Глава одиннадцатая. РОЖДЕНИЕ БУДХИ Глава тринадцатая. СКАЗАНИЕ О ЛЮБВИ ПУРУРАВАСА И УРВАШИ

Глава двенадцатая. СКАЗАНИЕ О ЦАРЕ СУДЬЮМНЕ

Сута сказал:

Затем праведный Пуруравас, сын Будхи, от Илы родился,

Свершитель жертвоприношений и податель даров, [о нём] поведаю я. (1)

[Некогда] царь по имени Судьюмна, правдоречивый и обуздавший свои чувства,

Сев на коня из страны Синдху, отправился на охоту в лес246. (2)

В сопровождении нескольких придворных, [носящий] дивные серьги,

Захватив чудесный лук Аджагава247 с колчаном, полным стрел, (3)

Он ехал по лесу, стреляя руру, антилоп,

Зайцев, кабанов, птиц, быков, (4)

Слонят, буйволов, ланей и лесных петухов.

Убивая пригодных для принесения в жертву животных, царь вступил в лес Кумары, (5)

Находящийся у подножия горы Меру, божественный, украшаемый деревьями мандара,

Увитый лианами ашоки, где росли [деревья] вакула, (6)

Сала, тала, тамала, чампака, панаса,

Манговые деревья, нипа, мадхука и [лианы] мадхави, образующие беседки, (7)

[Полный] множества гранатовых, кокосовых и банановых деревьев,

Увитый цветущими лианами ютхики, малати и кунды, (8)

[С озёрами, по которым] плавали гуси и [утки] карандава, оглашаемый звуками, [издаваемыми] бамбуком.

Радующий жужжанием пчел лес, несущий всем [существам] счастье, (9)

Оглядывая, возликовал душой царь Судьюмна, окруженный слугами,

И любуясь цветущими деревьями, среди которых раздавалось кукование кокилей, (10)

Вошедший туда царь-провидец превратился в женщину тотчас же,

И даже конь его стал кобылой, и тогда был взволнован земли владыка. (11)

«Что это?» - терзаемый тревогой, он думал постоянно,

И погрузился в великое горе Судьюмна, наполненный стыдом: (12)

«Что делать мне, и как я возвращусь домой в обличье женщины,

И как я буду царством управлять, так кто же посмеялся надо мной?» (13).

Провидцы сказали:

О Сута! Сказанное тобой удивительно, о Ломахаршана,

Царь Судьюмна, равный богам, в женщину превратился. (14)

Какова причина этого, поведай, и что в том чарующем лесу

Содеял тот царь, подробно расскажи, о давший благой обет! (15)

Сута сказал:

Однажды, чтобы лицезреть Гиришу, Санака и другие провидцы248,

Освещающие [все] стороны [исходящим от них] сиянием, вместе [к нему] явились. (16)

В то время Шанкара, Махадева был занят

Любовной игрой со своею любимой супругой, и Благая была без одежды. (17)

На коленях сидящая у мужа, предающаяся утехам, очаровательная

Богиня Амбика, заметив их, будучи обнаженной, сильно застыдилась. (18)

Сойдя с колен мужа и взяв одежду, она оделась

И встала там, полная стыда, дрожащая, очень гордая. (19)

Провидцы же, увидев их, наслаждающихся любовью,

Обернувшись прочь, ушли поспешно в обитель Нары и Нараяны249. (20)

Увидев, что его жена сгорает от стыда, молвил Бхагаван Хара:

«Почему тебя терзает стыд, ведь я делаю то, что тебе удовольствие доставляет? (21)

Начиная с сегодня, тот мужчина, о прекрасноликая,

Который в заблуждении войдет в [этот] лес, в женщину превратится». (22)

Так те люди, которые знали, что этот лес проклят [Шивой],

Обходили его стороной, цветущий, но имеющий [такой] порок. (23)

Судьюмна, по незнанию этого, вошел вместе со спутниками

И обрел женскую природу вместе с ними, без сомнения. (24)

Обеспокоенный, царь-провидец не возвратился домой из-за стыда,

А стал бродить сюда и туда по опушке того леса. (25)

«Ила», - такое имя получил он, великий духом, будучи женщиной250.

И гуляя там, его встретил ее Будха, молодой сын Сомы. (26)

Увидев очаровательную [Илу] в окружении женщин,

Искусно подающую ему знаки любви251, её возжелал Бхагаван Будха. (27)

И она также возжелала Будху, сына Сомы, себе в мужья.

Тогда они по взаимной любви соитие совершили, (28)

И [Будха] зачал сына Пурураваса в её [лоне]. (29)

Томимая заботой, та женщина родила сына, находясь в лесу,

И вспомнила своего родового жреца Васиштху, лучшего из мудрецов. (30)

Он, видя положение Судьюмны, исполненный сострадания,

Удовлетворил Махадеву, Шанкару, благодетеля мира, (31)

И ему Бхагаван, довольный, пожаловал желанный дар.

Васиштха попросил, чтобы любимый царь вновь стал мужчиной. (32)

Шанкара, исполняя собственное обещание, молвил:

«Один месяц будет царь мужчиной, а один месяц – женщиной». (33)

Удостоившись такого дара, царь к себе домой возвратился

И стал править царством, праведный, милостью Васиштхи. (34)

Будучи женщиной, он оставался в своих покоях, а будучи мужчиной, властвовал над царством,

Но обеспокоенные этим подданные не приветствовали его радостно, [как прежде]. (35)

Со временем его сын Пуруравас вступил в пору юности, и тогда

Царь, передав ему царство и стольный град, удалился в лес [в облике Илы]. (36)

Отправившись в тот восхитительный лес, где росли разнообразные деревья,

И получив от Нарады превосходную мантру, состоящую из девяти слогов252, (37)

Царь [в облике Илы] стал повторять [эту] мантру постоянно, с сердцем, наполненным любовью,

Тогда довольная [им] Богиня [в своем проявлении], обладающим качествами, спасительница благая253, (38)

Восседающая на льве, предстала пред нею в чарующем божественном облике,

Опьяненная хмельным напитком, с очами, вращающимися от опъянения254. (39)

Увидев ее в божественном облике, совершив пред нею радостно земной поклон,

С очами, наполненными любовью, [Ила] вознесла хвалу Матери мира. (40)

Ила сказала:

Я лицезрею твой божественный образ, о Бхагавати, прославленный,

достойный нести благо всем мирам,

И я почитаю твои стопы-лотосы, о Матерь, которым служат сонмы богов,

[стопы], исполняющие желания и дарующие освобождение! (41)

Кто в теле смертного человека на земле знает тебя, о Матерь, в то время как все боги и мудрецы сбиты с толку?

И я в изумлении, видя все твоё могущество и милосердие по отношению к жалким людям, о Богиня! (42)

Шамбху, Хари, Рожденный из лотоса, Магхаван, Рави, Владыка богатств, Вахни, Варуна, Павана, Сома

И Васу не знают твоей мощи, так как же постигнет твои качества лишенный [подобных превосходных] качеств человек? (43)

Знает неизмеримо-блистатетельный Вишну тебя воочию, о Матерь, как Дочь океана, подательницу всех благ, твоё саттвическое [проявление],

Ка - как раджасическое [проявление], и Хара как Уму, тамасическое [проявление], но тебя, о Амбика, не имеющую качеств, никто не знает255. (44)

Чего общего у меня, убогой разумом, с твоей неизмеримой мощью и совершенной милостью256?

Но я знаю, о Бхавани, что ты совершаешь деяния, исполненные милосердия, которое ты являешь своим почитателям, охваченным любовью к тебе. (45)

Даже избранный тобою [в образе Лакшми] в мужья, Хари, Мадхусудана радости не достигает,

Но благие стопы того изначального Пуруши чисты лишь благодаря прикосновению твоей руки, несущей очищенье. (46)

Ах! Хари, древний Муж, радостно желает, чтоб ты его ударила ногой, точно ашоку257,

И ты в гневе бьешь мужа, припавшего к твоим стопам, терзаемого страстью, того, кого все боги восхваляют. (47)

На его груди ты пребываешь, о Богиня, постоянно в покое, как на обширном и изукрашенном ложе,

Как молния среди туч, и разве даже Владыка мира не [является] ваханой твоим? (48)

Если ты в гневе оставляешь Мадхусудану, о Матерь, то он становится бессильным и лишенным почитания,

Это также очевидно, как человека, хотя и мирного, но лишившегося богатства и достоинств, покидают родичи его. (49)

Разве Брахма и другие боги, не будучи молодыми женщинами, не находят днем и ночью прибежище у твоих лотосных стоп,

Я думаю, что тобой побеждены они, мужчины, и как я могу описать твою силу, о исполненная безграничной мощи? (50)

Мне нет разницы, кто ты, о Богиня, мужчина или женщина, обладающая качествами или не имеющая качеств,

Тебя я почитаю постоянно, исполненная любви258, и хочу [иметь] непоколебимую преданность тебе в конце, о Матерь! (51)

Сута сказал:

Так восхвалив [Богиню], царь [в образе Илы] нашел прибежище у нее,

И тогда довольная, даровала она ему слияние с собой259. (52)

Затем Судьюмна милостью Богини

Достиг высочайшего неизменного состояния, труднодостижимого даже для мудрецов. (53)

 

Так в первой книге махапураны Девибхагавата заканчивается двенадцатая

глава, называющаяся «Сказание о царе Судьюмне»

 

 

 

 

Глава одиннадцатая. РОЖДЕНИЕ БУДХИ Глава тринадцатая. СКАЗАНИЕ О ЛЮБВИ ПУРУРАВАСА И УРВАШИ
Главная | О проекте | Видео | Студия танца и музыки «Куджана» | Авторское фото | Религия Философия Культура | Библиотека | Заметки Блоги Ссылки | Индийский блокнот | Контакты | Обновления | Поиск по сайту