонгал распространен, главным образом, в штатах Тамил Наду и Андхра Прадеш. С одной стороны, этот праздник считается праздником урожая, а с другой стороны, Понгал можно назвать празднеством во славу Солнца, столь способствующего в этих районах Индии обильной жатве. Таким образом, в целом Понгал является сельским, крестьянским праздником. 


Понгал празднуется в течение трех дней и начинается с очистки и приведения в порядок жилищ. В первый день праздника, «Бхоги», люди поднимаются рано утром и, после специального омовения, складывают и сжигают перед домом накопившийся мусор и старые ненужные вещи, отмечая так время расставания со старым, отжившим, и сосредоточения на новом, несущем перемены к лучшему. На стенах и напротив дверей домов создаются цветные изображения Ранголи (различные виды сложных орнаментов, дошедших до нас, порой, из глубокой древности). 
 

Во второй день, с использованием риса нового урожая, готовится специальное праздничное кушанье «понгал», которое в ходе особого поклонения, предлагают богу Солнца, перед нарисованным изображением колесницы с Солнцем в центре ее (как известно, бог Солнца передвигается в колеснице, в которую запряжены семь коней). По завершении пуджи некоторая часть этого кушанья приносится в каждый дом, чтобы привлечь, таким образом, благословение бога Солнца. 


Третий день праздника посвящен почитанию коров – заботливо украшенных коров подводят к каждому жилищу селения.

11 января 2016г.

В раздел "Заметок" добавлен краткий рассказ об одном из самых прославленных мест паломничества в Индии -- Тирупати. Очерк публикуется в цикле "Легенды индийских храмов", ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=314-tirupati-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov

08 января 2016г.

Предлагаем вниманию читателей нашего сайта продолжение Шива-пураны: в "Библиотеке" выложены Главы 1-25 Сати-кханды Части II Рудра-самхиты. Как и предыдущие части, на русском языке они публикуются впервые! Перевод с санскрита и английского выполнен В.А. Заволокиным. Желаем познавательного и плодотворного чтения! Ссылка:  http://www.indosfera.ru/?p=71-shiva-purana-rudra-samhita-chast-ii-sati-khanda-glavy-1-25

 

07 января 2016г.

Продолжая цикл "Легенды индийских храмов", помещаем в разделе заметок небольшой очерк о священном месте Махананди (штат Андхра Прадеш). 

06 января 2016г.

В библиотеку нашего сайта добавлена книга Юрия Мамлеева "Судьба бытия", в которой излагаются как общие принципы Веданты, так и собственные взгляды автора на круг вопросов, рассматриваемых в этой философской системе. Помимо собственно ведантических, Юрий Мамлеев в своей работе обращается к таким темам, как духовное осмысление положения России, метафизика творчества, западный и восточный подход в философском осмыслении и другим. 

 

06 января 2016г.

В раздел сайта "Религия. Философия. Культура" добавлена информация об образовательной профильной программе «Индийская культура» на кафедре философии и культурологии Востока факультета философии Санкт-Петербургского государственного университета. 

03 января 2016г.

В раздел "Заметки" добавлен небольшой очерк о святом поэте и музыканте XII века Джаядеве (ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=272-dzhayadeva--svyatoy-poet-xii-veka), а в библиотеке выложено его самое прославленное произведение -- "Гита-Говинда" (ссылка: http://www.indosfera.ru/?p=69-dzhayadeva-gita-govinda-perevod-s-sanskrita-aya-syrkina) в переводе с санскрита А.Я. Сыркина. 

02 января 2016г.

В раздел нашего сайта «Религия. Философия. Культура» внесена краткая информация о постоянной экспозиции «Искусство Индии I-XIX вв.» в Государственном Эрмитаже (С-Петербург), индийской коллекции Государственного музея Востока (Москва), Государственном музее-институте семьи Рерихов (С-Петербург), постоянной экспозиции «Религии Индии» в Государственном музее истории религии (С-Петербург). 

01 января 2016г.

Продолжая цикл очерков "Легенды индийских храмов", мы предлагаем вниманию читателей следующий рассказ о священных местах Андхра Прадеш: на этот раз это будет Тадпатри. Ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=255-tadpatri-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov

30 декабря 2015г.

В нашей библиотеке опубликовано продолжение Калика-пураны (главы 21-29) в переводе Андрея Игнатьева. Ссылка: http://www.indosfera.ru/?p=66-kalika-purana-glavy-21-29-perevod-aa-ignateva

29 декабря 2015г.

В библиотеку нашего сайта добавлены первые двадцать глав "Калика-пураны", перевод которой с санскрита выполнен А.А. Игнатьевым. Публикация осуществлена с любезного разрешения автора перевода. Ссылка: http://www.indosfera.ru/?p=65-kalika-purana-glavy-1-20-perevod-aa-ignateva

24 декабря 2015г.

С наступающим Рождеством! 

21 декабря 2015г.

Продолжая виртуальное путешествие по храмам Андхра Прадеш, можно ознакомиться с нашим новым очерком о Лепакши, опубликованном в цикле "Легенды индийских храмов". Ссылка на очерк: http://www.indosfera.ru/?c=217-lepakshi-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov 

16 декабря 2015г.

16 декабря 2015 года: праздник Виваха-панчами

Замечательный день Виваха-панчами (пятый день светлой половины месяца Маргашира, приходящийся обычно на конец ноября – начало декабря) особо отмечается в Индии как день свадьбы Рамы, царевича Айодхьи, и Ситы, дочери царя Джанаки. Согласно широко известному преданию, брак Рамы и Ситы заключался по обычаю «свайям-вара» (невеста сама выбирала себе жениха из множества соискателей ее руки), причем обязательным условием была способность будущего мужа Ситы поднять великий лук Господа Шивы (говорится, что в детстве, играя, Сита смогла сдвинуть с места клеть, содержащую в себе это божественное оружие, и, как считалось, будущий муж Ситы не должен был уступать ей в силе). В предании сказано, что из множества приехавших на свайямвару царевичей божественный лук смог поднять только Рама, и в благоприятный день виваха-панчами был заключен их брак, послуживший началом великой драмы, разыгравшейся на севере, западе и юге Индии, а также в царстве Ланки, и ставшей сюжетом великого эпоса «Рамайяна». 

Виваха-панчами широко отмечается в северной Индии и в Непале (там находилось царство Видеха, в котором правил царь Джанака), но особенного размаха празднества достигают в Айодхье, месте рождения Шри Рамы, и множество приверженцев Шри Рамы приезжает сюда со всей Индии, чтобы лично принять в них участие. Множество старинных храмов украшается в этот день светильниками и цветами, по городу проходит грандиозная «свадебная» процессия Шри Рамы и Ситы, множество театральных площадок воссоздают перед зрителями эпизоды «Рамайяны», повсюду звучат гимны и народные «песни преданности» (бхаджаны) в честь Рамы и Ситы.

В этот благоприятный день мы желаем всем читателям и посетителям нашего сайта обильных благословений Господа Рамы – праведного царя, ставшего символом образцового человеческого поведения – и его верной супруги-энергии Ситы, рожденной из земли дочери святого царя Джанаки.
 

16 декабря 2015г.

В раздел "Заметки" добавлено стихотворение известного вайшнавского поэта Видьяпати "О Господь, я совершенно забыл Тебя"

14 декабря 2015г.

В раздел "Заметок" добавлен небольшой очерк "Господь Хануман -- эрудированный ученый"

10 декабря 2015г.

В разделе "Заметки" опубликована история о том, как Хануман получил свое имя. Ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=210-istoriya-o-tom-kak-hanuman-poluchil-svoe-imya

07 декабря 2015г.

Дорогие друзья, мы продолжаем наше виртуальное путешествие по индийским храмам и местам паломничества. Мы все еще путешествуем по Андхра Прадеш. Наш сегодняшний рассказ посвящен Алампуру -- священному месту, которое, помимо прочего, известно своим храмом Брахмы, что является большой редкостью.  Прочитать очерк полностью можно, пройдя по ссылке: http://www.indosfera.ru/?c=204-alampur-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov.

06 декабря 2015г.

7 декабря 2015 года: Утпанна Экадаши

День Утпанна Экадаши, выпадающий в этом году на 7 декабря, знаменит и особенно благоприятен тем, что, по благословению Господа Вишну, в этот день почитается богиня Экадаши Мата. 


Предание сообщает нам, что некогда демон Мура, сын свирепого асура Надиджангхи, одержал победу над небожителями, которых возглавлял Индра, и прогнал их из райских миров на землю. Тогда побежденные боги обратились за помощью к Господу Шиве, затем – к Шри Вишну, и, как сказано, Господь Вишну, в сопровождении армии богов начал войну с объединенной армией асуров, возглавляемых демоном Мурой. Хотя Шри Вишну с легкостью смог нанести поражение войску демонов, ему не удавалось победить царя демонов – Муру. Их первое сражение продолжалось тысячу лет, а затем они еще десять тысяч лет сражались друг с другом без оружия, после чего уставший Господь Вишну отступил с поля боя и выбрал себе для отдыха большую пещеру в Бадарикашраме. 

Как сообщает предание, к погрузившемуся в сон Господу Вишну подступил демон Мура, решивший воспользоваться усталостью Господа и убить главного защитника богов. Тогда, внезапно, из тела спящего Вишну изошла сияющая богиня и сверкающим божественным оружием смогла исполнить то, чего не смог совершить сам Господь – отсечь голову демону Муре и истребить сопровождавших его демонов. Душа демона Муры отправилась в адские миры Паталы – место посмертного отдыха асурических существ, а проснувшийся Господь Вишну обратился к сияющей божественной деве с просьбой ответить ему – кто она? Тогда изливающая свет богиня рассказала, что она суть шакти (энергия) самого Господа Вишну, изошедшая из внутренней силы Господа Вишну ради защиты трех миров и его самого. Сказано, что когда обрадованный Господь обещал дать лучезарной богине любое благословение, которого она желает, богиня попросила у него способность освобождать от грехов тех, кто соблюдает пост в день ее появления (одиннадцатый день лунного месяца). Предание утверждает, что Господь Вишну не только даровал богине желанную способность, но и нарек ее именем Экадаши.

Строгое соблюдение поста Экадаши подразумевает следование многим достаточно изощренным правилам, главные из которых – разрешение вкушать в этот день молоко и молочные продукты, фрукты, орехи; при возможности, принимать только воду или молоко; совершать омовение в полдень; повторять в уме священную мантру Господа Вишну в дневное время; при возможности, бодрствовать и медитировать ночью, вместо ночного сна; воздерживаться в этот день от разного рода нечистой пищи, дурных дел и плотских утех.

Мы искренно желаем всем нашим читателям благоприятного памятования о богине Экадаши, а также обильных благословений Господа Вишну в этот священный день.

05 декабря 2015г.

Продолжаем публикацию рецептов вполне доступных для каждого блюд индийской кухни. Сегодня у нас представлена: 

УПМА — МАНКА С ОВОЩАМИ

Прочитать рецепт полностью можно в разделе "Заметки". Ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=201-upma--manka-s-ovoshchami-retsept-blyuda

 

17 ноября 2015г.

В раздел "Заметок" добавлены наиболее прославленные стихи из пятой главы "Брахма-самхиты", посвященные Господу Говинде. Ссылка: http://www.indosfera.ru/?c=197-stihi-iz-brahma-samhity

17 ноября 2015г.

Продолжаем цикл рассказов-путешествий по храмам штата Андхра Прадеш. Наш очередной обзор посвящен важному религиозному центру Ахобилам. Этот храмовый комплекс считается на Юге главным в поклонении Вишну в образе Нрисимхи. Ссылка на очерк: http://www.indosfera.ru/?c=199-prodolzhenie-tsikla-legendy-indiyskih-hramov

12 ноября 2015г.

11 ноября 2015 года: Дивали (Дипавали)

 

Дивали, или Праздник Огней, является кульминацией сезона праздников. Это самый яркий, красочный праздник индуистов, и он отмечается с большим размахом во всех частях Индии, в той или иной форме. Слово «дивали» происходит от «дипавали», означающего множество огней. Маленькие глиняные лампы называют «дивы» и каждый дом, деревни, города в это время утопают в праздничных огнях.

 

Дивали всегда отмечают в амавасья – 15-й день темной половины месяца Картик (октябрь-ноябрь). Считается,что в этот день Рама вернулся из своего 14-ти летнего изгнания, и народ Айодхьи (царство Рамы) приветствовал и встречал его с яркими огнями.

 

Дивали – это праздник, длящийся пять дней. В первый день, т.е. в 13-й день Картика, дома и магазины вычищаются, и их пороги красочно и богато украшаются. В этот день покупается новая домашняя утварь и золото.

 

Во второй день, называемый Нарака Чатурдаши, отмечается гибель легендарного демона Наракасуры. Этот демон захватил 16 000 женщин – дочерей богов, святых и мудрецов – и заточил их в тюрьму, в свой гарем. Господь Кришна убил его и освободил женщин, поэтому это день радости и веселья. Люди на Юге встают задолго до восхода солнца, совершают омовения с душистыми притираниями и одевают новые одежды. В этот день устраиваются фейерверки .

 

На Севере этот праздник называют Рууп-Чатурдаши, все в этот день совершают ритуальное омовение.

 

Третий день посвящен поклонению Лакшми -- богине богатства и процветания. Каждый дом украшают мерцающими светильниками, чтобы приветствовать ее. Считается, что неосвещенный дом богиня не заметит и пропустит. Многие коммерческие фирмы и бизнесмены заканчивают старую и заводят новую книгу финансового учета.

 

Четвертый день празднеств на Севере посвящен Говардхана-пудже. Говардхана – это маленький холм в деревне Браджа близ города Матхуры. Согласно Пуранам, Кришна поднял этот холм на одном мизинце, чтобы укрыть коров и пастухов от ливня, посланного Индрой. Поэтому люди Пенджаба, Харьяны и Уттар-Прадеш строят небольшие горки из коровьего навоза, символизирующие Говардхану, украшают их цветами и хлопковым пухом, и поклоняются им.

 

Этот день известен также как Аннакут – гора пищи. В храмах, особенно в Матхуре и Натхдваре во время ритуалов перед божеством ставятся в виде горы многочисленные и разнообразные блюда с пищей.

 

В Махараштре 4-й день напоминает о визите Махабали, царе демонов, о котором рассказывалось в очерке, посвященном празднику Онам.

 

Заключительный 5-й день, Бхайя Дудж, связан с тем, что мужчины обедают в домах своих сестер и дарят ей подарки. На севере Индии этот день называют Яма-Двитийя – говорится, что Яма, бог смерти, посещает свою сестру – реку Ямуну, чтобы обменятся подарками и даровать ей обещание. Он дал слово, что каждый, кто нанесет тилак глиной с Ямуны и приподнесёт ей дары в этот день, не попадет в подземный мир Ямы. По этой причине тысячи людей собираются на берегах Ямуны и, держась за руки, братья и сестры окунаются в священные воды.

 

Джайны празднуют Дивали как свой Новый год. Махавира, последний из 24-х тиртханкаров, достиг нирваны незадолго до новолуния месяца Картик . Его последователи празднуют этот событие праздником ламп, символизирующих Свет Знания учителя.

 

Распространенный обычай связывает Дивали с азартной игрой. Говорится что Парвати , которая играла в кости с Шивой во время Дивали, благославила этот день, сделав его успешным для игры. Праздник Дивали подразумевает не только праздник светильников и фейерверков, но также и сладостей. Можно видеть целые горы сладостей, которые продаются и покупаются во время Дивали. Это сладчайший из всех праздников!

10 ноября 2015г.

10 ноября 2015 года: Кали-пуджа 

Кали-пуджа особенно широко отмечается в Бенгалии — где, в особенности среди простонародья, насчитывается огромное количество приверженцев этой богини. Объем сведений о Кали, содержащийся в разного рода преданиях, огромен, и постепенно на нашем сайте мы будем публиковать различные посвященные ей материалы. Пока же кратко заметим, что часто Кали представляет собой воплощение ярости Шивы или его различных шакти – Сати, Дурги, Парвати, и других, в обычное время благостных и умиротворенных. Как воплощение ярости она невыносимо страшна и обладает ужасными атрибутами – носит гирлянду отсеченных голов, выражение лица ее приводит в ужас, клыки ее чудовищны, по разным описаниям – ее цвет тела черный или темно-синеватый. Этот цвет ряд преданий связывает с тем, что преобразуя себя в яростную богиню, Парвати использовала страшный яд, хранимый в горле Шивы. Особую роль эта богиня играет в философии Тантр, которые часто провозглашают ее сущностной формой динамического божественного начала, Махадеви (см., к примеру, Маханирвана-, Камада-, Камакхья-, Нируттара- и Йогини-тантру).

10 ноября 2015г.

10 ноября 2015 года: Гуру Нанак Джаянти (День рождения Гуру Нанака)

Гуру Нанак Дев – основатель и первый из десяти гуру сикхизма, родился в 1496 году в Западном Пакистане, в селении Талванди (ныне Нанкана Сахиб), расположенном в пятидесяти милях к северо-западу от Лахора. Согласно сикхской традиции, в первый раз присутствие Бога Нанак испытал в Султанпуре, где, отправившись на утреннее омовение, он исчез на три дня, а появившись, начал проповедовать открытое ему новое пророческое учение во всем мире. Началу проповеди Гуру Нанака приписывают частое повторение им фразы «nā kō hindū nā kō musalmān» - «там нет хинду, там нет мусульман». Другие положения его учения – единение с высшей душой путем сочетания медитации и бхакти, преодоление пяти препятствий на духовном пути (вожделения, гнева, алчности, привязанности и эгоизма), отказ от поклонения священным изображениям, и от постов.


Сикхская традиция утверждает, что, знакомя людей со своим учением, Гуру Нанак совершил четыре больших проповеднических путешествия пешком – на восток, дойдя до Ассама, на юг – в Шри Ланку, на север – в Тибет и Ладакх, а также на запад – в Багдад, Мекку, Медину. Основное почитаемое сикхами жизнеописание Гуру Нанака – собрание «Джанамсакхи», а священное писание сикхизма – книга «Ади Грантх».

09 ноября 2015г.

Дорогие друзья, в разделе "Заметки. Блоги. Ссылки" мы начинаем новую серию очерков под общим названием "Легенды индийских храмов". Опубликована первая статья, которая описывает известное место паломничества Шрисайлам в штате Андхра Прадеш. Ссылка:http://www.indosfera.ru/?c=192-shrisaylam-iz-tsikla-legendy-indiyskih-hramov.  

07 ноября 2015г.

9 ноября 2015 года: Дхантерас

Праздник Дхантерас приходится на тринадцатый день темной половины месяца Карттик, и широко отмечается последователями индуизма по всей Индии и по всему миру (слово «дхан» обозначает богатство, а терас – «тринадцать» - указывает на дату праздника). Обычно выпадающий на конец октября – начало ноября, он знаменует начало пятидневного празднества огней - Дивали. 

Особо связанный с богиней богатства и процветания Лакшми, а также с частичным воплощением Шри Вишну – бога-целителя Дханвантари, с глубочайшей древности этот день считается особенно благоприятным для молитв о здоровье и материальном благополучии, для поклонения богине Лакшми, для приглашения ее в свои старательно прибранные, украшенные и ярко освещенные дома. Также принято в этот день покупать различные механизмы и металлы, такие как золото, железо, бронзу, медь, серебро. Перед входами делают разноцветные узоры ранголи и ставят масляные лампы, чтобы привлечь богиню Лакшми. В эту дату приобретаются образы божеств Ганеши и Лакшми для главного празднования Дивали.

С праздником Дхантерас связано множество различных преданий, самое известное из которых –легенда о явлении бога-целителя Дханвантари. Покровитель науки здоровья и долголетия (Айюр-веды), этот бог пришел в мир при сбивании богами и асурами Молочного океана. Сказано, что некогда в попытках добыть нектар бессмертия боги и асуры стали взбивать Молочный океан, используя в качестве мутовки гору Меру, а веревкой им служил божественный змей Васуки. Тогда из глубин океана последовательно появилось множество чудесных существ и вещей, а в итоге, наконец, перед богами и их демоническими противниками, асурами, с кувшином нектара бессмертия в руках предстал бог Дханвантари. Его появлению предшествовало явление из океана богини Лакшми, восседающей на лотосе. Между богами и асурами возник спор о праве первыми вкусить нектар, и тогда Господь Вишну, в своей манере создавать иллюзию для демонических существ, обманул асуров, нектар достался богам и богиня Лакшми взяла их под свое особое покровительство.
Сказано, что именно в этом состоит причина, по которой в праздник Дхвантерас люди и боги поклоняются Шри Лакшми – богине богатства и процветания.

Упомянем здесь еще одну замечательную историю, объясняющую другое название этого дня – Яма-дипан. В этой истории рассказывается о шестнадцатилетнем сыне царя Химы. Согласно астрологическому предсказанию, на четвертый день после свадьбы ему была суждена смерть от укуса змеи, и история повествует о том, как молодая жена всю ночь пыталась спасти от укуса змеи своего молодого супруга. 

На пороге спальни она сложила свои украшения, золотые и серебряные монеты, она ярко осветила спальню множеством лампад и всю ночь напевала песни и рассказывала удивительные истории. Когда бог Смерти, Господь Яма, в обличье змеи проник в спальню, его глаза были ослеплены множеством светильников, блеском золота и драгоценностей. Пережидая ослепление, он устроился на груде монет, и, плененный замечательным пением и рассказами, мирно оставался на ней до утра. Так молодая супруга спасла своего мужа от смерти, и в память этого события, всю праздничную ночь люди ярко освещают свои дома светильниками, охраняя помещения от проникновения духов зла.

Мы желаем всем нашим читателям и посетителям нашего сайта обильных благословений Шри Лакшми и Дханвантари в этот замечательный праздник.

06 ноября 2015г.

Создан фотоальбом "Incredible India" (по материалам Интернет). Ссылка: http://vk.com/album-96373432_223160998

06 ноября 2015г.

В раздел оптовых поставщиков добавлена компания "Богиня Удачи", предлагающая в широком ассортименте благовония, товары для здоровья и релаксации, экзотические и традиционные сувениры стран Востока. 

03 ноября 2015г.

В разделе "Заметки. Блоги. Ссылки" опубликована статья КД "Шиваизм, шактизм и тантра в бывшем СССР"

31 октября 2015г.

Введение в санскрит: онлайн вебинар в Скайпе 

Введение в традиционную грамматику, фонетику,синтаксис священного языка ведической традиции. Знакомство с текстами вед и тантр.

Начало в 21.00 по московскому времени 08.11.2015, в воскресенье (бесплатно).

Курс подготовлен Михаилом Бояриным

Блог: СВАЯМБХАВА

Преподаватель: Анна Ковалевская

Блог: ganga-light

Подавать заявку на участие в вебинаре c пометкой «санскрит» личным сообщением ВКонтакте: Anna Kaval

ОМ ТАТ САТ

31 октября 2015г.

В раздел "Заметок" добавлен известный гимн "Махалакшми-аштакам" ("Восьмистишие Махалакшми").

27 октября 2015г.

Дрогие друзья, в ссылки нашей группы и каталог сайта добавлены кафе "Литтл Индия" (Новосибирск) и ресторан "Хороший Вкус" (С-Петербург).

27 октября 2015г.

27 октября 2015 года: Вальмики-джаянти (День рождения святого мудреца Вальмики) 

На эту дату приходится День рождения легендарного автора "Рамаяны", святого-отшельника Вальмики. Этот прославленный мудрец не только стал автором великого эпоса, но и был одним из его участников: так, например, в его ашраме некоторое время жила Сита, а также родились и выросли сыновья Ситы и Рамы — братья Лава и Куша. 

Помимо этого, в индийской традиции очень широко распространена история о том, что именно Вальмики первым стал использовать стихотворный эпический размер «шлока» - двустишие из двух шестнадцатислоговых строф, каждая из которых разбита еще на две полустрофы по 8 слогов. Согласно этой истории, однажды, вблизи реки Тамаса, собиравшийся совершить священное омовение Вальмики увидел неподалеку двух счастливо щебечущих птиц, одна из которых внезапно упала, сбитая стрелой охотника. Говорится, что именно тогда глубоко огорченный Вальмики произнес фразу, которой суждено было, в качестве первой шлоки, войти в великую санскритскую литературу –

mAnishAda pratishTAtum samagah ssAshvatIssamAh
yat krouncha mithunAdEkam sokam avadhIm kAma mOhitam 

«О дикарь, да сопутствует тебе навеки дурная слава 
По причине несчастья некой влюбленной птицы в минуты очарования любви».

Говорится, что бог-прародитель Брахма обратился к Вальмики с просьбой, чтобы эпос «Рамаяна» также был написан этим замечательным стихотворным размером.

22 октября 2015г.

В раздел "Заметок" добавлен известный документальный фильм "Индийские йоги -- кто они?", снятый кинематографистами СССР в 1970 году.

21 октября 2015г.

В раздел "Заметки. Блоги. Ссылки" добавлен очерк А.П. Ольшевского "Тантра-шастра", посвященный обзору различных категорий священных тантрических писаний. 

21 октября 2015г.

В разеделе "Заметок" публикуем "Ганеша-стотру" из "Нарада-пураны". Этот гимн содержит 12 имен Господа Ганеши, способных разрушать любые препятствия и приносить успех в благих начинаниях. 

20 октября 2015г.

В разделе «Заметки. Очерки. Ссылки» размещен новый клип студии «Куджана», посвященный богине Сарасвати. 

20 октября 2015г.

ДУССЕРА
 
С.В.Величкин «Праздники и обряды Индии»
 
Дуссера (Дашера), известный также как Дурга Пуджа (поклонение Дурге), Дурготсава (праздник Дурги) и Наваратри (девять ночей), - один из важнейших индуистских праздников, начинающийся в первую ночь месяца Ашвин индуистского календаря (приходится на сентябрь-октябрь) и продолжающийся десять дней. Дуссера посвящается богине Деви, занимающей одно из центральных мест в пантеоне индуизма. Собственно, сказать, что Деви - богиня, будет не совсем точно. Понятие Деви наполняется различным содержанием в зависимости от того, какое ее воплощение или функцию мы рассматриваем. Как «Шакти» (изначальная энергия) она воплощает динамизм космического движения, вселяет жизнь во все тела и предметы. В этом плане даже Шива, считающийся ее супругом, по отношению к ней не более чем тело, лишенное жизни. В  качестве Дурги Деви предстает перед нами богиней-воительницей, находящейся в постоянном противоборстве со злом, представленным демонами, самым грозным из которых является Махишасур, нападающий на нее в виде ревущего буйвола. Как Кали она поглощает само всепоглощающее время - Каль. Она же - всемилостивейшая мать, кормящая вселенную, в образе Джагадамбы. Одно из известнейших ее воплощений - богиня Парвати - почтительная хранительница домашнего очага, разумная хозяйка, наслаждающаяся семейным счастьем со своим супругом Шивой и двумя детьми - Ганешей и Картикеей. В другом воплощении - Сати - индуистская мифология рисует ее верной женой, предающей себя самосожжению в отмщение за оскорбление, нанесенное супругу ее отцом. Грозная Рактаданти с окровавленными клыками - божество кровопролития и резни - это тоже Деви. Она же - непорочная дева в лице Кумари. В этом же ряду стоит другое ее воплощение - Лалита, красавица столь ослепительная, что, по словам философа Шанкары, один ее вид возвращал страстность лишенному мужественности. Под именем Умы индийская мифология знает Деви-отшельницу, символ аскетического воздержания. Таким образом, Деви - богиня, что называется, на любой вкус, а потому и поклоняются ей в период Дуссеры по-разному. Шактисты, почитающие богиню верховным божеством, поклоняются ее воплощениям в каждую из ночей Наваратри. Обычно это следующие воплощения: Махакали (великая Кали), истребившая демонов Мадху и Кайтхабху, с которыми безуспешно воевал в течение пяти тысяч лет сам Вишну; Махишасура Мардхини (победительница демона Махиши); Чомунда (истребительница демонов Чонду и Мунду); Кали, убившая вампира  Рактабиджу; Панда, предсказавшая гибель смертельного врага великого Кришны - злодея Кансы; Рактаданти, загрызшая демона, неуязвимого для смерти, причиняемой оружием или происходящей от естественных причин; Санхамбари, спасшая мир от голода, продолжавшегося сто лет; Дурга, убившая демона - своего тезку, и Лабхрамари, уничтожившая демона Аруну. 
 
 
В домах, а зачастую и в общественных местах, в эти дни можно увидеть изображение Кумари - непорочной девы, перед которой совершаются пуджи (молитвы) и «катха». Катха состоит в зачтении ученым пандитом, хорошо разбирающимся в древних преданиях, специально подобранных отрывков из ветхих текстов, восхваляющих божество, которое он сопровождает толкованием, оживляемым многочисленными анекдотами и нравоучениями. Хороший катхак, как называется такой рассказчик, способен довести аудиторию до подлинного религиозного экстаза. Катха чрезвычайно популярна среди индусов, в особенности - в деревнях. Много шактистов в Бенгалии, где Дурга пуджа отмечается с особым пылом. После девяти ночей вознесения молитв изображения Дурги во главе огромных процессий проследуют к реке, к морю или пруду побольше, в глубине которых им суждено завершить свою жизнь.  Дуссеру празднуют не одни шактисты. В некоторых районах Индии девять ночей поровну распределяются между всеми тремя главными индийскими богинями; Дурга - первые три ночи, в следующие три - Лакшми, почитаемая вишнуитами, а в остальные три - Сарасвати. Поскольку  последняя является богиней искусств и учености, в эти три дня на  алтарях оказываются книги и... пишущие ручки, а деятели пера откладывают в сторону всякую литературную работу. Свои инструменты и  реквизит посвящают богине в эти дни музыканты и актеры, а в ряде районов страны - многие ремесленники. В Пенджабе в первые семь ночей Наваратри соблюдается пост. Это связано с легендой, рассказывающей о том, как злобные демоны, правившие когда-то Пенджабом, запретили людям питаться, пожирая все  сами. В ответ на молитвы явилась богиня-воительница Дурга, и после семидневной битвы обратила демонов в бегство. На восьмой день богиня явилась народу и, как бы сейчас сказали в Индии, «торжественно  открыла» победный пир для простого люда. И в наши дни восьмой день, прерывающий пост, отмечается в Пенджабе пышными обедами теми, кто может себе это позволить. 
            
 
Следует отметить, что в прошлом Дуссера была особенно популярной среди царей и князей. Вплоть до средневековья все военные операции раджи обычно начинали на десятый день Дуссеры. При этом Дурга довольствовалась молитвами и жертвами, одной из которых непременно бывал буйвол. Известно, что ей поклонялись прославленный маратхский полководец Шиваджи, сикхский гуру Гобинд Сингх, поднявший сикхов  против могольских правителей, а позднее, уже при англичанах, к ней  обращались бенгальские революционеры-романтики, боровшиеся против  колонизаторов. Что касается Дели и - более широко - Северной Индии, особенно штата  Уттар-Прадеш, то здесь Дуссера - праздник в честь скорее Рамы, нежели Дурги. Легенда повествует, что во время битвы за Ланку с   демоном Раваной, когда исход борьбы оставался неясен, царевич Рама сумел умилостивить Дургу, и та даровала ему победу. Герой молился и постился семь дней, а на восьмой, отнюдь не утомленный такой «сгонкой веса», сумел убить Равана. На девятый день царевич принес благодарственную жертву богине, а на десятый пустился с возлюбленной  женой Ситой и друзьями в обратный путь в родную Айодхью. В честь  этих событий в дни Дурготсавы в районах с преобладанием вишнуитов      устраиваются танцы и представления, изображающие подвиги Рамы  (Рамалила), зачитываются отрывки из «Рамаяны». В завершение Рамалилы сжигаются чучела архидемонов Раваны, его брата Кумбхакарны и сына Мегханада (громовержца), яростно сражавшихся с Рамой и его свитой. В индийской столице Рамалила чрезвычайно популярна и устраивается обычно в нескольких местах сразу. Наиболее известно представление, организуемое при огромном стечении народа на Рамлила Граундз (между  Джавахарлал Неру Марг и Асаф Али Роуд), которое посещается руководителями индийского правительства и представителями   дипломатического корпуса. Вслед за традиционным фейерверком загораются огромные чучела демонов, разбрасывая в вечернее небо столпы огня, когда взрываются заложенные в них петарды. Народ восторженно наблюдает за разрушением символов зла, оживленно  комментируя успехи и неудачи пиротехников.

19 октября 2015г.

22 октября 2015 года: Дуссира или Виджайя-дашами

 

Дуссира – один из наиболее популярных праздников Индии; празднества длятся 10 дней, начинаясь в первой день месяца Ашвин (сентябрь-октябрь).

 

Его по-разному отмечают по всей стране. На севере Индии он отмечается как Виджайя-дашами и посвящен победе Рамы над Раваной. В Бенгалии этот праздник отмечается как Дурга Пуджа. В Гуджарате это Наваратра, или праздник девяти ночей.

 

Рам-лила -- история жизни Рамы, героя «Рамаяны», имеет особенно важное значение на севере. В каждом городе или деревне «Рамаяна» либо читается, либо ставится на сцене в течение этого времени. “Рам-Чарита-Манаса” Тулсидаса составляет основу фольклорной постановки. Мальчики наряжаются разными героями и разыгрывают сцены из Рамаяны в течение девяти ночей. На десятый день, когда Рама убил десятиголового Равану, они двигаются процессией к площадке на открытом воздухе, где на земле устанавливаются огромные фигуры Раваны, его брата и сына. Рама выпускает стрелы в эти фигуры, которые взрываются, будучи начиненными огненными хлопушками. “Рамачандраджи ки джай!“, -- раздаются приветственные возгласы, отмечая победу добра над злом.

 

В долине Кулу в Химчал Прадеш Дуссира отмечается весьма оригинальным образом: божества соседних деревень, представленные серебряными или медными масками, вывозятся в украшенных паланкинах на просторную площадь. Рагхунатхджи, Высший Господь, возглавляет процессию на колеснице, влекомой преданными.

 

По всему Югу Дуссиру отмечают как праздник в честь убийства Махишасуры -- демона с головой быка, побежденного богиней Дургой. На протяжении девяти дней каждый дом устраивает Наваратри-колу – множество кукол располагается рядами или ярусами на украшенных ступенях; женщины и дети обходят вокруг и навещают эти праздничные устройства друг друга.

 

В дни, когда Майсор был царством, праздник Дуссира отмечался с большим размахом, пышностью и блеском. Традиционная процессия устраивается и сегодня, хотя уже без махараджи, и продолжает привлекать огромные толпы из-за пределов Майсора.

 

В Махараштре люди покупают листья дерева канчан или апта, символизирующие золото, и приносят их домой на этот праздник.

 

В Бенгалии Дуссира совпадает со временем начала сбора урожая. Этот праздник отмечается как Дурга Пуджа и является самым красочным праздником бенгальцев. Происхождение традиции поклонения Дурге уходит в эпические времена. Говорится, что Рама призывал помощь Дурги против царя-демона Раваны. Богиня Дурга – самое любимое божество бенгальцев. Для них она дочь , которая приходит навестить свою родню из дома в Гималаях во время Дуссиры. Ей поклоняются девять дней. На Дашами, или десятый день, они устраивают процессию и погружают изображение божества в реку Хугли.

 

Месяц перед пуджей, пратиме шилпи, -- это месяц искусных ремесленных работ, которые могут прославить семью. Сама работа совершается с большим религиозным воодушевлением, потому что воплощает духовные понятия в материальном созидании. Глаза рисуются последними – поскольку верят , что как только глаза нарисованы , изображение Богини оживает, она приходит на землю. Затем устраивается пиршество и прием гостей, а впоследствии образ погружают в воду .

 

В Гуджарате Наваратра, или праздник девяти ночей, имеет особое значение. Он празднуется в домах, храмах и местах поклонения Богине Дурге как праздник проявления Шакти (Силы), праздник Амбы (Матери-Земли). Семейное и храмовое празднество отмечается ритуалами, а публичные празднества связаны с весельем. В домах Амба Мата призывается в кумбх – наземный кувшин, наполненный водой. Орех бетеля и серебряная монетка находятся внутри, а кокос и листья дерева ашоки – сверху кувшина. Этот кувшин стоит на возвышении из земли, засеянной пшеницей и ячменем. В течении девяти дней и ночей гарбо – лампа – зажжена перед возвышением. На десятый день ростки, называемые джаварами , погружаются в реку или водоем, и гарбо забирают в храм Богини. Храмы особенно украшены и подсвечены в течении всего праздника Наваратри. Наваратру узнают по гарбам; танец, совершаемый женщинами вокруг гарбо (лампы) называется гарба. Танцуя, они хлопают, чтобы удерживать ритм и поют традиционные песни, также называемые гарба.  

11 октября 2015г.

Продолжаем публикацию "Шива-пураны" на русском языке (эти и некоторые из предыдущих глав опубликованы на русском впервые)! Выложена Первая часть (носящая название "Творение") "Рудра-самхиты"

10 октября 2015г.

К предстоящим праздникам Наваратри и Дурга-пуджа в разделе "Заметок" опубликованы 108 Имен Богини Дурги.

08 октября 2015г.

В раздел "Заметок" добавлен Ригведоктам Девисуктам -- Гимн Великой Богине из Риг-Веды

07 октября 2015г.

13 - 21 октября 2015 года: Маха-Наваратри 

 

Наваратри, праздник девяти ночей, посвящен Богине Дурге (Вселенской Матери) в ее девяти образах-формах.

 

1 день (13 октября, вторник): этот день посвящен богине Шайлапутри, дочери Хималаи. Это форма Шакти, спутницы Господа Шивы.

 

2 день (14 октября, среда): посвящен богине Брахмачарини, еще одной форме Матери-Шакти.

 

3 день (15 октября, четверг): посвящен богине Чандрагантхе, зримому воплощению красоты и отваги.

 

4 день (16 октября, пятница): посвящен богине Кушманде, сотворившей всю Вселенную.

 

5 день (17 октября, суббота): день богини Сканда-маты, матери предводителя божественного воинства Сканды (известного под именами Муруги, Карттикейи, Субраманьи).

 

6 день (18 октября, воскресенье): божество этого дня – Катьяяни, богиня с тремя глазами и четырьмя руками.

 

7 день (19 октября, понедельник): это день богини Каларатри, рассевивающей все страхи и невзгоды преданных.

 

8 день (20 октября, вторник): день богини Маха-Гаури, проявляющей мудрость и умиротворенность.

 

 

9 день (21 октября, среда): день богини Сиддхидатри, обладающей восемью особыми совершенствами и дарующей их мудрецам и йогинам. 

05 октября 2015г.

О Маркандея-пудже (продолжающей и дополняющей Шаштхи-пуджу), текст руководства к которой перевел и прокомментировал Димешвар, можно прочитать в разделе сайта "Заметки. Блоги. Ссылки". 

03 октября 2015г.

В раздел "Заметки. Блоги. Ссылки" добавлен очерк Александра Петровича Ольшевского "О значении термина "йога" в индийской религиозной традиции". 

02 октября 2015г.

Стих из "Джняна-санкули-тантры", выполненный Димешваром, а также краткие комментарии и примечание к нему помещены в раздел "Заметки. Блоги. Ссылки". 

30 сентября 2015г.

В раздел "Магазины и Интернет-магазины" добавлен Интернет-магазин для духовных искателей "Пчела", предлагающий полезные товары и представляющий издательство Натальи Дементьевой. 

29 сентября 2015г.

На нашем сайте в раздел оптовых поставщиков добавлена компания "Сандаловый Дом" — один из крупнейших оптовых Интернет-магазинов в области эзотерических товаров и сувениров из Индии и других стран Востока.

29 сентября 2015г.

В библиотеку нашего сайта добавлена книга А.М. Дмитриева "Падма Пурана. Избранные истории (краткий пересказ)".

29 сентября 2015г.

Опубликован новый рецепт блюда индийской кухни -- лимонного риса. Читайте в разделе "Заметок" и приятного аппетита!  

26 сентября 2015г.

Ситар в Петербурге 2015

Основные мероприятия фестиваля: 

23.10 15:00 — пресс-конференция в помещении Генерального Консульства Индии в Санкт-Петербурге 

23.10 18:30 — концерт-открытие в Белом зале Шереметевского дворца (наб. р. Фонтанки 34). в программе: выступление Атиш Мукхопадхияй (сарод, Калькутта) и Гульфам Сабри (табла, Дели), а также петербургские исполнители классической индийской музыки. 

24.10 13:00 — мастер-класс по табла и вокалу от Гульфама Сабри (ул. Рылеева 35. консульство Индии)

24.10 17:00 — концерт "Синтез Культур" в Доме Композиторов (Б. Морская 45) в программе: этно-джаз проект "Шведский стол" (О. Насонов), мультиинструменталист Сергей Гасанов, сюрприз вечера: Карл Густав Вестманн — исполнитель на ситаре из Швеции, впервые в России. Табла аккомпанемент — Денис Кучеров (СПб.)

25.10 19:00 — гала-концерт "Упоение Звуком" в Большом зале Академической Капеллы (наб.р. Мойки 20) 
в программе: известный ситарист-виртуоз устад Чхоте Рахимат Кхан (Панаджи) – старший брат блестяще выступившего на прошлом фестивале устада Рафик Кхана, и не менее известный и виртуозный исполнитель на табла пандит Раджендра Накод (Бангалор) в программе также выступление коллектива "САМХЕЙ" с участием ситариста из Швеции! 

26.10 14:00 — мастер-классы по ситару и табла от наших дорогих гостей устада Чхоте Рахимат Кхана и пандита Раджендры Накода в помещении Музея-института семьи Рерихов (18-я линия, д.1) 

27.10 19:00 — заключительный концерт "Музыка объединяет" в Мраморном зале Российского этнографического музея (Инженерная 4). Живая музыка и танцы в исполнении российских участников Фестиваля. 
Ансамбль импровизационной музыки "Сказка", ансамбль "Вайда-моторс" и другие коллективы. 
Ярмарка индийских товаров и угощений. 

28.10—30.10 Серия концертов в пространстве "Слон до неба" (ул. Репина 19). Программа уточняется.

В рамках фестиваля проводятся выставки живописи и графики. 

Заказ билетов: +7 9117962132 (Дмитрий) 
Справки по программе: +7 9213703151 (Александр)

26 сентября 2015г.

Начинаем публиковать рецепты индийской кухни: в разделе "Заметки" можно найти первый рецепт простого и знаменитого джира-райса (риса с индийским тмином). 

25 сентября 2015г.

В раздел "Авторское фото" добавлен новый альбом "Индия в лицах" (по материалам www.saraswata.ru).

Главная | О проекте | Видео Индосферы | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту